Символика цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – представить способы цветообозначений в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и определить их функцию. Исходя из данной цели мы поставили ряд задач:
1. Проанализировать различные подходы к понятию “цветообозначение” и выявить наиболее емкий из предложенных терминов, для дальнейшего использования.
2. Провести сплошную выборку слов с семантикой цвета из текста романа.
3. Определить функции цветообозначений в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
4. Выявить символику цветовых прилагательных, используемых в романе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Содержание понятия «цветообозначение» и классификация данной группы слов.
1.1. Проблема выбора термина для названия форм цветовых прилагательных в языке.
1.2. Проблемы классификации цветообозначений.
Глава 2. Функциональная характеристика цветообозначений.
2.1. Классификация цветообозначений по форме.
2.2. Функции передачи цвета
Глава 3. Роль цветообозначений в организации художественного текста романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их символическое значение.
3.1. Организация художественного текста романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» при помощи цветообозначающей лексики.
3.2. Основные цветообозначения и их символика в контексте романа.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.28 Кб (Скачать)

 

3.2. Основные цветообозначения и их символика в контексте романа.

В «Энциклопедии знаков и  символов» О.В. Вовк желтый цвет несет два основных значения: с одной стороны, он выражает тепло, ласковое сияние солнца, а с другой ассоциируется с желтизной кожи и увядающим осенним листом, что делает его мрачным символом болезни и смерти. Помимо этого Я.Л. Обухов связывает желтый цвет с такими психическими заболеваниями как шизофрения, бред, мания и эпилепсия, и говорит об особой символике серно-желтого цвета, как дьявольского, т.к. серу всегда связывали с чертом.

В романе М.А. Булгакова «Мастер  и Маргарита» символика желтого  цвета неоднозначна. Во-первых желтый цвет очень часто предваряет опасные события, происходящие по вине Воланда и его свиты. Так, перед встречей с Воландом, абрикосовая вода, которую купили Иван Николаевич и Берлиоз, «дала обильную жёлтую пену», предвещая неприятности, довольно-таки крупные по своим масштабам. Варенуха выпивает «стакан желтоватой воды» и видит «желтобрюхую грозовую тучу» перед встречей с Бегемотом и Азазелло, а глаза Римского светятся «желтеньким светом» перед появлением Геллы.

Так же можно трактовать желтый как цвет предательства(Иуду очень часто изображют в желтой одежде)1.Хотя в романе он описан без применения данного оттенка: «человек в белом чистом кефи, в новом праздничном голубом таллифе». А вот повествование о Понтии Пилате желтый цвет встречается часто: «Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив жёлтые зубы», «…на желтоватом его бледном лице выразился ужас», «краска выступила на желтоватых щеках Пилата». Основную вину в смерти Иешуа Булгаков возлагает на прокуратора, ведь именно он обречен на вечные муки и именно его предательство ведет Га-Ноцри прямо на смерть.

Сам автор характеризует  желтый цвет как тревожный в эпизоде с Маргаритой, когда «она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». На протяжении романа желтый цвет сопровождает образ мастера, это его «печальная черная шапочка с желтой буквой «М», здесь автор хочет подчеркнуть нездоровое психическое состояние героя. Даже Воланд, видевший всю историю рода человеческого, восклицает «Да, его хорошо отделали».

Однако иногда жёлтый символизирует не что иное, как душевную теплоту. Наиболее чётко этот смысл проявляется в следующей цитате: «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомства Мастера с Маргаритой, чьё очарование и привлекло писателя. Знак тем самым стал символом приходящей любви, разгоревшейся между двумя людьми, которые сумеют преодолеть многие трудности и остаться вместе.

Таким образом желтый цвет в романе имеет четыре основных значения, первые три из которых несут негативный оттенок: во-первых это опасность, имеющая мистический характер, во-вторых знак предательства Пилата и в-третьих символ сумасшествия  тревоги. Четвертое значение положительно, т.к. желтый цвет является символом вечной любви.

Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного, и роман «Мастер и Маргарита» подтверждает эту теорию. Действительно, в романе золотой цвет применятся лишь по отношению к по-настоящему выдающимся личностям, обладающим большой властью и могуществом. Именно по этой причине, мы думаем, Булгаков описал окружающее Пилата пространство (например, «золотой потолок»), используя этот цвет, а не какой-либо другой. Говорящим является и прозвище прокуратора «Пилат Понтийский, всадник Золотое копьё», означающее могущество Пилата, а если учесть, что прокуратор иногда сам называл себя так, то можно сделать вывод и о его уверенности в своих силах, в подвластности ему мира.

