Реалистическая фантастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:15, реферат

Краткое описание

Фантастика занимает большое место в литературе, особенно в литературе романтической. Роль фантастики в реалистической литературе тоже важна.

Человек склонен верить в чудесное. Жан-Поль Рихтер находит очень удачный образ истинной фантастики : «Пусть чудо летит к нам не как дневная и не как ночная птица, но как сумеречная бабочка».

Файлы: 1 файл

13.doc

— 27.50 Кб (Скачать)

1.2. Реалистическая  фантастика

   Фантастика  занимает  большое  место  в  литературе, особенно  в  литературе  романтической. Роль  фантастики  в  реалистической  литературе  тоже  важна.

   Человек  склонен  верить  в  чудесное. Жан-Поль  Рихтер  находит  очень  удачный  образ  истинной  фантастики : «Пусть  чудо  летит  к  нам  не  как  дневная  и  не  как  ночная  птица, но  как  сумеречная  бабочка».

   Завуалированная  (или  неявная)  фантастика – цепь  совпадений  и  соответствий  с прежде  намеченным  и существующим  в  подсознании  читателя  собственно  фантастическим  планом. Создавалась  и  поддерживалась  завуалированная  фантастика  с  помощью  широкой  и  разветлённой  системы  поэтических  средств. К  ним  относятся :

   1). Фантастическая  предыстория.

   Характерно  прежде  всего, что  собственно  фантастическое  концентрируется  строго  в  одном  месте  произведения. Хронологически  она  (фантастическая  предыстория)  обязательно  предшествует  главной  событийной  линии. То, что  происходит  сейчас, на  наших глазах, получает  известную автономию  в  отношении  своей  фантастической  «первопричины».

   2). Форма  слухов  и  предположений  (повествование  о  фантастическом  часто  переводится  в   форму  слухов  и  предположений). К  форме  слухов  нужно   прибавить  ещё  форму  сна.

   В  истинном  изображении  граница  между  фантастикой  и  реальностью  подвижна, так  как  переход  из  одной  области  в  другую  протекает  почти  незаметно.

   Существует  параллелизм  фантастического  и  реального  и  уловить  его  легче  там, где  он  является  сатирически  заострённым, то  есть  был  подчинён  специфически  гротескной  теме  омертвения  живого, с  использованием  мотивов  куклы, автомата, марионетки.

   Становление  реалистической  фантастики  приходится  на  вторую  треть  XIX  века. Это  не  случайно, потому  что  именно  в  этот  период  углубляются  познания  человека, развивается  философская  мысль  и  происходит  приобщение «личности  к  высшему, абсолютному  началу», когда «усиливается  тяга  к  обожествлению  духовной  сущности  человека». В  этот  период  происходит  психолизация  мышления, которая «усиливает  интерес  к  познанию  глубинных, неизведанных  явлений  человеческой  природы, проникнуть  в  которые  и  изобразить  возможно  с помощью  фантастического».

   Французская  реалистическая  фантастика  несёт  на  себе  отпечаток  готического «чёрного  романа», «позволяющий  проникать  в  демонические  сферы, где  существуют  вампиры  и  призраки, заключаются  договоры  с  дьяволом, а  демоническое  используется  не  столько  для  шокирования, сколько  для  внушения  реальности  образов».

   Писатели-реалисты  используют  фантастику  как  метод  «раскрытия  сущности  ужасной  действительности, наполняясь  ужасным  содержанием».

   В  фантастических произведениях писателей-реалистов существует  двуплановое  изображение. На  первом  плане – реально-бытовой  мир, а  на  втором – мир  инобытийный, загадочный. И  этот  неизвестный  мир  имеет  очень  большое  влияние  на  человека, потому  что  он  пугает  его, делает  уязвимым, подавляет. Человек  всегда  боится  того, чего  не  может  понять  или  объяснить.

   Зарубежные  писатели-реалисты  в  своих  фантастических  произведениях  утверждают, что  человек  способен  противостоять  неведомому  миру, немного  ослабить  его  воздействие, но  совсем  избавиться  от  него  он  не  может.

   Таким  образом, наличие  фантастического  в  произведении  помогает  автору  показать  всю  палитру  человеческих  переживаний, достучаться до  самых  тайных  уголков  его  души. В  новелле  Ги  де  Мопассана «Страх» рассказывается  именно  об  этом, как  страх  перед  ирреальным  миром  приводит  в  ужасное  состояние  даже  очень  храбрых  людей.

Информация о работе Реалистическая фантастика