Фантастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

Суть, жанры, виды и примеры фантастических произведений. История фантастики.

Файлы: 1 файл

Фантастика.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

Фантастика

     Фанта́стика — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства, эстетической доминантой которой, является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.

     Фантастическое  допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Фантастическое допущение противопоставляется  реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который  применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.

     Юрий  Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им).

     Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (украинские фантасты, работающие в соавторстве) предлагают такую классификацию допущений:

    • Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
      1. Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой научной фантастики.
      1. Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
    • Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
    • Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
    • Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
    • Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
    • Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.

    В одном  и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений.

         Фантастическое  допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

     Жанры фантастики:

    • Научная фантастика. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д. Наиболее важными поджанрами являются: военная научная фантастика, антиутопия, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, ксенофантастика, космическая опера, киберпанк и пост-киберпанк. Часто к жанру научной фантастики относят альтернативную историю и социальную фантастику. Яркие представители: Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Иван Ефремов, Александр Беляев
    • Социальная фантастика. Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия. Яркие примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
    • Таймпанк — поджанр научной фантастики, моделирующий мир стоящий на каком-то ином технологическом уровне, что подразумевает иные законы социума. Поджанры: стоунпанк, стимпанк, дизельпанк, киберпанк, нанопанк, космопанк.
    • Альтернативная история. В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
    • Ксенофантастика. Поджанр, в котором описывается жизнь инопланетян с психологией и структурой общества, совершенно отличной от человеческой.
    • Фэнтези - жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Яркие представители: Джон Р. Р. Толкиен, Урсула Ле Гуин, Роберт Джордан, Маргарет Уэйс и другие. Основные поджанры: героическая фэнтези («меч и магия»), эпическая фэнтези, историческая фэнтези, юмористическая фэнтези.
    • Ужасы (хоррор) - жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.Яркие представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.

     Истоки  фантастики лежат прежде всего в волшебной сказке. Кощей Бессмертный, лешие, русалки и прочие сказочные существа – это всё представители фантастики.

     Фантастика  выделяется как особый вид художественного  творчества по мере отдаления фольклорных  форм от практических задач мифологического  осмысления действительности. Первобытное  миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются, и эта смесь сугубо фантастична. Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, — «первое порождение реализма»: характерным признаком вторжения реализма в миф служит появление «фантастических существ» (божеств, сочетающих звериные и человеческие черты, кентавров и т. п.). Первичные жанры фантастики (утопия и фантастическое путешествие) были ещё и древнейшими формами повествования как такового, в первую очередь в «Одиссее» Гомера . Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западноевропейской фантастики.

     Однако  столкновение реального с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст — это Аристофан.

     В эпоху эллинизма Гекатей Абдерский, Евгемер, Ямбул сочетают в своих сочинениях жанры фантастического путешествия и утопии.

     В римское время момент социально-политической утопии, свойственной эллинистическим  псевдопутешествиям, уже выветрился; осталась лишь серия фантастических приключений в разных частях земного шара и за его пределами — на Луне, соединенная с тематикой любовного романа. К этому типу относятся «Невероятные приключения по ту сторону Туле» Антония Диогена.

     Во  многом продолжением традиции фантастического  путешествия является и роман «История Александра Великого», где герой попадает в области великанов, карликов, людоедов, в местности со странной природой, с необычными животными и растениями. Много места уделено чудесам Индии и её «нагим мудрецам», брахманам. Не забыт и мифологический прообраз всех этих сказочных странствий, посещение страны блаженных.

     Важной  вехой в развитии фантастики стала  мениппея (вид серьёзно-смехового жанра) Лукиана «Правдивая история», где автор для усиления комического эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну «чудесной страны» многими живучими выдумками.

     В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали  фантастику религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской фантастики — «Потерянный  рай» и «Возвращенный рай» Дж. Мильтона — основаны на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произведения европейской фантастики Средневековья и Возрождения, как правило, имеют вторичную, этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов в духе христианской апокрифической демонологии. Вне фантастики стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Тем не менее христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра — фантастики видений. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова «видения» или «откровения» становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют «Видение о Петре Пахаре» (1362) У. Ленгленда и «Божественная комедия» Данте. Идея «откровения», в отличие от жития, — противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования.

     Фантастикой изобилует популярный древнехристианский роман II века — так называемые «Климентины» (по имени одного из главных действующих лиц Климента, от лица которого ведется рассказ). Среди действующих лиц — апостол Петр, Симон Волхв, его спутница Елена Прекрасная (та самая, из «Илиады»), там же впервые появляется Фауст — прообраз более позднего персонажа.

     К концу XVII века маньеризм и барокко, для которых фантастика была постоянным фоном, дополнительным художественным планом, сменил классицизм, по своей  сути чуждый фантастике: его обращение  к мифу полностью рационалистично. В романах XVII—XVIII веков мотивы и образы фантастики походя используются для осложнения интриги. Фантастика, не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа, философского трактата («Микромегас» Вольтера) и т. д. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта фантастика в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологической сатире. Поставляя аксессуары романтических сюжетов, фантастика остаётся на подсобной роли: с её помощью двойственность образов и событий становится изобразительным принципом предромантизма.

     Фантастика  в романтизме.  «Прибежища в царстве фантазии» искали все романтики. Гейдельбергская литературная школа использовала фантастику как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям (так, «Изабелла Египетская» Л. А. Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V). Такой прагматический подход к фантастике оказался особенно перспективным.

     Стремясь  обогатить ресурсы фантастики, немецкие романтики обратились к её первоисточникам  — собрали и обработали волшебные  сказки и легенды («Народные сказки Петера Лебрехта», «Детские и семейные сказки» и «Немецкие предания» братьев Гримм). Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской фантастике. Классический его образец — сказки Ганса Христиана Андерсена.

     Попытку оздоровить влечение к фантастике как  к «пропасти потустороннего»  представляет «Фауст» Гёте; используя  традиционно-фантастический мотив  продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую  мир (то есть утопический идеал исключается  из области фантастики и проецируется в будущее).

     В России романтическая фантастика представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана. К фантастике обращались А. С. Пушкин («Руслан и Людмила») и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины («Страшная месть», «Вий).

     Готическую  традицию фантастики развивает Эдгар  Алан По («Падение дома Эшеров», «Колодец и маятник»). Он же предвосхитил  появление новой отрасли фантастики — научной фантастики («История Артура Гордона Пима», «Низвержение в Мальстрем»).

     В эпоху реализма фантастика опять  оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась для сатирических и утопических целей. В это же время зарождается собственно научная фантастика, которая в творчестве выдающегося романтика Ж. Верна и не менее выдающегося реалиста Г. Уэллса обособляется от общефантастической традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя.

     Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу XIX века у неоромантиков (Стивенсон), декадентов (Сологуб), символистов (Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна; А. Н. Толстого («Золотой ключик»), Н. Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин.

     Первая  половина XX века ознаменовалась расцветом  научной фантастики. Ключевой фигурой  этого жанра стал англичанин Герберт  Уэллс, книги которого («Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой  для множества подражаний. Научная  фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности  исследования космоса. Действие книг научной  фантастики часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими  открытиями, изобретениями, неизведанными  явлениями. В СССР самыми видными  последователями Уэллса были Александр  Беляев («Человек-амфибия», «Борьба  в эфире», «Голова профессора Доуэля») и Алексей Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Информация о работе Фантастика