У. М. Теккерей «Ярмарка тщеславия». Образ Бекки Шарп в галерее ярчайших реалистических героев XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:02, реферат

Краткое описание

Крупнейшим представителем викторианского романа был Уильям Мейкпис Теккерей, родоначальник сатирического и критического направления в английской литературе XIX века, основоположник реализма с элементом гротеска. Теккерей - тип интеллектуального художника, обладавший практически с самого начала творческого пути продуманной эстетической программой. Начитанность, обширные и глубокие знания в истории позволили Теккерею расширить временные и географические границы викторианского романа. В поле его зрения попали не только современники, взгляд писателя нередко обращался к XVII и XVIII векам и другим странам, например к Америке. В жизни и искусстве Теккерея привлекало типическое: личность он воспринимал прежде всего как единицу общественную, которой отведено определенное место в социальной иерархии.

Файлы: 1 файл

бекка.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

по курсу «Зарубежная  литература»

 

 

 

 

 

Тема: «У. М. Теккерей «Ярмарка тщеславия». Образ Бекки  Шарп в галерее ярчайших реалистических героев XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007

 

Крупнейшим  представителем викторианского романа был Уильям Мейкпис Теккерей, родоначальник сатирического и критического направления в английской литературе XIX века, основоположник реализма с элементом гротеска. Теккерей - тип интеллектуального художника, обладавший практически с самого начала творческого пути продуманной эстетической программой. Начитанность, обширные и глубокие знания в истории позволили Теккерею расширить временные и географические границы викторианского романа. В поле его зрения попали не только современники, взгляд писателя нередко обращался к XVII и XVIII векам и другим странам, например к Америке. В жизни и искусстве Теккерея привлекало типическое: личность он воспринимал прежде всего как единицу общественную, которой отведено определенное место в социальной иерархии. Несмотря на все свои пороки и слабости, человек, по его убеждению, в глубине души – потенциально – содержит крупицу добра и света [2, с. 255].

«Ярмарка  тщеславия» (1847-1848) - шедевр Теккерея, его самое значительное произведение, которому он обязан своей всемирной славой. Теккерей приступил к работе над этой книгой, будучи писателем, известным только в кругу профессионалов-литераторов, к середине публикации он завоевал читательскую симпатию, а по завершении – выдвинулся в первый ряд современных писателей, став соперником самого Диккенса. Вероятно, Теккерей осознавал, что совершает важный шаг в литературе, поэтому «Ярмарка» стала первым произведением, которое писатель подписал своим подлинным именем [2, с. 260].

Произведение  создавалось в очень сложный  исторический период, обусловленный  развитием революционного движения на континенте и чартизма в Англии [3, с. 189].

Название романа имеет свою историю. Глубинные истоки произведения Теккерея – в фольклоре, в средневековом «Видении о Петре Пахаре», в веселых и дерзких представлениях кукольного театра Панча, происходивших на ярмарочных площадях в балаганах, в аллегорическом повествовании английского писателя XVII в. Джона Беньяна «Путь паломника» (1678). В книге Д. Беньяна, где человеческая жизнь изображена как поиски высшей правды, герой, преодолевая множество искушений и опасностей, попадает на Ярмарку тщеславия, где все продается и все покупается – дома, почести, титулы, высокие звания и удовольствия. Здесь торгуют людскими душами и драгоценностями [5, с. 188].

Ярмаркой  тщеславия (в ранних переводах – Базаром житейской суеты) назвал свой роман и Теккерей, сравнивая буржуазно-аристократическую Англию с огромной ярмаркой, где «едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки; здесь шатаются буяны и забияки, повесы подмигивают проходящим женщинам, жулье шныряет по карманам, полицейские глядят в оба...; деревенские олухи таращатся на мишурные наряды танцовщиц и на жалких, густо нарумяненных старикашек клоунов, между тем, как ловкие воришки, подкравшись сзади, очищают карманы зевак» [5, с. 188].