Зачастую золотой цвет употребляется и при описании Воланда. Это и его золотые часы, которые появляются в повествовании, когда он нанёс визит Степану Лиходееву, и портсигар, и коронки на зубах с правой стороны. Скорее всего, Булгаков делает это с той целью, чтобы показать то, что злом пропиталась каждая, даже самая незначительная, деталь человеческой жизни. Золотые часы символизируют вечность борьбы добра и зла, и пока время идёт, свет и тьма будут противостоять. Цвет, который мы сейчас рассматриваем, означает также силу и могущество самого Воланда, а также огромные возможности его свиты, примером чему может послужить золотая баночка с волшебным кремом, который принёс Азазелло Маргарите.

Таким образом, золотой цвет имеет одно основное значение, заключающееся  в могуществе и величии.

Чёрный  и белый. Эти цвета являются противоположными, но их символическое значение лучше рассматривать не по отдельности, а вместе, так как это поможет лучше понять их роль не только в понимании конкретных образов, персонажей, но и в понимании идей романа Булгакова. Стоит отметить, на наш взгляд, что в отличие от многих других цветов, использованных в романе и имеющих зачастую двоякий смысл, а следовательно, неоднозначную трактовку, значения чёрного и белого однозначны, поскольку они противоположны относительно друг друга. Сначала определим, какой смысловой оттенок несёт каждый из цветов.

«Белый цвет - природный символ цвета и дня, воплощение истины и добра, чистоты и невинности, божественности и жертвенности»2. Этот цвет достаточно часто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрим лишь несколько случаев. При описании Иешуа  Булгаков использует сочетание белого цвета с голубым, что свидетельствует об избранности, божественности героя. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой…»

В белом плаще был и  сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит  о высоком положении прокуратора  и его добросовестности, однако мы не можем утверждать его «святость» в связи с тем же плащом, ведь на нём был «кровавый подбой», означающий, что хозяин плаща, выполняя свои обязанности, лишил жизни немалое  число людей, некоторые из которых, возможно были невинны, как Га-Ноцри.

Что касается чёрного цвета, то он употребляется значительно  чаще, чем белый  и несет свое символическое значение. В «Краткой энциклопедии символов» черный цвет является отрицанием света, символом греха, небытия, всего несуществующего и ассоциируется с ночью, злом, невежеством, со всем ложным. «В мифологии черный цвет безраздельно принадлежит силам зла: падшим ангелам, чертям и самому хозяину преисподней»3.Особенно чётко данное смысловое значение проявляется при описании образов «тёмных», то есть злых, героев, в особенности Воланда. Стоит обратить внимание на такие детали, как то, что кот Бегемот был весь чёрный, Воланд был брюнетом, то есть черноволосым. Маргарита тоже имела чёрные волосы, причём автор подчёркивает цвет её волос именно в тот момент, когда она применила волшебный крем, который ей дал Азазелло, то есть после вступления героини в контакт с тёмными силами, со злом. Говоря о Воланде, следует отметить также, что чёрными были его брови, его правый глаз. Фактически перед лицом читателя предстаёт абсолютное зло, сконцентрированное в одном теле. Пониманию этого способствует и набалдашник на трости специалиста по магии, причём важно не только то, что и он тоже имел такой же цвет, но ещё и его форма, представлявшая собой голову пуделя, который берет свои истоки еще у Гете в «Фаусте». 

Чёрный цвет символизирует  не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть. Например, в вечер знакомства Берлиоза и Бездомного с Воландом в небе «бесшумно чертили чёрные птицы», которые символизировали не что иное, как скорую гибель Михаила Александровича, и автор вводит их в повествование, чтобы подготовить читателя к развязке этого эпизода и заодно показать образ Воланда как могущественную силу, ведающую и о прошлом (рассказ специалиста по чёрной магии о завтраке с Кантом), и о настоящем (моментальные ответы Воланда на вопросы Берлиоза, не успевшие ещё прозвучать), и о будущем (предсказание специалистом того, каковой будет смерть председателя правления). Следует также отметить, что погибшего закрыли «наглухо до подбородка чёрным платком», а известие о его смерти сопровождалось в Грибоедове «видением в аду», в соответствии с которым «вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой», а под его командой в Караибском море плыл «бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой». Слова, употреблённые писателем, говорят сами за себя, можно лишь добавить то, что «адамова голова» под флагом – это своеобразное воплощение в ином образе отрезанной головы Берлиоза под платком.

