Роль этикета и этикетных слов в жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:00, творческая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, почему человек должен употреблять этикетные слова.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу, узнать значение слов «этикет» и «этикетные слова», происхождение этикетных слов.
2. Провести анкетирование среди одноклассников и проанализировать его.
3. Рассмотреть подробно речевой и религиозный этикет, провести беседу с отцом Владиславом храма имени Георгия Победоносца.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие об этикете……………………………………………….7
Глава 2. Правила разговора. …………………………….……………….11
2.1. Заповеди речевого этикета…………………………………………...11
2.2. Религиозный этикет…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список литературы …………………………………… ………………..24
Приложение…………………………………………………………….. ..25

Файлы: 1 файл

Поздеева А — копия.doc

— 5.05 Мб (Скачать)

     А вот в правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице.

      Важнейшей стороной морали профессионального поведения каждого делового человека или предпринимателя является [приложение 6] служебный этикет. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.

     Нормы праздничного этикета [приложение 11] научат вас правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие. Благодаря этим правилам, вы останетесь довольны собой и удачно проведенным вечером, а также сможете продемонстрировать всем присутствующим свою культуру поведения.

     Профессиональный этикет – это определенный набор моральных норм, определяющих отношение человека к требованиям своего профессионального долга. Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности. Одним из профессиональных этикетов является воинский этикет [приложение 7] - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.                                                                            

  Немаловажная роль в жизни современного общества отводится свадебному этикету. И хоть говорят, что правила придуманы для того, чтобы их можно было нарушать, к этим все-таки стоит прислушаться. Ведь они относятся к основным моментам проведения свадебного торжества. Невеста, жених и свидетели постоянно будут находиться на виду у гостей, фотоаппарата и камеры, поэтому не должны забывать о том, как они себя ведут и как выглядят. Да и гостям не помешает ознакомиться с нормами поведения за свадебным столом.

     Дипломатический этикет [приложение 8] - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

     Современный этикет [приложение 12] регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.    Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

       Несомненно, без соблюдения нравственных  норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, потому что нельзя жить, не уважая друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правила разговора

 

2.1. Заповеди речевого  этикета

 

                                                       На  доброе слово не надо скупиться.

                                                                      Сказать это слово - что дать напиться.

   Со словом  обидным – нельзя торопиться,

                                                              Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

                                                                                                 Н. Рыленков

 

   Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры, одеваться, на которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.

     Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но, не утрируя вежливость [приложение 1].  В «свете» говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьёзной полемики, особенно в разговорах о политике и  религии.

   Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь, говорить. В обществе не следует начинать говорить о себе.

     Существуют заповеди речевого поведения.

1)Всегда знай, с какой  целью и зачем ты говоришь.

2)Умей находить общий язык с собеседником.

3)Помни, что вежливость  – основа речевого поведения.

4)Избегай многословия.

5) Владей культурой языка.

6) Умей не только говорить, но и слушать.

7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

 Это должен знать  каждый воспитанный человек! [приложение 4]

       Любая  беседа, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение: младший первым приветствует старшего, мужчина – женщину, молодая девушка – взрослого мужчину, младший по должности – старшего.

     Формулы приветствия в речевом этикете выделяются следующие:

Пожелание здоровья: Здравствуйте!

Указание на время встречи: Добрый день! Доброе утро!

Эмоциональные пожелания: Очень  рад!

Уважительная форма: Моё  почтение!

Специфическая форма: Здравия желаю!

Молодежный сленг: Хай! Хелло!

    В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», то есть здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею».   Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья.      Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701». [Приложение 15,16], [6]                                                                                                          Приветствие – обращение к кому-нибудь с приветом; речь с выражением привета.  Приветствие – одно из самых важных знаков речевого этикета. Не владеть формулами приветствия – значит, быть чужим, не уметь общаться. Недаром в русских народных сказках одним из признаков дурака является то, что он путает приветствия.

