Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, курсовая работа
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) относится к той группе писателей рубежа Х1Х-ХХ веков, чье творческое наследие в полном объеме только сейчас становится доступным для широкого круга исследователей. Поэтому именно теперь, в сходной ситуации конца века и начала нового тысячелетия, изучение его творчества, ставшего сгустком многих литературных течений XX столетия, весьма актуально.
Введение
1.Новый вид драмы и традиции
1.Андреев-последователь и Андреев-новатор.
2.«Новая драма» Андреева. Темы.
2.«Жизнь человека»
1.Особенности сюжета
2.Система образов
3.Способы построения диалога.
Заключение
Теория «нового театра» в драматургической практике Андреева, как это вскоре стало ясно самому писателю и руководителям МХТ, ставившего его пьесы, потерпела крушение. Начав поиски своего драматургического стиля с сомнения в правде театрального реализма, попыток синтезировать реализм с модернистскими тенденциями в искусстве, Андреев оказался в творческом тупике.
Субъективно Андреев (в этом, в частности, была одна из основ его личной драмы) был убежден в антибуржуазной, революционной направленности своего творчества. Он не мог понять, что природа его революционности носила анархический характер. В 1910-е годы Андреев делает попытку сблизиться с демократией и Горьким (не понимая, однако, глубины своих идейных расхождений с Горьким). Он пишет повесть на революционную тему о крестьянском движении 1905—1907 гг.— «Сашка Жегулев». «Мне уже давно хотелось написать о России,— писал Андреев.— ...Я взял один из любопытнейших моментов русской истории: эпоху развала революции. Это была полоса, когда, с одной стороны, пробуждалась «черноземная Россия», шевелился народ, а с другой стороны, интеллигенция пребывала уже в полной деморализации. Расцвели всевозможные «лиги любви», бурной волной пронеслась экспроприация. И тут, и там деятельное участие принимали подростки-гимназисты, которые бросали школу и шли в лес, чтобы организовать шайки экспроприаторов».
Во время первой мировой войны обозначилось резкое политиче¬ское поправение писателя. Если Горький занимает антивоенную позицию, то Андреев — шовинистически-воинствующую. Он призывает к разгрому Германии, видя в победе над германским империализмом начало некоей всеевропейской революции, зовет поэтов и писателей воспеть войну («Пусть не молчат поэты», 1915). В 1916 г. Андреев возглавил литературный отдел газеты «Русская воля». Редактором ее был царский министр внутренних дел А.Д. Протопопов. Газета боролась за продолжение войны, вела агитацию против большевиков.
Публицистика, драматургическое
творчество и беллетристика Андреева
этого периода
Общее смятение в рядах интеллигенции после подавления революции задело и Андреева. Будучи свидетелем разгрома Свеаборгского восстания в июле 1906 г., тяжело пережитого им, писатель не верит в успешное развитие революционного движения.
Разочаровывало и андреевское обращение в эти годы к библейским темам. Оно не было необычным явлением. Библейские легенды и мотивы широко бытовали в русской литературе; в начале XX в. к ним обращались и символисты, и реалисты. Андреев был постоянен в своем обращении к Библии. Из нее им заимствован ряд сюжетов, она оказала воздействие на его стиль. Пессимизм писателя питался не только увлекшей его в юности философией Шопенгауэра, но и книгой Екклезиаста. Андреев выражал желание стать редактором ее нового перевода. Обращаясь к библейским сюжетам (Ветхого и Нового заветов), писатель в одних случаях только отталкивался от них (история многострадального Иова – «Жизнь Василия Фивейского»; воскресший Лазарь – «Елеазар»), в других вольно перерабатывал их («Из глубины веков», «Иуда Искариот»).
Новый психологический
театр был назван Андреевым «театром
панпсихизма». Вместе с тем, призывая
к исследованию только кажущейся
«неподвижности переживаний», к воплощению
на сцене «души утонченной и сложной,
пронизанной светом мысли» (8, 311), Андреев-драматург
остался верен ранее избранному
раскрытию психологии своих героев.
Его интересует не диалектика души
во всей ее сложности, а проявление
лишь определенных сторон человеческой
психики.
В ранний период андреевского творчества
на первый план выдвигался трагизм мироощущения,
разлад человека с окружающей его действительностью,
и потому избранное им направление было
социально весомо. В 1910-е гг. писатель обращает
внимание уже не на изображение психики,
реагирующей на социальное неустройство
мира, а на ее подсознательные истоки,
точнее – на выявление патологии духовного
мира человека. И это приведет к значительной
утере социального и художественного
звучания произведений Андреева.