Хотя и белый, и чёрный цвет дают достаточно хорошее и точное представление о персонажах и  о происходящих событиях, их сочетание  намного важнее для понимания  смысла самого романа «Мастер и Маргарита». Уже в самом начале произведения перед нами предстаёт Бездомный, облачённый в белые штаны и  обутый в чёрные тапочки. В главе  «Казнь» встречается описание грозы: «Края её (грозовой тучи) вскипали белой пеной, чёрное дымное облако отсвечивало…», –  а также: «Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрной влагой и огнём тучи». Подобных примеров, в которых встречается сочетание чёрного и белого цветов, можно привести множество, и чаще всего это сочетание представляет собой ярко выраженную антитезу. Если развить мысль о роли такой антитезы в романе «Мастер и Маргарита», то можно прийти к тому выводу, что главная тема произведения Булгакова представляет собой противоборство добра и зла, света и тьмы, чему мы находим подтверждение практически в каждой главе и в описании явлений природы, и в описании людей. Исходя из того, что конкретно описывает автор, можно выделить два основных «направления», в соответствии с которыми происходит распределение сил: с одной стороны, противоборство может иметь место в природе, в обществе между отдельными представителями человечества или любыми другими живыми существами, с другой – мы встречаем своеобразное раздвоение самих персонажей, их внутреннюю борьбу, сопротивление или подчинение одного начала другому. Основываясь на указанной теме и на том, каким образом автор применяет сочетание тех или иных образов и вещей, имеющих чёрный и белый цвета, мы можем выделить основную мысль, основную идею, раскрывающуюся Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Эта идея заключается в невозможности существование добра и зла друг без друга. Эту же мысль подтверждает в своих словах Воланд: «Ты произносишь свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Не хочешь ли ты отобрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Таким образом, с помощью исследования роли цветов в произведении Булгакова мы смогли не только установить соответствия между отдельными образами тех или иных персонажей, настроением повествования и цветами, но и верно определить тему и идею романа, заключающуюся в невозможности раздельного существования света и тьмы, добра и зла. Помимо рассмотренных цветов, Булгаков применяет и другие, в число которых входят рыжий, синий и зеленый цвета.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе было проведено  исследование цветообозначающей лексики на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором учитывалась разносторонняя характеристика цветообозначений, в частности, структурные особенности, стилистические и функциональные признаки. Также была определена символика некоторых цветов, наиболее часто встречающихся в романе.

При помощи цветовой лексики  М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» реализуют свои художественные и концептуальные позиции. Цветонаименования помогают отразить мысли, чувства, настроения, создать портретную характеристику героя и пейзажную зарисовку. Помимо этого цветообозначающая лексика несет определенную символическую нагрузку.

Целью нашего исследования было представить способы цветообозначений в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и определить их функцию. Цель  можно считать достигнутой, так как поставленные нами задачи выполнены, а именно:

1. рассмотрены различные  подходы к понятию «цветонаименований» и их классификации;

2. проанализирован тексты  романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения наличия в нем цветовых прилагательных;

3. определены функции цветообозначений в анализируемом тексте

4. создана классификация цветообозначающей лексики по форме и функции, отраженной в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Результаты проведённых  исследований позволяют сделать  следующий вывод: цветообозначающая лексика является источником создания наиболее ярких и живописных образов. Использование цветовых прилагательных М.А. Булгаковым  в романе«Мастер и Маргарита» глубоко символично.

Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты. Более  того, в ходе исследования наметились новые перспективы изучения цветообозначений. Так, например, представляется возможным исследовать цветовую лексику в рамках сопоставления двух и более авторов. Кроме того, динамика изменения использования цветообозначающей лексики в текстах различных временных периодов также может высветить существенные тенденции в развитии языка.

Использование цветовой лексики  в лингвистике также заслуживает  более подробного изучения, ведь очевидно, что данная лексика играет важную роль в создании художественных произведений.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке классифицировать формы и функции  цветообозначений.

              Практическая значимость работы  видится нам в том, что ее  результаты могут применяться  на занятиях по русскому языку и литературе в школе.

Информация о работе Символика цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»