     Когда встречают знакомых, им говорят: «Здравствуйте!» или «Привет!», иногда - «Приветствую Вас!». И конечно, никогда не соединяют разные приветствия вместе, например: «Приветствую Вас, здорово!» или «Мое почтение, привет!». Это было бы совершенно невозможно, потому что каждая формула приветствия имеет свое собственное употребление, выражает особые отношения, связана с определенной ситуацией.

     Так, формула «Привет!» выражает близкие, непринужденные отношения и широко распространена среди молодежи. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Мое почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего пожилые люди.

     «Здорово!» - мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И, конечно, его никак нельзя рекомендовать девочкам.

      В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят: «Приветствую вас!» или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!». И во всех ситуациях уместно приветствие «Здравствуйте». Оно универсально, поэтому, употребляя его, мы не рискуем ошибиться.

      Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении.

 Здороваясь со знакомыми,  мы подтверждаем этим свое  знакомство и выражаем желание  продолжать его. Нас беспокоит,  когда хороший знакомый, проходя  мимо, только слегка кивает головой  или вовсе не замечает нас. 

     Ведь перестать здороваться – означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство. И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение. Поэтому, входя в учреждение, сначала здороваются и только потом начинают излагать свое дело.

     У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое, время суток, и то, кем является приветствуемый и чем он занят в данный момент. По-разному здороваются с пастухом и кузнецом, с охотником, с гостем и с попутчиком, с теми, кто занят работой, и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание. Именно из пожелания и возникает большинство приветственных формул, поэтому первоначально они должны быть очень разнообразными.

      Со временем приветствия, конечно, меняются. Еще в XVIII в. Формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю тебе здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились в военной среде, сделались уставной формой. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто-нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!».

      Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», которые широко используются в современной русской речи наряду с «Здравствуйте!». В сравнении со словами «Здравствуй!», «Здравствуйте!» у них есть даже некоторое преимущество. В приветствиях «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!» не содержится обращение на «Ты» или на «Вы», поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку. Не решаясь выбрать «Здравствуй!» или «Здравствуйте!», мы предпочитаем менее определенные выражения: «Доброе утро!».

        Существуют и формулы прощания. Самая распространенная из них: До свидания! 

Прощание на неопределенный срок: Прощайте! Мне пора!

Прощание-пожелание: Всего хорошего! Всего доброго!

Пожелание здоровья: Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Просторечные  формулы: Пока! Всего! Салют!

Устаревшие  формулы: Честь имею откланяться! Разрешите  попрощаться!     

  Известно, что слова-прощания произносят при окончании беседы. Это и означает, что разговор окончен. Данные слова выражают:

1. Пожелание: «Всего Вам доброго (хорошего)!», «До свидания!»; 

2. Надежду на новую встречу: «До вечера (завтра, субботы)», «Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго!» «Надеюсь на скорую встречу!»; 

3. Сомнение в возможности ещё раз встретиться «Прощайте! Вряд ли ещё увидимся», «Не поминайте лихом!»

      Кроме обыкновенных форм прощаний, существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

     Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку.

- Вы  прекрасно выглядите.

- Вы очень обаятельны.

- Вы хороший специалист.

- С Вами приятно иметь дело.

- Приятно было  познакомиться!

- Вы очень   интересный человек.

      Отсутствие слов- прощаний не говорит о том, что человек ушёл «по-английски», это говорит или о негативном отношении человека, или о его невоспитанности.

       Поговорим о формулах благодарности.   

      «Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу». [4; 15]

        Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно «спускались они с небес», становясь обычными формулами выражения признательности, и постепенно

утрачивали  особенности книжных слов. Поэтому  и русские формы по происхождению своему таковы же: «исполать», «спасибо», «благодарю».  «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», то есть  «спасибо». Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. «Спасибо» – сказанное с достоинством и значительно. По происхождению своему «спасибо»…: спаси бог!…

       «Благодарю» – от русского «благодарствую», то есть «приношу благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной литературе, редко – в речи людей старшего поколения.   Это слово, как и многие слова, с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и другие), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».   Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на благодарность. В русском языке используются при этом следующие речевые формулы: Пожалуйста; Не стоит; Не надо благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение);

Информация о работе Роль этикета и этикетных слов в жизни современного человека