Первую пьесу провозглашенного Андреевым
«театра панпсихе» – «Екатерину Ивановну»
(1912) – В. И. Немирович-Данченко воспринял
в обычном для Московского Художественного
театра социально-психологическом плане.
«Пьеса, – писал он, – будет волновать,
беспокоить, раздражать, злить, возмущать…
Тут до такой степени обнажаются язвы
нашей жизни, и так беспощадно, без малейшего
стремления смягчить, загладить… Колючая
пьеса».[ [507 - Фрейдкина Л. Дни и годы Вл.
Немировича-Данченко. Летопись жизни и
творчества. М., 1962, с. 287.]] Андреев, действительно,
создал язвительный «портрет» определенной
части русского общества (буржуазной интеллигенции).
Однако образы героини и некоторых других
персонажей не получили в драме ясных
очертаний, и драматургу пришлось послать
режиссеру обширный автокомментарий к
своей пьесе.
В начале века Андреев отдал дань натуралистическим
тенденциям. Выступая против буржуазной
морали, он пытался показать, что под маской
порядочного человека нередко скрывается
человек-зверь, что биологическое, инстинктивное
берет верх над моральными принципами
культурного человека. (Таков нашумевший
рассказ «Бездна», 1902). Интерес к тайным
импульсам поведения человека, к подсознательному,
стихийному началу в его психике не исчезал
у писателя и в дальнейшем. Бунт гуманиста
Погодина, подготовленный разгромом революции
и разгулом правительственной реакции,
в не меньшей степени связан с подсознательным
социальным вызовом героя своему умершему
отцу-генералу.
После революции 1905 г. многие авторы проявляли
большой интерес к «глубинам» психики,
стремясь привлечь внимание читателей
к темным началам человеческой натуры.
Увлечение Андреева этими «глубинами»
во многом было родственно им. Несомненное
воздействие на обострение интереса к
сфере подсознательного оказало появление
в то время новых научных исследований
о психике человека.
Горький и близкие
к нему авторы раскрывали социальную
психологию масс, начавших приобщаться
к историческому изменению
В апреле 1912 г. Андреев писал Горькому:
«…каждый из нас представляет собой известную
общественную силу» (ЛН, 340). Оба сосредоточили
свое внимание на разных сторонах жизни,
но для полного воссоздания картины современного
мира необходимо было многогранное освещение
его. И в этом плане столь непохожие по
своему восприятию мира, но своему жизненному
опыту и своим художественным методам
художники дополняли друг друга.
Особую, «жгучую» остроту в спорах Горького
и Андреева приобрело их отношение к разуму,
мысли человека. Давно уже утвердилось
суждение о том, что Андреев в отличие
от своего друга недооценивал, умалял
силу разума. Но это не соответствует тому,
что писал, что изображал Андреев. В письме
1904 г. он скажет Горькому: «Знаешь, что
больше всего я сейчас люблю? Разум. Ему
честь и хвала, ему все будущее и вся моя
работа» (ЛН, 236). В пьесе «К звездам» он
воздаст должное бесстрашию и силе разума.
Признание бессилия разума перед познанием
тайн мироздания, обладающего иными, в
сравнении с земными, законами развития, –
лишь одна из сторон восприятия Андреевым
силы и возможностей разума человека («Анатэма»).
И разъединил Андреева и Горького не взгляд
на научное познание мира, а оценка роли
разума в жизни человечества. Горького
привлекало то, что было связано с положительной
ролью разума в историческом развитии,
Андреев же в силу своего двойственного
отношения к миру сосредоточивал основное
внимание на негативной стороне разума,
показывая, что в условиях капиталистического
общества он может быть обращен против
человека и человечества. Размышления
о такой возможности будут переплетены
у Андреева с издавна волновавшими его
размышлениями о характере и границах
проявления воли и своеволия. В 1910-х гг.
социальная направленность творчества
Андреева теряет свою остроту. Он уклоняется
от постановки актуальных в то время общественных
вопросов, и это приводит к ослаблению
интереса к его творчеству. И хотя о нем
продолжают еще много писать, сам Андреев
остро ощущает утерю своего воздействия
на читателей и ищет причину этому.
Новаторство драматургии Чехова и Горького
было раскрыто Московским Художественным
театром. Андреев ожидал, что там же будет
утверждено и своеобразие его драматургии.
Однако в 1910-е гг. андреевские пьесы оказались
чуждыми исканиям режиссеров этого театра.
Позднее В. И. Немирович-Данченко скажет,
что Московский Художественный театр
остался в долгу перед Андреевым.