В романе Теккерея ощутима сатирическая традиция художественной прозы XVIII века, традиция «великих юмористов», как называл  он Свифта, Аддисона и Стиля, Смоллета и Филдинга. Роман, написанный в атмосфере активнейшего общественно-политического подъема как в Англии, так и по всей Европе, несет в себе черты глубокого жанрового новаторства. Внешне «Ярмарка тщеславия» обнаруживает преемственную связь с плутовским и в особенности с сатирико-нравоописательным просветительским романом. Так, великосветская авантюристка Бекки Шарп обнаруживает свое родство с героями плутовского романа, что отражается, прежде всего, в фамилии Бекки: она востра (sharp), принадлежит к породе «ловкачей», «мошенников» (sharpers). Повествовательная структура напоминает прозу Диккенса и Филдинга – разнородная масса людей и событий искусственно соединена с центральной фигурой. Однако ни Филдинга, ни Диккенса не заботила художественно-оправданная взаимосвязь героев друг с другом, как частей одного эстетического целого [2, с. 261].

В произведении использован новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нем ирония помогают выявить все достойное осмеяния, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на подмостках театра марионеток [5, с. 192]. Действующих лиц своего романа Теккерей сравнивает с марионетками, а себя – с кукольником, приводящим их в движение. В игре послушных воле кукольника марионеток отражены реальные отношения и нравы людей. Тема ярмарочного балагана, мотив театральной игры, сценических подмостков, на которых появляются и исчезают шуты и комедианты, создают, как замечает сам кукольник, впечатление «скорее грустное, чем веселое», побуждая склонного к раздумью читателя погрузиться в мысли, «не чуждые сострадания к человеку». Сатирический роман Теккерея – важный этап в развитии философско-аллегорического романа [5, с. 189].

«Кто  из нас счастлив в этом мире? - спрашивает кукольник, закончив представление. - Кто  из нас получает то, чего жаждет его  сердце, а получив, не жаждет большего?»  Звучащая в романе тема «суеты сует»  не создает ощущения безысходности, хотя Теккерея часто упрекали за мрачность созданной им картины и называли мизантропом. Теккерей убежден, что те, о ком он рассказывает в романе, вполне достойны понесенного ими наказания, так как они «эгоистичны и жадны до суетных вещей» [5, с. 189].

Что касается композиции «Ярмарки тщеславия», то роман открывается выходом в свет из пансиона двух подруг Эмилии Седли и Бекки Шарп; превратности их судеб составляют главное содержание произведения. Развязкой служит новое, счастливое замужество Эмилии и позорное падение Ребекки, которой, однако, удается различными махинациями обеспечить себе и капитал, и репутацию почтенной леди [2, с. 261]. Таким образом, в романе две сюжетные линии. Одна из них связана с судьбой Эмилии, другая – с судьбой Бекки Шарп [3, с. 190]. Их судьбы переплетаются, расходятся, вновь перекрещиваются, что позволяет автору приникнуть в различные сферы общества – в дом биржевого маклера Седли в дни его процветания и оскудения, в богатый особняк преуспевающего коммерсанта Осборна, в поместье Питта Кроули, в среду аристократических снобов, возглавляемых маркизом Стайном.

На  страницах «Ярмарки тщеславия» развертывается широкая панорама жизни и нравов Англии первой половины XIX века в их историческом движении, развитии. События  происходят в столице Британской империи, в пригородах Лондона, в поместьях; они переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию; говорится об Индии и Африке. Среди действующих лиц люди разных социальных слоев – буржуазные дельцы и аристократы, члены парламента, чиновники, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, гувернантки, учителя, лакеи, экономки. Все они живут по законам Ярмарки, где достоинство человека определяется величиной капитала, где «титул и карета четверней – игрушки более дорогие, чем счастье». Теккерей определяет этот мир, как «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства».

