Основные
этапы жизни и
творчества Толстого. 1828-1910. По происхождению
принадлежал к аристократической фамилии,его
предки получили графский титул еще во
времена Петра I. 1844-1847-учится в Казанском
универе.1851-с братом Николаем на Кавказ,где
поступил волонтером на воинскую службу.Там
написано «Детство»(1851-52),ставшее его лит-ным
дебютом, «Отрочество»(52-54), «Юность»(55-57).Принимал
участие в Крымской войне(53-56).Впечатления
и наблюдения этого периода вошли в своеобразные
репортажи с фронта-«Севаст.расск.(55-56).1857,1860-путешествует.Возвр.в
Россию,работает в школе для крестьянских
детей.После реформы 1861-посредник,разрешающий
конфликтные ситуации в пользу крестьян.1852-1863-«Казаки».1862-женится
на Софье Берс.1863-1869-пишет «Войну и мир».Создал
новый вид романа-эпопеи,гармонично соединивиший
в себе беллетристику,публицистику и философию.Отобразил
жизнь России в переломный момент истории(1805-1820).По
завершении ВиМ-просветительская деятельность
в ЯП,составлял азбуку,грамматику и книги
для чтения для сельских школ.1875-Азбука,Новая
азбука,четыре Русские книги для чтения,в
которые вошли более 200 небольших притч,преданий,сказок
и рассказов.К более крупным произведениям
этого цикла относится «Кавк.пленник»(1872).Максимальная
выразительность,построение сюжета исключительно
на одних событиях.1873-1877-работает над социально-психологическом
романом «АК»,раскрывающим закоснелость
кравов и обычаев высших слоев общества.Центральная
проблема-право человека на счастье.1879-1880-Исповедь,выражает
мировоззренческий криизис Т.Страстное
обличение лицемерия и лжи в семейной
жизни-Власть тьмы1886,Плоды просвещения86-90,Живой
труп1900,изд.1011,Смерть Ивана Ильича(1886),Хаджи
Мурат1896-1904,изд.1912),особенно-романВоскресение(1889-1899).Реальное
событие,почерпнутое из судебной хроники.Публикация-причина
отлучения Толстого святиейшим Синодом
от РПЦ(1901).Особенно резко изобличал гос-венные
учреждения в рассказе-памфлете «Николай
Палкин»(1884-1887),в рассказе «После бала»(1903,изд.1911).1908-выступил
с памфлетом «Не могу молчать»,направленным
против смертной казни и кровавых репрессий
царского правительства.Окт 1910-тайно покинкул
ЯП,чтобы провести остаток жизни в одиночестве
и спокойствии.Во время бегства в возрасте
82 лет скончался.
Творчество
Толстого до ВиМ.1852-в Современнике опубликовано
Детство,сразу обратило внимание литературной
общественности.Трилогия Д,О(1854),Ю(1857)-заявил
себя как психолог.Проблема становления
характера.В сознании героя,Николеньки
Иртеньева,отразился весь богатейши мир
впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.Постепенно
происиходит их переработка,вследствие
чего меняется сознание героя:он «движется»,как
движется мир вокруг него.Ему свойственна
самокритика,у него свой кодекс поведения-comme
il faut,сословное заблуждение аристократа.Но
в столконовениях с действительностью
этот кодекс изживает себя.Развитие сознания
героя,идущего одновременно по вертикали
возрастного становления и по горизонтали
расширяющегося круга впечатлений.Чувствует
свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается
авторитет отца,герой детским умом понимает,что
маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается
идиллия детского равенства в играх и
привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга
сестры,им неровня.О-московские впечатления,первые
ощущения разницы полов и появление неожиданных
осложнений в представлении о мире и людях,пора
переоценки ценностей.Главное благоприобретение
этого периода-первые отроческие порывы
философствования.Зарождение скептицизма,близкого
к сумасшествию.»О чем я думаю?Я думаю,о
чем я думаю.А теперь о чем думаю?Я думаю,что
думаю,о чем думаю».Ю-утрачивается связь
с высшим светом.Терпит крушение теория
comme il faut,завязывается дружба,основанная
на принципах,убеждениях,дружеские отношения
проверяются на искренность,верность.Провалы
на экзаменах.Кризис барства и всей прежней
философии жизни.В «Правилах жизни» ни
один пункт не содержит прежних кастовых
предрассудков и верований.Апрель 1855-отправил
в «Современник»первый рассках-«Севастополь
в декабре месяце»(т.е. в декабре 1854).Обещал
журналу присылать ежемесячно статьи
современного военного содержания.Речь
шла о реальных событиях,но подробности
сражения Т не интересовали,их почти нет,за
искл эпилога в «Сев в авг 1855».Много о психологии
участников обороны,много общечеловеческой
философии.Обороняющийся Севастополь
поражает автора мертвойц тишиной на улицах,бастионах.Но
потом замечает:защитники соверашют свои
будничные дела без излишней эмоциональности,это
и есть настоящий героизм. «Сев в мае»-более
пристально рисует типы офицеров.Штабс-капитан
Михайлов жизнерадостен,честолюбив.Кружок
аристократов:адъютанты Калугин, Гальцин,поручик
Непшитшетский,подполковник Нефердов.Ценные
психологические и худ-венные находки,к-ые
пригодились в ВиМе. «Сев в авг 1855»-внимание
на братьях Мих и Владимире Козельцевых.Мих
уже всего навидался,охлаждает пылкий
романтизм Вл,только что прибывшего под
Сев.1863-Казаки,повесть.Начинается с противопоставления
времяпрепровождения пирующих у Шевалье
господ,для которых раннее утро все еще
«вечер», а «утро»-это для народа,затемно
поднимающегося на работу.Оленин->Кавказ,чтобы
жить естественной жизнью казаков,стать
как они, «опроститься».Жизнь гребенских
казаков на Тереке изображается не только
как нечто более высокое,чем столичная
жизнь,но и как нечто недосягаемое для
аристократа,в искренность стремления
«опроститься» которого казаки не верят,да
не верит и он сам.Вся история его отношений
с казачкой Марьяной,невестой Лукашки,искуственна
и не соотвествует обычаям казаков.Оленин
привез в станину свое безволие и бесцельность
жизни.