Роль этикета и этикетных слов в жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:00, творческая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, почему человек должен употреблять этикетные слова.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу, узнать значение слов «этикет» и «этикетные слова», происхождение этикетных слов.
2. Провести анкетирование среди одноклассников и проанализировать его.
3. Рассмотреть подробно речевой и религиозный этикет, провести беседу с отцом Владиславом храма имени Георгия Победоносца.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие об этикете……………………………………………….7
Глава 2. Правила разговора. …………………………….……………….11
2.1. Заповеди речевого этикета…………………………………………...11
2.2. Религиозный этикет…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список литературы …………………………………… ………………..24
Приложение…………………………………………………………….. ..25

Файлы: 1 файл

Поздеева А — копия.doc

— 5.05 Мб (Скачать)

      «Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ). Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» - «отблагодарю», формы 1 лица единственного числа от «пожаловать».   «Пожалуй», в свою очередь, является сокращением от «пожалую», по аналогии с упомянутым ранее «благодарствуй». Древнерусское «жаловати» означало «любить», буквально «дарить что-либо из любви без правового основания». Очевидно, что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что

люблю».   Конечно, частица «пожалуйста» далеко не всегда употребляется в качестве ответа на благодарность, и в таком случае «пожалуй» в его корне – глагол повелительного наклонения, то есть подразумевает «подари, если любишь».

      Формулы вежливости – типичные этикетные знаки. Но своей звуковой материей, тем, как организованна их форма, они подобны обычным словам. Формулы вежливости порождены речью и не порывают с ней,  хотя и играют в общении ту же роль, что и этикет. А у некоторых из них, например, у традиционных поздравлений, устойчивым оказывается вообще только сам скелет выражения, а конкретно наполнение его словами может достаточно свободно меняться. Так, формула «предлог с + название события в творительном падеже» соответствуют фразы: С успехом! С днем рождения! С новосельем! Эти выражения в формулы еще не превратились.

       Извинение – основание для оправдания.

 «Извините!»,  «Простите, пожалуйста!», «Простите!». Эти слова тоже знакомы всем, только стоит их употреблять в речи и не стыдиться.

      Таким образом, каждый человек должен владеть заповедями речевого поведения, чтобы общение между людьми было приятным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Религиозный этикет

 

      Немаловажная роль в современном мире отводится нормам религиозного этикета. Если раньше церковь была отделена от государства, то сейчас и церковь, и государство выполняют одну функцию – нравственное оздоровление общества. Заглянем в прошлое, вспомним правила жизни

Л.Н. Толстого и  заповеди Д.С. Лихачева.

     Лев Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности. Дневники Льва Николаевича Толстого — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания, записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день.     «Ежели воля преоблaдaет нaд телом, что есть низшая ступень ее развития, то тело перестает существовать самостоятельно, a существует одна воля телесная», - писал Л. Толстой. [1;7] Вот некоторые правила, составленные русским писателем:

« Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное. Спи как можно меньше. Ежели ты начал, какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала. Придумывай себе как можно больше занятий. Довольствуйся настоящим. Ищи случаев сделать добро. Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой».

      Дневники Толстого — явление уникальное. Неоднократно, в разные годы, в целях самосовершенствования Толстой пытался сформулировать для себя правила жизни. [Приложение 13,14].

      Дмитрий Сергеевич Лихачев - один из самых интересных и талантливых людей России минувшего века. Он является одним из символов интеллигентности, духовности. Этот человек оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что он изучил и культуру, и духовную жизнь, быт, искусства русского человека на протяжении многих веков.

Д.С. Лихачев призывает всех быть интеллигентными, он считает, что это социальный долг человека и верный путь к его счастью. Лихачев, желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, обращался к ним в «Письмах о добром», составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди [5; 11]:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

     Д.С. Лихачев писал: « Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а, прежде всего, той атмосферой, которая царит в семье». Выполняя эти заповеди, ты станешь настоящим человеком способным отвечать за всё происходящее вокруг. [5]

     Д.С.  Лихачев  утверждает, что человек  должен начать с себя. Он также отмечает: «Никогда не ворчите! Будьте тактичны и вежливы!».   « Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Что же самое главное в жизни? …В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке…» - писал Лихачев Д.С. [11], [приложение 18,19].

      Правила Л.Н.Толстого и Д.С. Лихачева строятся на религиозном этикете. Нам в этом поможет беседа с отцом Владиславом. [Приложение 9]

      Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс. [Приложение 8].

     В  ходе беседы с отцом Владиславом  храма Георгия Победоносца, расположенного в поселке Сыга,  было задано несколько вопросов:

1. Зачем нужен религиозный этикет?

2. Все ли  прихожане знают и выполняют его?

3. Когда нужно начинать говорить об этикете ( в каком возрасте)?

4. Какую роль должен играть этикет в семье?

5. Назовите, пожалуйста, нормы или заповеди, которые должен соблюдать верующий человек?

