Новаторство Достоевского в образе "маленького человека"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Тема «Маленького» человека часто используется и раскрывается во многих произведениях русской литературы. Но актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном. Хоть и маленькие, но они тоже люди. Порой, они даже оказываются лучше людей, стоящих выше их в обществе. Я считаю, что маленький человек занимает немаловажное место в обществе, хоть он и маленький. Именно поэтому я обратилась к данной теме.

Оглавление

1. Введение

1.1.Актуальность темы

1.2. Кто такой “маленький” человек.

2. Основная часть

2.1. “Маленький” человек в творчестве Ф.М.Достоевского

2.2. Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

Файлы: 1 файл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

То есть герой Достоевского полностью подходит под описание «маленького человека», но есть в нем и существенные отличия.

В своем рассказе «Сон смешного человека» главным героем которого, является некий «смешной человек» Ф.М.Достоевский показывает новые грани «маленького человека». Его смешной человек как раз и раскрывает образ маленького человека. Смешной человек - он  не такой, как все, нелепый, достойный насмешки. Его не уважают, ему приходится тяжело в общении, его считают глупым, не имеющим собственного достоинства. Он беден. «Я поднялся в мой пятый этаж. Я живу от хозяев, и у нас номера. Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачное, полукруглое. У меня клеенчатый диван, стол, на котором книги, два стула и покойное кресло, старое-престарое, но зато вольтеровское» Живет, смирившись с тем, что он смешной: «Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной – и тогда чем-то даже особенно милы» А смеялись над ним абсолютно все. Сам называет себя словами достойными низкого человека: «Как мог я, хвастун и лжец...», «Неужели же мелкое сердце мое и капризный ничтожный ум мой...» Знает об отчаянии, которое свойственно низшим слоям общества: «у очень испуганных детей означает отчаяние. Я знаю этот звук» Он это типичный «маленький человек» в обществе. О нем мало кто знает, а может даже и никто не знает. Его мнение никого не интересует. Он сам по себе тихо существует в своем углу.

  Достоевский же хочет нам показать  другую, лучшую сторону этого  человека. Смешной человек является очень «глубоким человеком» Не будь он таким человеком, он бы и не подумал застрелиться. Этот человек очень чувствителен. Испытывает, например, такое чувство как гордость: «я всегда был так горд» Чувствует боль, как физическую так и душевную. Чувствует жалость: «случись что-нибудь очень жалкое, то почувствовал бы жалость», «помню, что я её очень пожалел» Он чувствует абсолютно всё, и может быть даже больше, чем обычный человек. «Я могу страдать, сердиться и ощущать стыд за свои поступки» У него в голове возникают вопросы о самом разном. Он думает обо всём, что его волнует, а его волнует всё. Постоянно рассуждает обо всём, его волнующем. Его мышление не похоже на мышление обычного человека. Он рассуждает о таком, что некоторым людям даже сложно представить. Даже после своей «смерти» он не перестает рассуждать. После своего поступка он презирает себя: «никогда и никакому мучению, какое бы не постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать». Когда он несся в пространстве «с каким-то неизвестным мне существом», был так горд, что не боится: «я уверял себя, что не боюсь, и замирал от восхищения при мысли, что не боюсь» Ему было приятно осознавать, что он испытывает такое высокое чувство, не свойственное «маленькому человеку». Безусловно, он умен. Это можно доказать тем, что он знает некоторые аспекты астрономии, географии: «я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия», «это Сириус? – спросил я», «я знал, что есть такие звезды в небесных пространствах, от которых лучи доходят на землю лишь в тысячи и миллионы лет», «я уже различал океан, очертания Европы», «составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Смешной человек не хочет больше унижений и побед над ним: «и жить опять по чьей-то неустранимой воле, то не хочу, чтоб меня победили и унизили!» В первый раз, летя в пространстве, он почувствовал, что его не презирают, что над ним не смеются. Это дало ему опять же почувствовать себя нормальным настоящим человеком, достойным жить в этом мире.

Люди, которых увидел он на другой земле, поразили его. «Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке. Лица их сияли разумом и каким-то восполнившимся уже до спокойствия сознанием» То есть самая наивысшая степень красоты для него заключается в разуме. Но он понимал, что как бы они не были умны, они никогда не поймут его, эти люди. Они не знают, в каком плачевном состоянии его земля. На земле же этих людей всё было настолько идеально, что смешной человек не всегда мог это понять разумом, но чувствовал это своим сердцем. «Оно оставалось как бы недоступно моему уму, зато сердце мое как бы проникалось им безотчетно и всё более и более»

Очнувшись от своего сна, смешной человек был поражен тем, как его воображение могло придумать всё это. Его положение просто не дает ему право о таком думать. Он не достоин таких дум. Как его сердце могло разгадать всю правду в мире? «но разве одно сердце моё в силах было породить ту ужасную правду, которая потом случилась со мной: Как бы я мог её один выдумать или пригрезить сердцем?» Он плакал, когда узнал Истину. «Не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал всё существо моё» Он понял, что Истина не рождается в пробирке и не доказывается математической формулой, она существует. Эта Истина зародило огромное желание жить в таком маленьком и ничтожном человеке. Он мыслит глобально. Его волнует теперь каждый человек! Он хочет, чтобы все люди на земле были счастливы. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Сон героя отражает его внутренний мир, полный сострадания к людям, любви к ним, стремление помочь униженным, страдающим, таким же, как и он.

