Роль единиц речевого этикета в произведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:00, реферат

Краткое описание

В последнее время значительно возрос интерес к проблемам речевой коммуникации. Особую актуальность приобретает изучение вопросов, связанных с организацией вербальной коммуникации в рамках стандартных ситуаций. В связи с этим большую значимость получают проблемы, связанные с речевым этикетом. Как известно, такой этикет играет важную роль в повседневном общении, сорок процентов которого осуществляется исключительно при помощи единиц речевого этикета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Речевой этикет и его составляющие 6
Глава 2. Роль единиц речевого этикета в произведениях
А.П. Чехова 12
Заключение 20
Библиографический список 21

Файлы: 1 файл

реферат по русскому языку 2.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

«— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.

— Я-то? Гы-ы... ве-есёлые господа! Таперя у меня одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...».

Извозчик не владеет нормами литературного языка, что говорит о нем как о человеке малообразованном. Как известно, в эпоху Чехова необразованность была особенно распространена в низших слоях общества, а также в деревнях, где преимущественно звучало просторечие.

«— Давно уж я вас не видала, Егор Власыч...— говорит Пелагея, нежно глядя на двигающиеся плечи и лопатки охотника.— Как заходили вы на Святой в нашу избу воды напиться, так с той поры вас и не видали... На Святой на минутку зашли, да и то бог знает как... в пьяном виде... Побранили, побили и ушли... Уж я ждала, ждала... глаза все проглядела, вас поджидаючи... Эх, Егор Власыч, Егор Власыч! Хоть бы разочек зашли!» (рассказ «Егерь»).

Произведения А.П. Чехова наглядно демонстрируют, как с помощью речи обнаруживаются и регулируются отношения между людьми, раскрываются личностные качества отдельной личности, ее индивидуальность, условия жизни. Следование правилам речевого этикета или их нарушение свидетельствуют о том, насколько развит человек в социальном плане. Из этого можно заключить, что для создания художественных образов речь является неотъемлемым элементом, который позволяет приблизить литературного персонажа к реальности. Чехов таким образом достигает того, что читатель в его произведениях находит отражение реальности, в его героях - черты, недостатки и достоинства, сходные с его собственными. Благодаря этому, читатель получает возможность переоценить свои поступки и в дальнейшем самосовершенствоваться.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между коммуникантами отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человеческих отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм  восприятия нарушается, и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания. Речь колеблется в такт человеческим отношениям – это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений  происходит всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание – средство, которое всегда в нашем распоряжении.

Речевой этикет является одним из главных элементов образов персонажей литературных произведений. С точки зрения речевого этикета можно оценить поведение персонажей и определить, каким образом хотел охарактеризовать их автор. Это, в свою очередь, является свидетельством того, что речь и речевой этикет равно важны также в жизни реального человека как регуляторы и определители человеческих отношений, поведения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Акишина, A.A., Формановская, Н.И. Поздравления, пожелания в русском языке // А.А. Акишина, Н.И. Формановская/ Русский язык за рубежом. - 1998. - № 3. – С. 23-31
  2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека/ Н.Д. Арутюнова. - М.: Просвещение, 2008.- 318 с.
  3. Байбурин, А.К., Топорков, А.Л. У истоков этикета/ А.К. Байбурин, А.Л. Топорков. - Л.: Наука, 2000. – 256 с.
  4. Введенская, Л.А. Культура речи/ Л.А. Введенская, Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. – 197 с.
  5. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения/ Т.Г. Винокур. - М.: Просвещение, 2003. – 395 с.
  6. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи/ Б.Н. Головин. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
  7. Гольдин, В.Е. Этикет и речь/ В.Е. Гольдин. - Саратов: Изд-во СГПИ, 1999. – 307 с.
  8. Горелов, И.Н. Речь и этикет: книга учит искусству общения // И.Н. Горелов/ Русская речь. - 1984. - № 5. – С. 98-116.
  9. Костомаров, В.Г. Методическое руководство для преподавателя русского языка иностранцам/ В.Г. Костомаров. - М.: Просвещение, 2004. – 173 с.
  10. Кудрявцева, М.И. Модальные слова «простите» и «извините» в речевом этикете // М.И. Кудрявцева/ Русский язык в школе. - 1991. - № 3. С. 45-68с.
  11. Пиз, А. Язык жестов/ А. Пиз. - Воронеж, 1992. – 213 с.132.
  12. Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев/  Ю.Е. Прохоров. - М.: Просвещение, 2006. – 285 с.
  13. Разинкина, Н.М. Внутристилевая адаптация элементов устной разговорной речи в письменных литературно-книжных текстах/ Н.М. Разинкина. - М.: Просвещение, 2005. – 163 с.
  14. Ранних, H.A. Речевой акт пожелания и способ его выражения в русском языке/ Н.А. Ранних. - М.: Просвещение, 1994. – 239 с.
  15. Седов, К.Т. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» //К.Т. Седов/ Жанры речи. - Саратов, 1997. - № 7. – С. 53- 69.
  16. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения/ В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 2005. – 274 с.
  17. Соловьев, Э.Я. Современный этикет/ Э.Я. Соловьев. – М.: Просвещение, 2000. – 318 с.
  18. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская. - М.: Просвещение, 2004. – 307 с.
  19. Шахматов, A.A. Синтаксис русского языка/ А.А. Шахматов. -Л.: Наука, 1999. – 370 с.
  20. Чехов, А.П. Собрание сочинение: В 12 т. Т. 9: Пьесы/ под ред. И. Иванова. -  М.: Художественная литература, 1956. – 417 с. 
     

 

 


Информация о работе Роль единиц речевого этикета в произведениях