Андреев мечтал о театре трагедии как
наиболее соответствующем трагедийности
XX века. В годы мировой войны он писал,
что настало время для возрождения его
старых замыслов, но вместо этого появились
злободневная пьеса «Король, закон, свобода»,
невысокий художественный уровень которой
был ясен самому автору, и трагедия «Самсон
в оковах», посвященная излюбленной писателем
теме – раздвоению человеческой психики,
уживанию в ней вдохновенно-пророческого,
свободолюбивого с рабской покорностью.
Антивоенная повесть «Иго войны», показавшая
восприятие войны рядовым человеком, также
не поднялась до волнующей трагедийности.
И следует признать, что Андреев оказался
мужественным в оценке последнего периода
своего творчества. В 1915 г. он пишет Немировичу-Данченко:
«Но воздух? – в нем носятся частицы отрицания
Андреева: вдыхая Вы каждый раз вдыхаете
„не“ <…> Временами я с большой серьезностью
думаю, что я просто – не нужен <…> Живу
я одиноко, как осина на бугре, и все ветры
меня треплют».[ [518 - Учен. зап. Тартуск.
ун-та, 1971, вып. 266, с. 274.]] А в дневнике 1918
г. читаем трагическую для Андреева запись:
«…почему я остановился? Первые десять
лет – это линия почти непрерывного восхождения
<…> И не шел, а отмахивал ступени».
Он сам ответит на свой вопрос: «Рожденный
проклинать, я занялся раздачей индульгенций
– немножко проклятий и тут же целая бочка
меду и патоки».[ [519 - Андреев В. Л. Детство,
с. 234.]]
На «мед» и «патоку» писатель не был способен,
под ними он, видимо, подразумевал свою
«Осанну» жизни (пьеса «Младость» и др.).
Снизилась как социальная, так и этическая
острота его творчества. Исчез пафос всеотрицания.
Андреев действительно живет «одиноко».
Ему не удалось сделать свой дом центром
литературно-общественной жизни, все ограничилось
литературным бытом, профессионализмом
литературных бесед. Андрееву явно недоставало
воздуха большой социальной жизни, близкого
общения с Горьким.
Страшась утери своей духовной свободы,
писатель решил стать одиноким борцом,
но самоизоляция от социальных бурь своего
времени обескровила его талант. Мятежи
андреевских героев утратили свой трагизм,
свой общечеловеческий характер. В его
пьесах становится ощутим налет литературщины.
Порою Андрееву казалось, что остановился
в своем развитии не он, а автор «Матери»,
мечты которого о будущем России не соответствуют
уже самой действительности. «Меня всегда
раздражал, – вспоминал Горький, – пессимизм
Андреева, его – то, что он считал моим
оптимизмом и что сам я называю историзмом»
(ЛН, 404).
Согласие возглавить литературный и театральный
отделы новой буржуазной газеты «Русская
воля» в значительной мере диктовалось
желанием Андреева противопоставить свою
литературно-общественную позицию позиции
своего недавнего друга. Попытка эта не
удалась. Работа в «Русской воле», главным
образом в качестве публициста, – одна
из печальных страниц в творческой биографии
писателя.[ [520 - Андреев хорошо владел пером
публициста и плодотворно работал как
публицист и критик в первый период своего
творчества, выступая на страницах демократической
газеты «Курьер». См. об этом в кн.: Иезуитова
Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892–1906).
Л., 1976, с. 17–62.]] Как и многие литераторы
той поры, он не уяснил истинного смысла
империалистической войны.
Октябрьская революция не была понята
и принята Андреевым. Но, оказавшись в
невольной эмиграции,[ [521 - После Октябрьской
революции Андреев продолжал жить с семьей
на своей даче в Финляндии и после провозглашения
ее независимости оказался отрезанным
от России.]] он с большой любовью продолжал
говорить о русском народе и русской литературе,
которая так ярко показала его «и ум, и
талант, и совесть».[ [522 - Письмо к Л. А. Алексеевскому,
март 1918. – В кн.: Десницкий В. А. А. М. Горький.
Л., 1959, с. 239.]]
В историю этой литературы Андреев вписал
страницы, отразившие глубокие противоречия
социальной жизни России с ее динамическим
взлетом в 1905 г. и мрачными годами реакции.
«Человеком редкой оригинальности, редкого
таланта и достаточно мужественным в своих
поисках истины» виделся Андреев Горькому.[
[523 - Горький М. Полн. собр. соч., т. 16, с. 357.]]
Таким видится он и сейчас.
Следует отметить также, что, выступая
как писатель, ищущий новые художественные
формы для выражения своего мировосприятия,
Андреев в ряде случаев (к ним относится
работа над экспрессионистской и панпсихической
драмой) опережал родственные художественные
искания зарубежных авторов.
