Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, реферат
1. Основные качества речи.
2. Определение языковой нормы.
3. Историческая смена норм.
4. Норма и вариант. Равноправные и неравноправные варианты.
5. Основные типы языковых норм.
Какое окончание во множественном числе, по вашему мнению, должны иметь слова свитер и джемпер?В настоящее время в официальной речи (например, в статьях, документах) норме соответствует окончание -ы (свитеры, джемперы), в разговорной речи, т.е. несколько сниженной, возможно сказать свитера, джемпера.
Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Языковая норма складывается исторически, определена, с одной стороны, особенностями национального языка, с другой – развитием общества и его культурой. Норма стабильна для определенного периода и в то же время динамична – изменчива во времени. Изменяется норма под влиянием внутренних факторов (развития самого языка) и внешних (меняющихся требований в развивающемся обществе). Колеблется и изменяется норма в результате взаимодействия разных стилей, взаимодействия систем языка и просторечия, литературного языка и диалектов, взаимодействия нового и старого. Эти колебания создают вариантные нормы. Массовая распространенность варианта, его регулярное употребление и взаимодействие с аналогичными образцами литературного языка постепенно превращает вариант в норму.
Как изменяются нормы? Рассмотрим это в простейшей схеме. Если буквой А обозначить старую, первоначальную норму, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревнование между ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа и графически выглядит так:
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап | 4-й этап |
А Б неправ. | А Б разг., и | Б А устар. | Б |
На первом этапе господствует единственная форма А, ее вариант Б находится за пределами литературного языка и считается неправильным. На втором этапе вариант Б проникает в литературный язык, считается допустимым в разговорной речи (помета разг.), В дальнейшем в зависимости от степени его распространения квалифицируется как равноправный с А (помета и). На третьем этапе норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единственной нормой литературного языка.
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы откосятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.
Так, составители словаря грамматических вариантов использовали источники, хранящиеся в Институте русского языка Академии наук:
1) картотеку грамматических колебаний, которая составлялась на материалах советской художественной прозы в течение 1961-1972 гг.;
2) материалы статистического обследования по газетам 60-70-х гг. Общая выборка составила сто тысяч вариантов;
3) записи на фонотеки современной разговорной речи;
4) материалы ответов на вопросник;
5) данные всех современных словарей, грамматик и специальных исследований по грамматическим вариантам.
Колоссальную работу проделали составители словаря, чтобы определить, какую из грамматических форм считать нормой, употребление какой ограничить, а какую считать неправильной.
4. Норма и вариант. Равноправные и неравноправные варианты.
Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты представлены на всех уровнях языка:
Уровень | Варианты |
Фонетический
| Чтобы — чтоб, папоротник — папортник, уполномочивать — уполномачивать |
Словообразовательный
| Осмысление — осмысливание, слесарничать — слесарить, геройски — по-геройски, читальня — читалка, волчица — волчиха |
Морфологический
| Эта толь — этот толь, кофе остыл — кофе остыло, полотенец — полотенцев, в цехе — в цеху, поезжай — езжай — съезди, важнейший — самый важный — наиболее важный, в ста метрах — в сотне метрах — в стах метрах |
Синтаксический
| Ждать поезда — ждать поезд, купить хлеба — купить хлеб, ехать на поезде — ехать в поезде — ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера |
Фразеологический
| Язык прилип/присох к гортани, язык не повернется/не поворачивается сказать. |
Фразеологический
| языком трепать/чесать/ болтать/молоть, будто/словно /точно корова языком слизнула |
Вариантов различных типов очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве, Но это и создает трудности, так как, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать, какое место каждый из вариантов занимает, какова его характеристика, его стилистическая окраска. Сведения о вариантах содержатся в толковых словарях и в словарях, созданных в результате исследования употребления различных вариантов в письменной и устной речи. Так, JLK. Граудина, В.А, Ицкович, Л.П. Катлинская издали частотно-стилистический словарь вариантов «Грамматическая правильность русской речи» (М., 1976), в котором приводится 6 тысяч пар вариантных словоформ.
Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:
норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;
норма 2-й степени— нейтральная, допускает равнозначные варианты;
норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.
Нормы 1-й степени называют обязательными. Обязательные (императивные) нормы – нормы, закрепляющие только один вариант употребления как единственно верный (магазин, а не магазин, кладут, а не ложут).
Нормы 2-й и 3-й степени называют вариантными. Вариантные (диспозитивные) нормы – нормы, предусматривающие возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке (мангуст и мангуста, манжет и манжета). Они различаются по временному признаку; одна из них («старшая») связана с традицией употребления и по времени предшествует другой норме («младшей»), которая отражает современные тенденции языкового развития (порядо[шн]ый и порядо[чн]ый, було[шн]ая и було[чн]ая).
5. Основные типы языковых норм.
Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
Правила | Нормы |
Ударения | Акцентологические |
Произношения | Орфоэпические |
Употребления слов | Лексические |
Употребления устойчивых сочетаний слов | Фразеологические |
Образования слов | Словообразовательные |
Образования грамматических форм | Морфологические |
Объединения слов в словосочетания и предложения | Синтаксические |
Употребление языковых единиц в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля, целью и условиями общения | Стилистические |
Написания слов | Орфографические |
Постановки знаков препинания в предложении | Пунктуационные |
Норма, будучи общеязыковой, требует к себе активного отношения. Выдающийся филолог Л.В.Щерба расценивает варианты и отступления от нормы как высший критерий в оценке культуры речи: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».
Информация о работе Правильность речи. Понятие о норме. Норма как социальное явление