Таким образом, Достоевский показывает «маленького» человека как личность более глубокую, чем например, Самсон Вырин у Пушкина. Самсон Вырин - это маленький человек, безусловно, также имеющий человеческую душу, простые эмоции, которые переживают все люди, он также умеет мыслить, хоть он и маленький человек, но он не думает о таких глобальных проблемах, которые задевают до глубины души смешного человека. Его не волнует человечество, их судьбы. Главное, о чем он переживает в жизни это его собственная единственная и любимая дочь. Это даже естественно думать и переживать о своих близких. Но такая жизнь не требует каких-то самопожертвований, нежели жизнь смешного человека. Он жертвует всем, живет не ради себя, а ради всего человечества, ради каждого человека на земле.

Смешной человек отличается от других «маленьких» людей. Писатель хочет передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. В таком небольшом рассказе он разворачивает перед нами всю душу главного героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что «маленькие» люди — личности в полном смысле слова и их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленький» человек более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. Смешной человек постоянно сам себя спрашивал, осталось ли у него то или иное чувство, не утратил ли он свою человечность, остался ли личностью. Для него это очень важно.

Разные писатели относились к «маленькому» человеку по-разному. У Достоевского же такие люди вызывают сострадание. "Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так он считал. Сострадание помогает выжить, помогает понять "маленькому человеку", что, несмотря на его низость и никчемность, он кому-то нужен, кто-то переживает за него, а ведь каждому человеку это очень важно. У  Достоевского его "маленький человек" умеет рассуждать. Само слово «рассуждать» или «рассуждение» очень часто используется в тексте. Смешной человек всегда думает. Хоть он и понимает свое ничтожество, но он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности. Ему не важно, что он не имеет почти никакого социального положения в обществе. Важно то, что он еще жаждет думать, рассуждать. Его волнуют вопросы на такие высокие темы, как смысл жизни. Это всё и делает его настоящей полноценной  личностью.

Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Ф. М.  Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди». Это был  первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.  Так же и во «Сне смешного человека» Весь рассказ, этот «маленький» человек сам разговаривает с нами. Он, не скрывая не единой подробности, раскрывает нам свои чувства. Говорит всё, что думает, не оставляя ни одного слова утаённым. Как полноценная личность имеет своё мнение по каждому поводу.

Перед Достоевским встала необычно трудная задача - выразить свою позицию исключительно через характер героя, точнее, через его слово.

Смешной человек это - человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Не у всех можно наблюдать такие качества. У человека с высоким положением в обществе вряд ли можно их увидеть. Высокое положение, деньги, власть  - всё это портит человека, поэтому в нем не может быть таких высоких качеств. А человеку, у которого этого нет, остается лишь сконцентрироваться на себе. Потому что кроме своей души у него ничего нет.

У «маленького человека» в произведении Достоевского есть и сердце и ум. Он чувствует абсолютно всё. Всё пропускает через своё сердце. Обдумывает своим разумом.

«Маленький человек» - это  микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу.  «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире. Также и смешной человек после сна своего вырывается из рутины, в которой он жил и начинает новую жизнь. Жизнь оптимистичную, полную веры в человека.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке. Смешной человек в произведении говорит: «Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться» Одним из главных уроков произведения является то, что любить очень трудно. Особенно в нашем непростом мире. Достоевский через своего героя призывает людей любить друг друга.

Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека». Его смешной человек хочет, чтобы все люди на земле были счастливы. Особенно тогда, когда он узнал истину и сможет её до них донести. Люди, как правило, не верят, пока не увидят. А герой говорит, что если бы только они поверили, у них бы сразу всё было. Причем это старая истина. Но даже ему, простому человеку, сначала потребовалось сначала всё увидеть, а потом уже поверить. И именно поэтому он сейчас призывает всех верить.    

Самое важное и новое в характере забитого человека у Достоевского - это его способность к “погружению в себя самого”, к психологическому самоанализу, “рефлексами” и к соответствующим обобщениям. Такой человек сам анализирует свои действия, поступки, мысли. Ему важно понимать самого себя.

То есть, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, тут проявляется способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты, не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

 

Если Пушкин увидел в “маленьком человеке” способность к защите своего достоинства и возвысил благородство бесправного “мученика четырнадцатого класса”, а Гоголь призвал общество заметить Акакия Акакиевича Башмачкина в его приниженности и душевной смертности, то Достоевский представил читателю внутренний мир человека, глубоко думающего и сострадающего бедам других обитателей социального дна. Его размышления и душевное соучастие в чужих судьбах выражаются в сентиментальной форме, но в них есть здравый смысл. Он всей душой переживает за судьбу каждого человека на земле. Неважно социальное положение этого человека, его характер, его отношение к жизни. Нет безнадежных людей и ситуаций, спасая другого – спасаешь себя. Смешной человек хочет спасти каждого, чтобы каждый узнал ту истину, которую когда-то он сам узнал.

Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы "маленьких людей", проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

Заключение

В заключение хочу сказать, что этой работой я показала, как Ф.М.Достоевский раскрыл внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

 Достоевский одним из первых понял и показал противоречивость и даже искаженность психологии «маленького человека», его не только внешнюю, но и внутреннюю забитость. В душе бедного чиновника он увидел не только подавленное чувство собственного достоинства, но и желание замкнуться в своем маленьком мирке.

На мой взгляд, существенно обращение Н. В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на “маленьких людей”, которые живут рядом с нами.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, он велик в нравственном плане, в своей натуре.

 


Информация о работе Новаторство Достоевского в образе "маленького человека"