    На  первый вопрос отец Владислав ответил: «Под религиозным этикетом понимается общая характеристика всех религий вместе, но мы будет рассматривать православный этикет, так как мы русские люди.  У нас своя культура, обряды, обычаи для православного этикета – русские нормы. «Русский человек без Бога – дрянь», такое выражение  отец Владислав привел у Федора Достоевского. Он хотел этим сказать, что человек должен быть образованным, а слово «образование»  произошло от слова «образ Божий», и еще добавил, что очень много на сегодняшний день людей, которые живут без образа, то есть потеряли образ Божий – это, к сожалению, наркоманы, алкоголики».

    На второй вопрос был дан ответ: « Все знают самую большую заповедь (Матфея 22:35-40; Марка 12:28-34; Луки 10:25-28). Однажды когда Иисус Христос проповедовал, один законник спросил Его, какая же самая большая заповедь. Иисус ответил [Приложение 22], [9

] :  «Возлюби Господа Бога твоего    всем сердцем твоим,  и всею душею твоею,   и всем разумением твоим»;  Вторая же подобная ей: «Возлюби ближняго твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях  утверждается весь закон и пророки». Это, значит, любить Господа Бога,  любить всех людей и помогать им».

    Отец Владислав сказал: «Все знают эти две заповеди, но не все их выполняют, так как человек грешный, он даже сказал, что он тоже не безгрешный, может только так ответить человек, что он безгрешный – неверующий и  высокомерный.  Совесть у человека должна быть чистой, а не грубой.  А десять Заповедей Ветхого Завета полностью знают единицы, остальные знают одну или две, которые в течение почти 2000 лет являются основой всех цивилизованных обществ:

          1.  Я Господь Бог твой,                       (Исход)

                да не будет у тебя других богов.          (20:2,3)

            2.  Не делай себе идолов и не служи им.      (20:4)

           3.  Не говори имя Господа Бога, если не нужно. (20:7)

            4.  Шесть дней работай,

                а седьмой день отдавай Господу Богу.     (20:8)

            5.  Почитай отца и мать твоих.               (20:12)

            6.  Не убивай.                                 (20:13)

            7.  Не прелюбодействуй.                       (20:14)

            8.  Не кради.                                  (20:15)

            9. Не говори неправду про других.           (20:16)

           10.  Не желай ничего чужого; не завидуй.       (20:17)

Соблюдение  заповедей создает благополучие в нашей жизни, на земле, а также и вечное спасение.

      На третий вопрос отец Владислав однозначно ответил, что нужно учить детей  нравственным правилам с самого рождения.

      На четвертый вопрос он сказал, что « у человека только душа бессмертна. Бог есть дух, и Бог есть любовь.  Человек весьма ограниченный. В каждой русской православной семье соблюдаются нормы православной церкви».

      На последний вопрос ответил,  что верующий человек предписывает  соблюдение множества норм: соблюдение заповедей, регулярное посещение церкви, ежедневные молитвы, соблюдение церковных праздников, постов, проведение определенных жизненных событий (крещение, венчание, похороны) по церковным канонам.

   В ходе  посещения храма имени Георгия Победоносца в поселке Сыга и беседы с отцом Владиславом можно сделать вывод,  что мы, учащиеся,  мало знаем о нормах, обычаях и законах церкви и что нужно чаще посещать церковь и слушать проповеди священника, чтобы быть образованным человеком. [Приложение 9]. Речь отца Владислава спокойная, уверенная. Он взвешивает каждое слово, в которое вселяет и надежду, и веру, и любовь. Церковные и старославянские слова, которые используются и в молитве, и в заповедях, имеют магическую силу. Если современный человек это понимает, он не будет и злословить, и сквернословить. 

  Правила жизни Л.Н.Толстого и заповеди Д.С. Лихачева строятся на религиозном этикете, фундамент которого – нравственность.  

 

 

Заключение

        Современный человек должен знать правила этикета и владеть ими.

       Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

      Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

     В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

       Правила жизни Л.Н.Толстого и  заповеди Д.С. Лихачева строятся  на религиозном этикете, фундамент  которого – нравственность.     Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

     Гипотеза исследования подтвердилась, что владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры человека. Этикет основан на нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.  Толстой  Л.Н. Дневники 1847-1894. Собрание сочинений в 22-х томах,                т.21.стр.4 - М.: Художественная литература, 1985.

2. Толковый словарь  русского языка: Ок. 100000слов, терминов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. -27-е изд., испр.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. -736 с.

3. Чудакова Н.В.  Этикет от А до Я для детей  и взрослых. – М.: АСТ, 1997.

4. Электронный ресурс – режим доступа: http://esperanto-plus.ru

5. Электронный ресурс – режим доступа: http://festival.1september.ru

6. Электронный ресурс – режим доступа: http://greatp.ru

7. Электронный ресурс – режим доступа: http://www.apkpro.ru

8 . Электронный ресурс – режим доступа: http://www.zatebya.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Диаграмма № 1

 

 

Диаграмма № 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диаграмма № 3

 

 

 

 

 

Диаграмма № 4

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

Группы  вежливых слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Заповеди  речевого этикета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль этикета и этикетных слов в жизни современного человека