В этой среде писатель не мог найти героя, который смог бы занять достойное  место в романе [5, с. 189]. Теккерей в подзаголовке к роману указал, что его произведение - «роман без героя», то есть подчеркнул, что в повествовании нет ни одного персонажа, который был бы носителем положительного нравственного начала. Для Теккерея быть героем – означает не плыть по течению жизни, смотреть на действительность и на себя без иллюзий и самообмана. Тогда как все персонажи «Ярмарки тщеславия» живут в плену иллюзий. именно поэтому не причиняющая никому зла Эмилия Седли – эта «нежная паразитка», как определяет ее в конце романа автор, также не героиня. Она любит не реального Джорджа, который не успел изменить ей только потому, что погиб при Ватерлоо, но свое представление о нем. Такой же жертвой самообмана является и майор Доббин. Он тоже всю жизнь гнался за призраком, мечтой, мало похожей на реальность [2, с. 261].

Теккерей  проявил себя знатоком человеческих характеров и мастером в раскрытии  диалектики их индивидуальных особенностей. В изображении Теккерея человек  предстает во всем противоречивом многообразии его натуры. он отмечает свойственные персонажам его романа побуждения как к добру, так и ко злу. Свою задачу он видит в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». Добродетельная и добропорядочная Эмилия эгоистична и ограниченна. В описании этого «ангелоподобного существа» звучит подчас нескрываемая ирония. Величайшим достижением Теккерея-реалиста является образ Бекки Шарп. «Пусть это роман без героя, - пишет Теккерей, -но мы претендуем по крайней мере на то, что у нас есть героиня». Однако и эти слова проникнуты иронией. Она обладает умом, обаянием, силой характера, красотой и находчивостью, но в то же время она коварна, лицемерна, корыстолюбива, любой ценой добивается богатства, положения в обществе. Стремясь к своей цели, она приводит в движение ярмарочную карусель, но подлинной героиней в человеческом, нравственном плане Ребекка Шарп быть не может. Единственным человеком, который сохраняет в круговороте Ярмарки доброту и отзывчивость, является капитан Доббин, самоотверженно любящий Эмилию, всегда помогающий другим. Теккерей симпатизирует ему, но не считает своим героем. Доббин не противостоит Ярмарке тщеславия, ему не свойственно героическое начало, связанное с пафосом протеста и отрицания.

Колоритны сатирические образы членов аристократического семейства Кроули – невежественный и грубый Питт Кроули, его сыновья и брат Бьют Кроули, престарелая мисс Кроули, обладающая огромным состоянием, за которое грызутся, ожидая наследства, ее родственники. Выделяется фигура сэра Питта Кроули - «философа с пристрастием к тому, что называется низменными сторонами жизни». Он жесток и жаден, не умеет писать, никогда не стремился что-либо читать. Однако он «весьма щепетильно охраняет свое достоинство и редко выезжает иначе, как на четверке цугом». Как человек с темным прошлым и воровскими замашками предстает на страницах романа знатный вельможа маркиз Стайн, размеры состояния которого соответствуют степени его подлости  [5, с. 190].

В роман  «Ярмарка тщеславия» включены исторические события. Судьбы действующих лиц  связаны с исходом битвы под  Ватерлоо, в результате которой армия Наполеона потерпела поражение. Бытовые сцены романа чередуются с военными эпизодами, тема войны и тема мира оказываются связанными.

Является  ли «Ярмарка тщеславия» историческим романом? Этот вопрос неоднократно поднимался исследователями. В связи с этим следует выяснить, как сам Теккерей понимал задачи романа, каковы его взгляды на историю, в чем состоит художественный историзм его творчества. Для Теккерея роман – это история нравов определенной эпохи. Он считал историческими такие произведения, которые соответствуют духу эпохи, раскрывают ее своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. В таком плане «Ярмарка тщеславия» является историческим романом   [5, с. 191].

Принципиально важным, что внес Теккерей в развитие исторического романа, является новое направление психологизма. Личные судьбы своих героев, строй их внутренней жизни он связывает с эпохой и мировой историей. Он изучает человека в его связях с общественно-исторической ситуацией времени.  Для Теккерея события частной жизни приобретают не меньшее значение, чем крупные баталии, поскольку в них отражена история. Описание частной судьбы ничем не выдающегося человека может сказать об определенной эпохе больше, чем описания деяний великих полководцев. Например, в таком плане развивается в романе линия Эмилии. Скромную и неприметную Эмилию Теккерей включает в круг событий, причины которых она не понимает. Но «маленькая Эмилия» становится «невинной жертвой войны». Битва при Ватерлоо разрушила ее счастье.

