«Положительно прекрасный» человек в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть «положительно прекрасного» человека в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач, а именно рассмотреть:

1. «Положительно прекрасный» человек Достоевского с точки зрения критиков.

2. Систему персонажей романа.

3. Князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа.

Файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Писатель заботился о том, чтобы наивный, простодушный, открытый для добра князь в то же время не был смешон, не был унижен. Наоборот, чтобы симпатии к нему все возрастали, именно оттого, что он не сердится на людей: "ибо не ведают, что творят". 

     Мышкин - воплощение любви христианской. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: "надо любовью любить". Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Жалость, сострадание - вот первое, в чем нуждается человек.

     Мышкин-Христос  явно и безнадежно запутался в  земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, посеял не добро, а зло. До обличителя он не дорос, но его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим. Он вынужден был с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, лечебницу Шнейдера, где и признали у него совершенное повреждение ума. Людской мир его разрушил23.

     Сила  романа - в художественном использовании  контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, - с другой.

     Князь-Христос не смог предложить взамен порочной любви убедительные решения: как жить и каким путем идти. 
 
 

     Заключение

     Как это чаще бывает в нашем мире, хорошие люди всегда страдают больше всех. И Достоевский, как настоящий  реалист, показал нам предполагаемую жизнь самого «прекрасного» человека в нашем лживом, грубом капиталистическом обществе. "Князь Христос", идиотичен, по мнению большинства его членов. Все это проистекает от того, что его представители отвыкли от естественности, искренности, простоты и доброты. Так называемый "идиотизм" князя Мышкина провоцирует выход на поверхность всех скрытых намерений других персонажей и обнаружение подлинного краха мнимой, иллюзорной "нормальности" той жизни, в которой он оказался и которая движется в границах "темной основы нашей природы", так сказать, совершенствуясь в своей темноте на стыке развития практически-земных интересов. Люди не понимают его, так как они еще не готовы принять такую личность, как и когда-то не все были готовы принять самого Христа. Поэтому отсюда следует, что эта личность должна обладать какой-то нечеловеческой силой, способностью преобразовывать все вокруг. Как пишет Лотман, различие Иисуса и Мышкина как раз в том, что Христос творил чудеса, Мышкин же этого делать не мог. Он также привлекает, к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание мучительно и вызывает у многих протест.

     Образ князя Мышкина чрезвычайно привлекателен; он вызывает сочувствие и сострадание, но от идеала человека он весьма далек. Ему не хватает той силы духа, которая необходима, чтобы управлять своею душевною и телесною жизнью и руководить другими людьми, нуждающимися в помощи. На чужие страдания он может откликнуться лишь своим страданием и не может стать организующим центром, ведущим себя и других сообща к бодрой жизни, наполненной положительным содержанием 
 
 

     Список  литературы

     1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. – 189 с.

     2. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи / В.Н.  Белопольский – Ростов: Наука, 1987. – С. 289 с.

     3. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» / И. Бурдина // Достоевский и мировая культура: Альманах. М.: Классика плюс, 1998. - С. 44–54.

     4. Галкин А.Б.  Образ Христа и концепция человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" / А.Б. Галкин // Вопросы литературы. - №2. – 2002. - С. 23-27.

     5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. – Т. 9. - Л.: Наука, 1974. – С .418.

     6. Ермилова Г.Г. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Поэтика, контекст : Автореф. дис. … д-ра филол. Наук/  Г.Г. Ермилова.- Иваново, 1999. - 49 с.

     7. Иванов В. Достоевский и роман-трагедия / В. Иванов // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. – М.: Просвещение, 1990. – 350 с.

     8. Касаткина Т.А. Лебедев – хозяин князя // Достоевский и мировая культура / Т.А. Касаткина. - Альманах № 13. – СПб., 1999.- С.55. – 58.

     9. Латынина А. В поисках «жизни духовной» / А. Латынина // Наука и религия. – 1971. - №11. – С.42.- 48

     10. Литвин И.А. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / И.А. Литвин // Литературоведение как проблема: Сб. науч. тр. - М.: ,2001. – С. 76-78.

     11. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество / К.В. Мочульский // Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М.: ИНФРА, 1995.- 450 с.

     12. Трофимов Е. Образ Мышкина в первой части романа "Идиот" / Е. Трофимов // Литературоведение как проблема: Сб. науч. тр. - М., 2001. – С. 89. – 99.

Информация о работе «Положительно прекрасный» человек в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»