Новаторство Достоевского в образе "маленького человека"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Тема «Маленького» человека часто используется и раскрывается во многих произведениях русской литературы. Но актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном. Хоть и маленькие, но они тоже люди. Порой, они даже оказываются лучше людей, стоящих выше их в обществе. Я считаю, что маленький человек занимает немаловажное место в обществе, хоть он и маленький. Именно поэтому я обратилась к данной теме.

Оглавление

1. Введение

1.1.Актуальность темы

1.2. Кто такой “маленький” человек.

2. Основная часть

2.1. “Маленький” человек в творчестве Ф.М.Достоевского

2.2. Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

Файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

 

 

                        Исследовательская работа

 

 

         Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

 

 

 

 

 

                                             Выполнила: Куракова Света

 

                                           школа №97, 9 класс, г.Ижевск

 

 

 

                          Научные руководители: Пислегина Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                                        Ижевск 2011

 

Содержание

1. Введение

 

1.1.Актуальность темы

 

1.2. Кто такой  “маленький” человек.

 

 2. Основная часть

 

2.1. “Маленький”  человек в творчестве Ф.М.Достоевского 

 

2.2. Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

 

 

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы

Тема «Маленького» человека часто используется и раскрывается во многих произведениях русской литературы. Но актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном. Хоть и маленькие, но они тоже люди. Порой, они даже оказываются лучше людей, стоящих выше их в обществе. Я считаю, что маленький человек занимает немаловажное место в обществе, хоть он и маленький. Именно поэтому я обратилась к данной теме.

Кто такой «маленький» человек?

 «Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.  Это персонаж, представляющий низшие слои в социальной иерархии. Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных. Но такие личности представлены в произведении в большом психологическом разнообразии: смирившиеся со своей участью, пытающиеся отстаивать свое достоинство, даже философствующие. Также «Маленький» человек - одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький» человек - явление социальное, этическое и психологическое. Многие писатели, создавая образ «маленького» человека хотят напомнить читателям, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Пётр Вайль очень верно определил: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров герои Кафки, Беккета, Камю. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда конечно не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе». Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко, М. Булгакова, В. Войновича, Е. Попова, В. Пьецуха, М. Веллера.

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время заставляло «маленьких» людей замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса». Маленькие чиновники, станционные смотрители, сошедшие с ума не по своей воле, начали выходить из тени. Первым писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин.

 «Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Гоголь в повести «Шинель». В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку, которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

«Маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

«Маленький человек» - одна из основных тем русской литературы.

Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький

человек» - явление социальное, этическое и психологическое.

 

«Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их народный, в нем встречаются просторечия («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать».

 

Определение "маленький человек" – подлинный долгожитель в школьном и вузовском литературоведении. Лишенное научной сухости, оно удобно и для экзаменационных тем. Поэтому естественно, что сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий это выражение. Даже сами литературные герои откровенно так себя и рекомендуют: "Я, сударь, маленький человек" (Кулигин из пьесы А.Н. Островского "Гроза"), с естественным добавлением: "Меня обидеть можно!". Вот, казалось бы, и весь нехитрый смысл этого наименования. Но это явно лукавая простота, которая из-за своего многолетнего, а то и векового бытования оказывается совершенно непродуктивной как для литературоведческого анализа, так и для живого, толкового сочинения.

 

Я рассмотрела разные определения «маленького человека». Таким образом, «маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, всемиуниженный, забитый. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания и поддержки.

 

 

 

«Маленький» человек в творчестве Ф.М.Достоевского

Тему «маленького» человека также затрагивает и Фёдор Михайлович Достоевский. Герои его повестей “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Униженные и оскорбленные”, романа “Преступление и наказание” – типичные представители данной группы героев. На примере этих героев можно подтвердить все определения “маленького” человека.

Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы "бедных людей", "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Федор Михайлович Достоевский - один из самых ярких выразителей “ петербургского периода русской литературы, типичный горожанин.” В его произведениях мы не найдем изображений природы, которые так восхищают нас у Тургенева и Толстого. Действия большей части его произведений, в том числе таких значительных, как романы “Преступление и наказание.” ,” Идиот.”, “ Подросток.” , происходит в Петербурге. Писатель ведет своих героев по грязным улицам и каналам, угрюмым дворам и чадным лестницам в жилые квартиры и трактиры. Петербург - не только место пребывания царского двора и высшей знати, но и крупнейшей в стране бюрократически - буржуазный центр - являл поражающие, резкие контрасты богатство и бедности, неограниченной власти и произвола высших чиновников и бесправия, нравственной забитости служилой бедноты. С первых шагов своего творчества Достоевский проявил себя писателем - “ урбанистом”, по-своему продолжавшим творческую традицию гоголевских петербургских повестей.

Первое произведение Достоевского, сразу выдвинувшее его в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В восторженном отзыве В.Г.Белинского было сказано, что молодой писатель впервые в русской литературе нарисовал судьбу "маленького человека" как социальную трагедию, а в бесправной и забитой личности открыл глубокую человечность. Повесть во многом связана с художественным миром Гоголя и с поэтикой гоголевских петербургских повестей.

«Бедные люди» (1846) – первый роман посвященный теме «маленького человека». Он состоит из писем мелкого чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Девушку хотят выдать замуж за человека, которого она не любит, но это брак по расчету. Макар пытается отговорить её от этого брака, но сам не способен на ней жениться из-за маленького заработка. Варенька все-таки выходит замуж. А чиновник начинает сильно пить, и приходит к выводу, что бедный человек бесполезнее, чем старый хлам. Писатель подчеркивает яркий контраст между бедностью героев и их глубоким внутренним миром.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького человека". Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести "Шинель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.

Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…".

Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был  первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. 

  Ужасна жизнь вокруг  Вареньки Доброселовой, молодой  женщины, пережившей много горестей  в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких  людей), и Макара Девушкина, бедного  пожилого чиновника. Достоевский  написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что  главное в «маленьком человеке» – это его натура.

 Для бедного человека  основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди»  знают, что «маленькому» в социальном  плане человеку этого добиться  практически невозможно: «И ведомо  каждому, Варенька, что бедный человек  хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

 Макар Девушкин и  Варенька Доброселова – люди  огромной душевной чистоты и  доброты. Каждый из них готов  отдать последнее ради друг  друга. Макар – это человек, который  умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

  Макар Алексеевич  читает пушкинского «Станционного  смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит  он там себя: «… ведь скажу  вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя,  как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с  людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

При всей своей крайней бедности, нравственно подавляющей его, при всей своей полной зависимости и робости перед начальством, мелкий чиновник у Достоевского не только сознает, но и внутренне защищает в себя, на уровне своих понятий, свое человеческое достоинство, свою глубоко затаенную гордость маленького, незаметного, но честного труженика, которого он называет “амбицией”. “Служу безукоризненно, - пишет он, - поведение трезвого, в беспорядках никогда не замечен. Как гражданин считает себя как имеющего свои недостатки, но вместе с тем и добродетелем.” , амбиция моя мне дороже всего. “Увидев на улице шарманщика, который “милостыни просить не хочет” и “хоть целый день ходит да мается - зато сам себе господин, сам себя кормит”, Девушкин пишет о себе: “Вот и я точно так же, как этот шарманщик....в своем смысле, в благородном-то, в дворянском-то отношении точно так же, как и он по мере сил тружусь, чем могу, дескать.”

В сознании своего незаметного, но честного и полезного труда. Девушкин доходит иногда до сознания глубоких контрастов социальной жизни, боится этого в себе как явного “вольнодумства”, но не может отказаться от своих мыслей. Особенно возбуждает их в нем судьба бедной Вареньки. “От чего вы, Варенька такая несчастная....-пишет он. - От чего это так все случается, что вот хороший то человек в запустении находится, а другому кому счастья само напрашивается? Знаю, знаю мамочка, что нехорошо это думать, что это вольнодумство...”

Информация о работе Новаторство Достоевского в образе "маленького человека"