Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:15, реферат
Фантастика занимает большое место в литературе, особенно в литературе романтической. Роль фантастики в реалистической литературе тоже важна.
Человек склонен верить в чудесное. Жан-Поль Рихтер находит очень удачный образ истинной фантастики : «Пусть чудо летит к нам не как дневная и не как ночная птица, но как сумеречная бабочка».
1.2. Реалистическая фантастика
Фантастика занимает большое место в литературе, особенно в литературе романтической. Роль фантастики в реалистической литературе тоже важна.
Человек склонен верить в чудесное. Жан-Поль Рихтер находит очень удачный образ истинной фантастики : «Пусть чудо летит к нам не как дневная и не как ночная птица, но как сумеречная бабочка».
Завуалированная (или неявная) фантастика – цепь совпадений и соответствий с прежде намеченным и существующим в подсознании читателя собственно фантастическим планом. Создавалась и поддерживалась завуалированная фантастика с помощью широкой и разветлённой системы поэтических средств. К ним относятся :
1). Фантастическая предыстория.
Характерно прежде всего, что собственно фантастическое концентрируется строго в одном месте произведения. Хронологически она (фантастическая предыстория) обязательно предшествует главной событийной линии. То, что происходит сейчас, на наших глазах, получает известную автономию в отношении своей фантастической «первопричины».
2).
Форма слухов и предположений
(повествование о
В истинном изображении граница между фантастикой и реальностью подвижна, так как переход из одной области в другую протекает почти незаметно.
Существует параллелизм фантастического и реального и уловить его легче там, где он является сатирически заострённым, то есть был подчинён специфически гротескной теме омертвения живого, с использованием мотивов куклы, автомата, марионетки.
Становление реалистической фантастики приходится на вторую треть XIX века. Это не случайно, потому что именно в этот период углубляются познания человека, развивается философская мысль и происходит приобщение «личности к высшему, абсолютному началу», когда «усиливается тяга к обожествлению духовной сущности человека». В этот период происходит психолизация мышления, которая «усиливает интерес к познанию глубинных, неизведанных явлений человеческой природы, проникнуть в которые и изобразить возможно с помощью фантастического».
Французская реалистическая фантастика несёт на себе отпечаток готического «чёрного романа», «позволяющий проникать в демонические сферы, где существуют вампиры и призраки, заключаются договоры с дьяволом, а демоническое используется не столько для шокирования, сколько для внушения реальности образов».
Писатели-реалисты используют фантастику как метод «раскрытия сущности ужасной действительности, наполняясь ужасным содержанием».
В фантастических произведениях писателей-реалистов существует двуплановое изображение. На первом плане – реально-бытовой мир, а на втором – мир инобытийный, загадочный. И этот неизвестный мир имеет очень большое влияние на человека, потому что он пугает его, делает уязвимым, подавляет. Человек всегда боится того, чего не может понять или объяснить.
Зарубежные писатели-реалисты в своих фантастических произведениях утверждают, что человек способен противостоять неведомому миру, немного ослабить его воздействие, но совсем избавиться от него он не может.
Таким образом, наличие фантастического в произведении помогает автору показать всю палитру человеческих переживаний, достучаться до самых тайных уголков его души. В новелле Ги де Мопассана «Страх» рассказывается именно об этом, как страх перед ирреальным миром приводит в ужасное состояние даже очень храбрых людей.