Особенности конфликта в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 03:44, курсовая работа

Краткое описание

В первой половине XX века находит развитие семантически многослойная литература, требующая от своего читателя вовлеченности, вдумчивого, детального изучения текста, а также обладания определенным запасом знаний, необходимых для полноценного восприятия и понимания текста. Подобная черта является ведущей в характеристике литературы интеллектуализма. С течением времени оформляются такие жанры, как интеллектуальный роман и драма. Именно интеллектуализм является родоначальником постмодернизма. В данном контексте в литературных произведениях на первый план выходит авторская философская концепция, которая, однако, остается скрытой, а в качестве главных приемов используется философский спор, диспут, основополагающим становится принцип игры.

Оглавление

Введение

Глава I. Конфликт в драматическом произведении
§ 1. Понятие конфликта. Типология конфликтов в художественном произведении
§ 2. Особенности драматического конфликта

Глава II. Особенности конфликта в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности конфликта в пьесе Т.Стоппарда Розенкранц и Гильденстерн мертвы.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


(титульный лист)

 

 

2

 



Содержание

 

Введение

 

Глава I. Конфликт в драматическом произведении

§ 1. Понятие конфликта. Типология конфликтов в художественном произведении

§ 2. Особенности драматического конфликта

 

Глава II. Особенности конфликта в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

 

Заключение

 

Список литературы


Введение

 

Тема данной курсовой работы звучит как «Особенности конфликта в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Выбор темы обусловлен ее актуальностью.

В первой половине XX века находит развитие семантически многослойная литература, требующая от своего читателя вовлеченности, вдумчивого, детального изучения текста, а также обладания определенным запасом знаний, необходимых для полноценного восприятия и понимания текста. Подобная черта является ведущей в характеристике литературы интеллектуализма. С течением времени оформляются такие жанры, как интеллектуальный роман и драма. Именно интеллектуализм является родоначальником постмодернизма. В данном контексте в литературных произведениях на первый план выходит авторская философская концепция, которая, однако, остается скрытой, а в качестве главных приемов используется философский спор, диспут, основополагающим становится принцип игры.

Несмотря на то, что в последнее время литература постмодернизма привлекает все большее внимание литературоведов, изучению постмодернистской драмы с ее качественно новым интеллектуализмом, посвящено крайне мало исследовательских работ. Среди качественных исследований специфики жанра интеллектуального романа можно выделить работы С.Д. Павличко, в которых рассматривается творчество У. Голдинга, А. Мердок, Дж. Фаулза.

В то же время современная интеллектуальная драма отечественными литературоведами практически не исследована. Практически не изучено российскими учеными и творчество Тома Стоппарда, которого можно уже сейчас отнести к разряду ведущих английских и мировых драматургов. В современном отечественном литературоведении на сегодняшний день нет исследований, посвященных детальному анализу какой бы то ни было пьесы Т. Стоппарда. Этим и определяется актуальность темы данного исследования.

Из актуальности темы вытекает цель данной курсовой работы, которая заключается в том, чтобы рассмотреть особенности конфликта в интеллектуальной драме Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Достижению поставленной цели способствуют задачи исследования:

1.      Изучить понятие конфликта в литературе.

2.      Выявить особенности конфликта в драматическом произведении.

3.      Проанализировать основные художественные образы пьесы.

4.      Выявить основные лейтмотивы пьесы.

Объектом исследования выступает интеллектуальная драма Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Предметом исследования является поэтика указанной драмы Стоппарда в контексте проблем и конфликтов, затронутых в ней.

Научная новизна. В курсовой работе дается характеристика своеобразия конфликта английской постмодернистской интеллектуальной драмы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Творчество Т. Стоппарда, послужившее материалом исследования, в данном аспекте пока не было рассмотрено в отечественном литературоведении. В работе показывается специфика конфликтов драмы Стоппарда, базирующейся на таких философско-эстетических концепциях, как экзистенциализм, неоплатонизм, постструктурализм и постмодернизм.

При подготовке данной курсовой работы мы пользовались текстами художественной и научной литературы. Как уже было отмечено, творчество Т. Стоппарда на сегодняшний день мало изучено исследователями. Однако следует отметить научные работы В.Е. Беляевой, посвященные творчеству британского автора, в которых она рассматривает поэтику произведений Стоппарда.

 


Глава I. Конфликт в драматическом произведении

 

§ 1. Понятие конфликта. Типология конфликтов в художественном произведении

 

Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт — одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).

Происхождение термина связано с латинским словом conflictus — столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона). Конфликт в художественном произведении — противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека — катарсис [11, с. 317].

