Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:00, реферат
В последнее время значительно возрос интерес к проблемам речевой коммуникации. Особую актуальность приобретает изучение вопросов, связанных с организацией вербальной коммуникации в рамках стандартных ситуаций. В связи с этим большую значимость получают проблемы, связанные с речевым этикетом. Как известно, такой этикет играет важную роль в повседневном общении, сорок процентов которого осуществляется исключительно при помощи единиц речевого этикета.
Введение 3
Глава 1. Речевой этикет и его составляющие 6
Глава 2. Роль единиц речевого этикета в произведениях
А.П. Чехова 12
Заключение 20
Библиографический список 21
«— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Гы-ы... ве-есёлые господа! Таперя у меня одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...».
Извозчик не владеет нормами литературного языка, что говорит о нем как о человеке малообразованном. Как известно, в эпоху Чехова необразованность была особенно распространена в низших слоях общества, а также в деревнях, где преимущественно звучало просторечие.
«— Давно уж я вас не видала, Егор Власыч...— говорит Пелагея, нежно глядя на двигающиеся плечи и лопатки охотника.— Как заходили вы на Святой в нашу избу воды напиться, так с той поры вас и не видали... На Святой на минутку зашли, да и то бог знает как... в пьяном виде... Побранили, побили и ушли... Уж я ждала, ждала... глаза все проглядела, вас поджидаючи... Эх, Егор Власыч, Егор Власыч! Хоть бы разочек зашли!» (рассказ «Егерь»).
Произведения А.П. Чехова наглядно демонстрируют, как с помощью речи обнаруживаются и регулируются отношения между людьми, раскрываются личностные качества отдельной личности, ее индивидуальность, условия жизни. Следование правилам речевого этикета или их нарушение свидетельствуют о том, насколько развит человек в социальном плане. Из этого можно заключить, что для создания художественных образов речь является неотъемлемым элементом, который позволяет приблизить литературного персонажа к реальности. Чехов таким образом достигает того, что читатель в его произведениях находит отражение реальности, в его героях - черты, недостатки и достоинства, сходные с его собственными. Благодаря этому, читатель получает возможность переоценить свои поступки и в дальнейшем самосовершенствоваться.
Заключение
Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между коммуникантами отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человеческих отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм восприятия нарушается, и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания. Речь колеблется в такт человеческим отношениям – это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание – средство, которое всегда в нашем распоряжении.
Речевой этикет является одним из главных элементов образов персонажей литературных произведений. С точки зрения речевого этикета можно оценить поведение персонажей и определить, каким образом хотел охарактеризовать их автор. Это, в свою очередь, является свидетельством того, что речь и речевой этикет равно важны также в жизни реального человека как регуляторы и определители человеческих отношений, поведения людей.
Библиографический список
Информация о работе Роль единиц речевого этикета в произведениях