Правильность речи. Понятие о норме. Норма как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, реферат

Краткое описание

1. Основные качества речи.
2. Определение языковой нормы.
3. Историческая смена норм.
4. Норма и вариант. Равноправные и неравноправные варианты.
5. Основные типы языковых норм.

Файлы: 1 файл

Русский язык - Лекция2.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Какое окончание во множественном числе, по ва­шему мнению, должны иметь слова свитер и джемпер?В настоящее время в официальной речи (напри­мер, в статьях, документах) норме соответствует окон­чание -ы (свитеры, джемперы), в разговорной речи, т.е. несколько сниженной, возможно сказать свите­ра, джемпера.

Историческая смена норм литературного язы­ка — закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Языковая норма складывается исторически, определена, с одной стороны, особенностями национального языка, с другой – развитием общества и его культурой. Норма стабильна для определенного периода и в то же время динамична – изменчива во времени. Изменяется норма под влиянием внутренних факторов (развития самого языка) и внешних (меняющихся требований в развивающемся обществе). Колеблется и изменяется норма в результате взаимодействия разных стилей, взаимодействия систем языка и просторечия, литературного языка и диалектов, взаимодействия нового и старого. Эти колебания создают вариантные нормы. Массовая распространенность варианта, его регулярное употребление и взаимодействие с аналогичными образцами литературного языка постепенно превращает вариант в норму.

Как изменяются нормы? Рассмотрим это в простейшей схеме. Если буквой А обозначить старую, первоначаль­ную норму, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревнование между ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа и графически выг­лядит так:

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

           А

Б неправ.

          А

Б разг., и

        Б

        А устар.

      Б


На первом этапе господствует единственная фор­ма А, ее вариант Б находится за пределами литера­турного языка и считается неправильным. На вто­ром этапе вариант Б проникает в литературный язык, считается допустимым в разговорной речи (помета разг.), В дальнейшем в зависимости от степени его распространения квалифицируется как равноправ­ный с А (помета и). На третьем этапе норма А теря­ет свою главенствующую роль, окончательно уступа­ет место норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе Б становится единствен­ной нормой литературного языка.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, проис­ходящие в языке, и поддерживаются речевой прак­тикой. К основным источникам установления язы­ковой нормы откосятся произведения писателей-клас­сиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Так, составители словаря грамматических вари­антов использовали источники, хранящиеся в Инсти­туте русского языка Академии наук:

1) картотеку грамматических колебаний, которая составлялась на материалах советской художествен­ной прозы в течение 1961-1972 гг.;

2) материалы статистического обследования по га­зетам 60-70-х гг. Общая выборка составила сто ты­сяч вариантов;

3) записи на фонотеки современной разговорной речи;

4) материалы ответов на вопросник;

5) данные всех современных словарей, грамматик и специальных исследований по грамматическим вариантам.

Колоссальную работу проделали составители сло­варя, чтобы определить, какую из грамматических форм считать нормой, употребление какой ограни­чить, а какую считать неправильной.

 

4.       Норма и вариант. Равноправные и неравноправные варианты.

 

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно использу­ются его носителями. Варианты представлены на всех уровнях языка:

Уровень

Варианты

Фонетический

 

Чтобы — чтоб, папоротник — папортник, уполномочи­вать — уполномачивать

Словообразователь­ный

 

Осмысление — осмыслива­ние, слесарничать — слеса­рить, геройски — по-ге­ройски, читальня — читалка, волчица — волчиха

Морфологический

 

Эта толь — этот толь, кофе остыл — кофе остыло, поло­тенец — полотенцев, в це­хе — в цеху, поезжай — ез­жай — съезди, важнейший — самый важный — наиболее важный, в ста метрах — в сотне метрах — в стах метрах

Синтаксический

 

Ждать поезда — ждать поезд, купить хлеба — купить хлеб, ехать на поезде — ехать в по­езде — ехать поездом, реко­мендовать тренером, реко­мендовать как тренера, реко­мендовать в качестве тренера

Фразеологический

 

Язык прилип/присох к гор­тани, язык не повернется/не поворачивается сказать.

Фразеологический

 

языком трепать/чесать/ бол­тать/молоть, будто/словно /точно корова языком слиз­нула


 

Вариантов различных типов очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве, Но это и создает трудности, так как, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать, какое место каждый из ва­риантов занимает, какова его характеристика, его сти­листическая окраска. Сведения о вариантах содержатся в толковых словарях и в словарях, созданных в ре­зультате исследования употребления различных вари­антов в письменной и устной речи. Так, JLK. Граудина, В.А, Ицкович, Л.П. Катлинская издали частотно-сти­листический словарь вариантов «Грамматическая пра­вильность русской речи» (М., 1976), в котором приво­дится 6 тысяч пар вариантных словоформ.

              Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

       норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допус­кающая вариантов;

       норма 2-й степени— нейтральная, допускает рав­нозначные варианты;

       норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Нормы 1-й степени называют обязательными. Обязательные (императивные) нормы – нормы, закрепляющие только один вариант употребления как единственно верный (магазин, а не магазин, кладут, а не ложут).

Нормы 2-й и 3-й степени называют вариантными. Вариантные (диспозитивные) нормы – нормы, предусматривающие возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке (мангуст и мангуста, манжет и манжета). Они различаются по временному признаку; одна из них («старшая») связана с традицией употребления и по времени предшествует другой норме («младшей»), которая отражает современные тенденции языкового развития (порядо[шн]ый и порядо[чн]ый, було[шн]ая и було[чн]ая).

 

5.       Основные типы языковых норм.

 

Норма обязательна как для устной, так и для пись­менной речи и охватывает все стороны языка.

 

Правила

Нормы

Ударения

Акцентологические

Произношения

Орфоэпические

Употребления слов

Лексические

Употребления устойчивых сочетаний слов

Фразеологические

Образования слов

Словообразовательные

Образования грамматических форм

Морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения

Синтаксические

Употребление языковых единиц в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля, целью и условиями общения

Стилистические

Написания слов

Орфографические

Постановки знаков препинания в предложении

Пунктуационные

 

Норма, будучи общеязыковой, требует к себе активного отношения. Выдающийся филолог Л.В.Щерба расценивает варианты и отступления от нормы как высший критерий в оценке культуры речи: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».

 

 

 



Информация о работе Правильность речи. Понятие о норме. Норма как социальное явление