Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:58, контрольная работа
Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В тот же отрезок времени – в 1894–1895 годах – водят три сборника “Русские символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их издателя - молодого поэта Валерия Брюсова. Сюда же примыкали начальные книги стихов Константина Бальмонта – “Под северным небом”, “В безбрежности”. В них исподволь тоже кристаллизовался символистский взгляд на поэтическое слово.
При чтении «Деревни» нельзя не заметить,
что почти все события в повести происходят
в сумрачном свете. Образный мотив, создающий
основное настроение, - дожди или серый
снег: «ночью опять лил дождь, темь была,
хоть глаз выколи» «дождь обрушился на
землю с такой силой, что стали мелькать
страшные мысли в потоку»; «Утро было серое.
Под…серым снегом серой была и деревня»…
К концу повести эти картины выливаются
в одну, обобщающую: «Бури и ледяные ливни,
дни, похожие на сумерки, грязь в усадьбе…необозримые
пашни и озими вокруг Дурновки и без конца
и идущие над ними тучи опять полили ненавистьтю
к этой проклятой стране, где восемь месяцев
метели, а четыре – дожди». В повести настойчиво
звучит мотив обреченности или прокаженности.
Этот смысл заключен в слове «дурновцы».
Кузьма Ильич говорит брату: «Запомни;
наша с тобой песня спета. И никакие свечи
нас с тобой не спасут. Слышишь? Мы – дурновцы!»
а сама Дурновка все глубже тонет в бесконечных
дождях, «в серой несущейся мути». Таким
образом, упадок, вырождение деревни воспроизведено
Буниным с огромной художественной силой.
Переплетение светлых и темных сторон
жизни – постоянная тема бунинской прозы,
ему свойственен пафос трагичности. Даровиты
и красивы люди, но отвратительны условия
их быта. Герои повести ожесточенно спорят.
Они спорят о судьбе народа, об истории
России, о ее правителях. В произведении
ярко проявился демократизм писателя.
Повесть «Деревня», как и творчество Бунина
в целом, утверждала реалистические традиции
русской классической литературы в век,
когда они подвергались нападкам и отрицались
модернистами и декадентами. Для прозы
Бунина характерны главные свойства стихотворной
речи: эмоциональная напряженность и ритмический
строй. В ней (прозе) захватывает богатство
наблюдений и красок, сила и красота языка,
гармоничность стиля, искренность тона
и правдивость. Чувство родины, языка,
истории у Бунина было огромно. Он говорил:
«Все эти возвышенные слова, дивной красоты
песни, соборы – все это нужно, все это
создавалось веками». Одним из источников
его творчества была народная речь. Я считаю,
что И. А. Бунин своими произведениями
заставил общество задуматься над положением
крестьянства в России.
В повести Бунина запечатлена жизнь в
ее многообразных проявлениях. Основной
тон его прозаического слова о России,
деревне, грустный – от элегии до крайней
тоски и отчаяния. И все же, даже в этом
произведении звучит хвала всему живому,
человечному – тому, что всегда дорого
и светло.
1.Баборенко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии. - М., 1967.
2. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001.
3.Вантенков И. П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг). - Минск.: Изд-во БГУ, 1974. - 158с.
4. Гейденко В. А. Чехов и Иван Бунин. - М., 1976.
5. Георгиевский А. С. Бунин и Россия // Русский литературоведческий журнал. - № 12. - 1999. - с. 53-66.
6.Акмеизм, или адамизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1.
7. Городецкий С.
Некоторые течения в
8. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Критика русского постсимволизма: Антология. - М.: Олимп, АСТ, 2002. - 384 с. - С. 20 - 25.
9. Жирмунский В.М. Преодолевшие
символизм.: статья [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://gumilev.ru/main.phtml?
10. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта: Материалы науч. конф. / Сост. М.З. Воробьева, И.Б. Делекторская, П.М. Нерлер, М.В. Соколова, Ю.Л. Фрейдин. - М.: РГГУ, 2001. - 320 с. С. 282 - 316.
11. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. - Томск: Водолей, 2000. - 704 с.
12. Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Об искусстве. - М.: Искусство, 1995.
13. Банников Н.В.
“Серебряный век русской
14. Культурология. Учебное пособие ПГЛУ, Пятигорск, 1998.