В теории драмы Лессинга, эстетике Гегеля использовался термин «коллизия», позже вытесненный термином «конфликт» (коллизия считается или сюжетной формой проявления конфликта, или, напротив, наиболее общим типом конфликта).

Обычно в произведениях (особенно в крупных формах) присутствуют несколько конфликтов, образующих систему конфликтов. В ее основе лежит определенная типология конфликтов, которые могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.

По характеру пафоса конфликты могут быть трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д., участвуя в оформлении соответствующих жанров.

По сюжетному разрешению конфликты в литературных произведениях бывают военными, межнациональными, религиозными (межконфессиональными), межпоколенческими, семейными, образуя сферу социальных конфликтов и определяя тем самым социальную (социально-психологическую) жанровую генерализацию (например, древние эпопеи: индийская «Махабхарата», «Илиада» Гомера; новые эпопеи и исторические романы: романы В. Скотта, В. Гюго, «Война и мир» Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, Ч. Диккенса, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Подросток» Ф. М. Достоевского; «семейные хроники»: «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара; жанр «производственного романа» в советской литературе и др.).

Конфликт может быть перенесен в сферу чувств, определяя психологическую жанровую генерализацию (например, трагедии Ж. Расина, «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, психологические романы Ж. Санд, Г. Мопассана и др.).

Конфликт может характеризовать не систему персонажей, а систему идей, становясь философским, идеологическим и формируя философскую, идеологическую жанровые генерализации (например, философская драма П. Кальдерона, философский роман и новелла Т. Манна, Г. Гессе, М. А. Булгакова, идеологический роман Н. Г. Чернышевского «Что делать», роман Ф. М. Достоевского «Бесы», социологический роман А. А. Зиновьева «Глобальный человейник» др.). Конфликт присутствует во всех разновидностях литературы, детской, «женской», детективной, фантастической, также как и в документальной, биографической, публицистической и т. д.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Некоторые художественные системы связаны с формулированием сквозного (основного) конфликта. В классицизме таким конфликтом стал конфликт между чувством и долгом (впервые высокохудожественно раскрыт в «Сиде» П. Корнеля, переосмыслен в трагедиях Ж. Расина, позже видоизменен в трагедиях Вольтера и т. д.). Романтизм сменил главный конфликт искусства, сформулировав конфликт между идеалом и действительностью. В 1940–50-е годы в советском литературоведении дискутировалась проблема бесконфликтности литературы, конфликта между хорошим и лучшим и т. д. Напротив, в современной литературе (особенно в «массовой беллетристике») конфликт нередко преувеличен для усиления внешнего эффекта.

Наиболее ярко конфликт представлен в драме. В драматургии У. Шекспира и А. Чехова выявлены два полюса в этом отношении: у Шекспира — открытый конфликт, у Чехова — конфликт, скрытый повседневностью. На рубеже XIX–ХХ веков получает развитие особая форма презентации конфликта в драме — «дискуссия» («Кукольный дом» Г. Ибсена, драмы Д. Б. Шоу и др.), позже продолженная и переосмысленная в экзистенциалистской драме (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй) и в «эпическом театре» Б. Брехта и оспоренная, доведенная до абсурда в модернистской антидраме (Э. Ионеско, С. Беккет и др.). Широко распространено и соединение шекспировской и чеховской линий в одном произведении (например, в драматургии М. Горького, в наше время — в театральной трилогии «Берег утопии» Т. Стоппарда). Категория «конфликт» в последнее время потеснена категорией «диалог» (М. Бахтин), но здесь можно усмотреть временные колебания в отношении фундаментальных категорий литературоведения, ведь за категорией конфликта в литературе стоит диалектическое развитие действительности, а не только собственно художественное содержание.

 


§ 2. Особенности драматического конфликта

 

В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие от лирики, роднит объективное изображение жизни — через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей.

Однако, по сравнению с эпосом, драма имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса — драма, комедия — самая трудная форма литературы, — трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора» [1, с. 45].

В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях. Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.

Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.

Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не самую главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Итак, характер и слово в драме взаимообусловлены, находятся в единении: в речи выявляется характер, а характер, в свою очередь, накладывает отпечаток на речь персонажа. Возникает требование строгой индивидуальности речи каждого героя. Эту особенность драмы подчеркивал А. М. Горький в статье «О пьесах»: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным» [1, с. 78]. А значит, драма требует от читателя развитого и всестороннего воображения. Опираясь, в принципе, лишь на драматическую речь (прежде всего диалоги, монологи), читатель должен представить себе место и время действия, внешний облик героев, их манеру говорить и слушать, их движения, жесты, мимику, почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из персонажей.

 

Микровывод к главе I. Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.

Информация о работе Особенности конфликта в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»