Установилась  традиция говорить о Бекки Шарп как о центральном и ведущем персонаже «Ярмарки тщеславия». Интересно, прежде всего, отношение самого автора к этому персонажу. Как мы уже отмечали, несмотря на то, что «Ярмарка тщеславия» - «роман без героя», тем не менее, Теккерей считает ее героиней своего произведения. Кроме того, как отмечает Джон Кук, американский писатель, современник Теккерея, «Теккерей питал к Бекки Шарп втайне некоторую любовь, вопреки ее безнравственности, а вернее, не любовь, но снисходительную симпатию за то мужество, с каким она добивалась своих целей» [6, с. 131]. Между тем, анализируя жизненный путь и поступки Бекки Шарп, приходишь к выводу, что этот образ должен вызывать скорее отвращение, чем симпатию.

Завязка романа, возможно, может вызвать сострадание к героине и даже некое восхищение ею. С самого начала романа заметно отличие положения в пансионе Бекки и Эмилии, ее лучшей и единственной подруги. Эмилия – всеобщая любимица, дочь богатого дельца из Сити, постоянно получающая подарки от семьи. Бекки – дочь спившегося учителя рисования и неудачливой танцовщицы, сирота, ее держат в пансионе из сострадания. За свое обучение должна много часов в день заниматься с младшими девочками: богато одаренная от природы, она прекрасная музыкантша, прекрасно говорит по-французски. Бекки – полная противоположность Эмилии. Она сразу поражает своей хищнической цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотливым умом. Она обаятельна и приветлива, но ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека. Теккерей дает блестящую характеристику своей героине, так как основным двигателем сюжета является именно Бекки, а не Эмилия.  Поведение Бекки в пансионе вызывает всеобщее раздражение и   нарекания. Неудивительно, что Ребекка со вздохом облегчения покинула это постылое место и, не успев вступить во взрослую жизнь, уже показала себя своевольной и взбалмошной особой (отказ от словаря Джонсона).

  Автор подчеркивает прямую зависимость поведения Бекки Шарп от ее необеспеченности и воспитания, убеждает читателя в том, что характер Бекки – результат влияния жизненных условий. «Она обладала печальной особенностью бедных людей – преждевременной зрелостью. По ее же собственным словам, она никогда не была девочкой, она стала взрослой уже с восьми лет…». Поведение Бекки Шарп в доме Седли (неудачная интрига с братом Эмилии) и Кроули (тут она уже одевает маску лицемерия и втирается в доверие ко всем членам семьи и даже слугам) автор объясняет отсутствием маменьки, которая позаботилась бы о ней так, как заботятся о судьбах других девушек, устраивая им выгодные браки.  «Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться». Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему она одевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой и будет заниматься благотворительностью. Бекки коварна, лжива, лицемерна, но все ее качества обусловлены ее положением в обществе, которое относится к ней враждебно и неприветливо. Неблагоприятные обстоятельства, которые подчеркивает Теккерей, звучат как алиби Бекки Шарп. «Пожалуй, и я бы была хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов в год», - так заставляет Теккерей рассуждать Ребекку, размышляющую над добродетелью родовитой леди Джейн. Сам Теккерей говорит: «Кто знает, может быть Бекки и права! Может быть, только золотом и случайностью определяется различие между ней и честной  женщиной!» Настойчиво звучит у автора бальзаковский мотив «нет добродетели, есть только обстоятельства». Теккерей подчеркивает, что Бекки не дурна от природы («В сущности Ребекка была женщина незлая и услужливая»). «Злые насмешки вырывались у нее лишь в тех случаях, когда живость и чувство юмора брали верх в этой богатой натуре (что, впрочем, бывало довольно часто), но она умела быстро придавать своему лицу выражение святой невинности».

Информация о работе У. М. Теккерей «Ярмарка тщеславия». Образ Бекки Шарп в галерее ярчайших реалистических героев XIX века