Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:00, творческая работа
Цель исследования: изучить, почему человек должен употреблять этикетные слова.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу, узнать значение слов «этикет» и «этикетные слова», происхождение этикетных слов.
2. Провести анкетирование среди одноклассников и проанализировать его.
3. Рассмотреть подробно речевой и религиозный этикет, провести беседу с отцом Владиславом храма имени Георгия Победоносца.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Введение ………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие об этикете……………………………………………….7
Глава 2. Правила разговора. …………………………….……………….11
2.1. Заповеди речевого этикета…………………………………………...11
2.2. Религиозный этикет…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список литературы …………………………………… ………………..24
Приложение…………………………………………………………….. ..25
Управление образования Администрации города Глазова
Исследовательская работа по русскому языку
Роль этикета и этикетных слов
в жизни современного человека
Глазов 2013
Оглавление
Введение ………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие об этикете……………………………………………….7
Глава 2. Правила разговора. …………………………….……………….11
2.1. Заповеди речевого этикета…………………………………………...11
2.2. Религиозный этикет…………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………… ………………..24
Приложение……………………………………………………
Введение
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо. Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое — осуждается? На эти вопросы отвечает этика. Этика — это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали, то есть о нравственности.
Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХVI, когда гостям были розданы карточки, этикетки, с изложением того, как они должны держаться.
Англию и Францию называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение силе в XV столетии господствуют в обеих странах. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. И в Германии свирепствует жестокая война, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою, а дворянство невежественно. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
В России при Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» о хороших манерах.
Богата и содержательна
Тема
исследования называется «Роль этикета и этикетных
слов в жизни современного человека».
Методы исследования: изучение теории, анкетирование, беседа, анализ, обобщение. Предмет исследования: значение и происхождение этикетных слов. Гипотеза моего исследования состоит в предположении, что владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры человека.
Цель исследования: изучить, почему человек должен употреблять этикетные слова.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу, узнать значение слов «этикет» и «этикетные слова», происхождение этикетных слов.
2. Провести анкетирование среди одноклассников и проанализировать его.
3. Рассмотреть подробно речевой и религиозный этикет, провести беседу с отцом Владиславом храма имени Георгия Победоносца.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
В процессе работы проведено анкетирование учащихся 5 класса МБОУ «СОШ №10».
1. Знаешь ли ты, что означает слово «этикет»?
2. Используешь ли ты в своей речи этикетные слова?
3. Как ты считаешь, можно ли в
жизни обходиться без этикета, этикетных
слов?
4. Как часто ты говоришь «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»?
5. Назови одно из главных правил этикета?
На вопросы анкеты отвечали 24 человека.
Результаты анкетирования показывают, что 20 человек знают, что означает слово «этикет», но, к сожалению, 4 человека не понимают его значения.
[ Приложение 1, диаграмма № 1]
Используешь ли ты в своей речи этикетные слова? Выяснилось, что большинство учащихся используют в своей речи этикетные слова – 14 человек, 2 человека – нет, иногда - 7 человек. Они вовсе не стремятся пользоваться знаниями этикета в повседневной жизни, вспоминая о них только в «экстренных случаях». [Приложение 1, диаграмма № 2]
На вопрос: «Как ты считаешь, можно ли в жизни обходиться без этикета, этикетных слов? » - ребята ответили неоднозначно: нет – 20 человек, да – 3 человека и не знаю – 1. [Приложение 2, диаграмма № 3]
На 4 вопрос: «Как часто ты говоришь «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»?» - одноклассники ответили: всегда – 11 человек, почти всегда -13. Это говорит о том, что дети боятся использовать в речи этикетные слова [ Приложение, диаграмма № 4].
На последний вопрос: «Назови одно из главных правил на твой взгляд этикета?» было предложено 14 разных правил:
1. Не знаю, ответило 4 человека.
2. Затрудняюсь написать – 1 человек.
3. Нужно всегда говорить этикетные слова – 5 человек.
4. Уступать место в автобусе пожилым людям.
5. Не чавкать во время еды и держать спину прямо.
6. Главное правило этикета: всегда здороваться с людьми.
7. С взрослыми людьми обращаться культурно.
8. Всегда говорить спасибо и, пожалуйста – 2 человека.
9. Всегда говори «да», но не говори «нет».
10. Всегда будь вежлив – 3 человека.
11. Всегда надо здороваться с учителями и друзьями.
12. Вести себя культурно – 2 человека.
13. Главное быть человеком.
14. Быть добрым.
На данный вопрос ребята отвечали разносторонне, каждый в свою меру воспитанности родителям. Знание этикета имеет силу только «в руках» воспитанного человека, потому что для него этикет – это не приложение, а непременная составляющая ежедневного общения, поведения. Таким образом, главное не знание этикета, а воспитанность человека.
На
основании опроса можно
культуры человека. Выступление на уроке русского языка, школьной научно-практической конференции по данному вопросу позволит нам найти своих
единомышленников. В этом и заключается практическая направленность работы.
В
работе использованы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Исследование сопровождается презентацией.
Глава 1. Понятие об этикете
Быть культурным и воспитанным - право и обязанность каждого человека. Пренебрежение правилами этикета, незнание элементарных его требований не только значительно усложняет общение, но и наносит непоправимый вред отношениям.
Термин «этикет», то есть установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова греческий, в переводе означает «обычай», от него происходит слово «этика», означающее:
1) философское учение о нравственности, морали;
2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации.
Заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова [приложения 20,21] и разберемся в значении ключевых слов исследования:
«Этикет - ярлык на чем-либо, правила поведения»;
«Этикетные слова - это группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником»;
«Вежливый - соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный».
Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшей в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте,
порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, потому что нельзя существовать, не уважая друг друга.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются речевой, столовый, религиозный, повседневный, служебный (а также студенческий, школьный), праздничный, профессиональный, свадебный, дипломатический, современный и другие.
Под речевым этикетом [ приложение 10] принято понимать совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов.
Используя основные правила столового этикета [приложение 5], вы сможете правильно и красиво накрыть стол для праздничного обеда, а также избежать неловких ситуаций, если вас пригласят на ужин в шикарный ресторан. Не нужно торопиться раскладывать свою салфетку, лучше подождать, пока другие это сделают. Неприлично вытирать свои приборы в гостях, у знакомых, так как этим вы показываете свое недоверие к хозяевам, но это позволительно в ресторанах.
Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть, резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя. Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края.
Считается очень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только после этого есть.
Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, высказывая каким-либо образом свое нетерпение.
Немаловажная роль в современном мире отводится нормам религиозного этикета [приложения 8,9], определяющего порядок деятельности и организации религиозных объединений, регламентирующего порядок церковных служб, проведение обрядов. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.
Информация о работе Роль этикета и этикетных слов в жизни современного человека