Иванов-разумник В драме Л. Андреева "К звездам" есть одно мѣсто, которое слѣдовало бы взять эпиграфомъ ко всему творчеству этого автора. Вотъ это мѣсто: "человѣкъ думаетъ только о своей жизни и о своей смерти ? и отъ этого ему такъ страшно жить и такъ скучно, какъ блохѣ, заблудившейся въ склепѣ... Чтобы заполнить страшную пустоту, онъ много выдумываетъ, красиво и сильно; но и въ вымыслахъ онъ говоритъ только о своей смерти, только о своей жизни, и страхъ его растетъ. И становится онъ похожъ на содержателя музея изъ восковыхъ фигуръ. Днемъ онъ болтаетъ съ посѣтителями и беретъ съ нихъ деньги, а ночью ? одинокій онъ бродитъ съ ужасомъ среди смертей, неживого, бездушнаго"... Этотъ содержатель музея восковыхъ фигуръ ? самъ Л. Андреевъ. Всѣ главные его герои ? это намѣренно сдѣланныя изъ воска фигуры, ибо въ каждомъ изъ нихъ есть та доля нарочитаго символизма, которая дѣлаетъ ихъ не столько живыми типами, сколько символами. И иногда Л. Андреевъ дѣйствительно "болтаетъ съ посѣтителями", скрывая гнетущіе вопросы подъ разными масками; но чаще ? а за послѣдніе годы творчества постоянно ? "одинокій онъ бродитъ съ ужасомъ среди смертей, неживого, бездушнаго", и "чтобы заполнить страшную пустоту, онъ много выдумываетъ, красиво и сильно, но и въ вымыслахъ онъ говоритъ только о своей смерти, только о своей жизни, и страхъ его растетъ"... Да, это дѣйствительно такъ; этими словами Л. Андреевъ самъ вскрываетъ лейтъ-мотивъ своего творчества
Глава 2.
Настроения
социального пессимизма в
Андреев программно отошел здесь от изображения индивидуальных судеб. В письме Немировичу-Данченко он говорил, что в своих пьесах хочет остаться «врагом быта — факта текущего. Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя...». Этой пьесой открывается цикл андреевских философских драм («Жизнь Человека», 1906; «Чер¬ные маски», 1908; «Анатэма», 1909).
2.1. Особенности сюжета.
В пьесе «Жизнь Человека» разрабатывается проблема роковой замкнутости человеческого бытия между жизнью и смертью, бытия, в котором человек обречен на одиночество и страдание. В такой схеме жизни, писал о пьесе Станиславский, родится и схема человека, маленькая жизнь которого «протекает среди мрачной черной мглы, глубокой жуткой беспредельности».
Аллегорию жизни, натянутой как тонкая нить между двумя точками небытия, рисует Некто в сером, олицетворяющий в пьесе рок, судьбу. Он открывает и закрывает представление, выполняя роль своеобразного вестника, сообщающего зрителю о ходе действия и судьбе героя, разрушая всякие иллюзии и надежды человека на настоящее и будущее: «Придя из ночи, он возвратится к ночи и сгинет бесследно в безграничности времен». Некто в сером воплощает мысль Андреева о бесстрастной, непостижимой фатальной силе мира. Его монологи и реплики обращены к зрителю: «Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом... Родившись, он примет образ и имя человека и во всем станет подобен другим людям, уже живущим на земле. И их жестокая судьба станет его судьбою, и его жестокая судьба станет судьбою всех людей. Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верха к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже поднимается нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, волнуемый надеждами и страхом, он покорно совершит круг железного предначертания». В этом монологе — суть всей пьесы. Сцена бала (ее Андреев считал лучшей в пьесе) вводится ремаркой: «Вдоль стены, на золоченых стульях сидят гости, застывшие в чопорных позах. Туго двигаются, едва ворочая головами, так же туго говорят, не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга и отрывисто произнося, точно обрубая, только те слова, что вписаны в текст. У всех руки и кисти точно переломлены и висят тупо и надменно. При крайнем, резко выраженном разнообразии лиц все они охвачены одним выражением: самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека». Этот эпизод позволяет судить об основных чертах стиля драматургии Андреева. Повторение реплик создает впечатление полного автоматизма. Гости произносят одну и ту же фразу, говоря о богатстве, славе хозяина, о чести быть у него: «Как богато. Как пышно. Как светло. Какая честь. Честь. Честь. Честь». Интонация лишена переходов и полутонов. Диалог превращается в систему повторяющихся фраз, направленных в пустоту. Жесты персонажей механические. Фигуры людей обезличены,— это марионетки, раскрашенные механизмы. В диалоге, монологах, паузах подчеркнуто роковое родство человека с его постоянным, близким антагонистом — смертью, которая всегда рядом с ним, меняя только свои обличья.