Нелитературный русский язык: диалекты, просторечия, арго - области их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы - дать характеристику современного русского нелитературного языка.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить ряд соответствующих задач:
· Рассмотреть понятие нелитературного языка
· Определить основные отличия и точки соприкосновения нелитературного и литературного форм русской речи
· Проанализировать структуру нелитературного пласта языка
· Описать суть понятий «арго», «жаргон», «диалект» и др.
· Выявить причины возникновения нелитературных форм русского языка, проследить динамику их развития
· Охарактеризовать сферу функционирования нелитературного пласта русского языка.

Оглавление

Введение
1. Литературная и нелитературная формы русского языка
1.1. Культура речи и литературный язык
1.2. Нелитературный язык - понятие и роль в общении
2. Характеристика нелитературного языка: основные элементы и особенности
2.1. Диалекты и просторечия в современном русском языке
2.2. Арго: причины существования и область функционирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 39.03 Кб (Скачать)

Жаргоны бывают классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям Федосюк М. Д. Лодаженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001.

Молодежные жаргоны  делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат - с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы

Жаргонными являются некоторые переосмысленные слова  общеупотребительной лексики.

Жаргонная лексика  имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном среди «своих», т.е. в общении с людьми того же социального круга, что и говорящий. В художественных произведениях жаргонные слова могут служить для речевой характеристики персонажей, употребляться в целях стилизации.

Однако употребление жаргонизмов в художественном тексте должно быть оправдано и общим  замыслом произведения, и стилистически.

Проникая во многие сферы действительности, жаргон становится средством создания своеобразной экспрессии и колорита в кино и литературе, а также существенной частью повседневного  языкового общения. Сегодня жаргонизмы можно услышать по радио и телевидению: особенно часто в текстах песен  молодежных рок-групп. Они придают  тексту эмоциональную окраску и  подчеркивают близость и понятность этих песен для молодежи, хотя нередко  используются непереведенные на русский  язык слова.

Если сравнить лексические  возможности общеупотребительного языка и жаргона, то станет очевидным, что по количеству единиц жаргон намного  беднее нормированного языка. Как и  в любой разновидности языка, в жаргоне существует понятие  о норме. Но здесь «норма замыкается рамками одного социума. Жаргон ориентирован на массовую, андеграундную культуру носителей языка» Грачев М.А. Русское арго. Монография. Н. Новгород, 1997.

Арго - термин, применяемый  для обозначения совокупности языковых средств (главным образом, особых слов и идиоматических выражений), вырабатываемых членами определенных общественных групп для целей внутригрупповой, часто - тайной коммуникации. «Тот факт, что арго предназначено для понимания только внутри некоторой ограниченной группы людей, отличает его, с одной стороны, от сленга, т.е. множества выражений, по существу предназначенных для широкого употребления, и, с другой стороны, от жаргона, который хотя и является специальным языком определенного сословия или профессии, однако не ограничен намеренно рамками той или иной специфической группы» Там же.

Особое место среди  социальных диалектов занимает арго деклассированных элементов, которое  существовало еще в глубокой древности. Некоторые исследователи считают  арго искусственным и тайным языком, другие (Д.С. Лихачев ) полагают, что это реакция деклассированных элементов на окружающую среду ( враждебную ).

Основные функции  арго Там же:

1. Конспиративная. Арго  вырабатывается стихийно, многие  слова могут перейти из арго  в обычный разговорный язык (существуют  такие слова, которые перешли  к нам из арго разбойников  17в.), более того, в наше время  в язык проникает все больше  слов «деклассированных». Тем не  менее, арго непонятно для `непосвященных', и это преступный мир использует  в своих целях.

2.Опознавательная.  Арго - пароль, по которому узнают  друг друга деклассированные  элементы 

3. Номинативная. В  арго существует большое количество  слов и фразеологизмов, которые  используются для обозначения  тех предметов и явлений, для  которых нет эквивалента в  литературном языке. 

4. Мировоззренческая.  Сниженность и вульгаризм воровской речи - особенность нашего восприятия, а в восприятии самого вора она носит героический, приподнятый характер

Однако, этот «героический»  характер зависит от ситуации. При  общении деклассированных между  собой многие «плохие» с общепринятой точки зрения слова имеют нейтральный  характер.

Значительное число  арготизмов преступным миром воспринимается иначе, чем законопослушными людьми.

Заключение

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с изменениями  в структуре общественно-политического  строя, сменой форм собственности и  состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как  на уровне единиц, так и на уровне текста).

Изменилось общество, изменился и язык, на котором оно  говорит. «Люди заговорили свободно, без страха, на собраниях и митингах, на работе и на улице, в газетах  и на экранах телевизора. Расцвел  жанр диалога, интервью. Непринужденно  отвечают прохожие на вопросы репортеров. В языке теперь проявляются личность, характер, своя мысль. И сразу обнаружились культура и бескультурье, образованность и невежество. Отсюда - лавина ошибок, стилистических, синтаксических и прочих. Конец века, эпоха перестройки  и постперестройки по своим последствиям подобны революции. Переломные времена всегда вызывают сдвиги в языке. И несомненно, что исчезновение государства-деспота, ритуальной партийной риторики, идеологического насилия над языком не могло не привести к изменениям в языке» Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7.

Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки  о языке, состоит из нескольких разновидностей. Словарный состав языка эпохи постоянно подвержен изменениям, в большей либо в меньшей степени. Изменения отслеживаются и фиксируются, что позволяет адекватно воспринимать современный язык, как живой и развивающийся. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества. При этом неизменно приходится поднимать вопрос о нормативной лексике и так называемой ненормированной лексике - это арго, жаргон, сленг.

Базисным элементом  языка как единой знаковой системы  общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы.

Но наряду с литературным языком существует особый целый пласт - ненормативный, не соответствующий  правилам и стандартам, нелитературный русский язык.

В структуре нелитературного  языка выделяют: диалекты и полудиалекты, просторечье, жаргоны.

Диалектом называют языковую систему, которая служит средством  общения небольшой территориально замкнутой группы людей, обычно - жителей  одного или нескольких населенных пунктов  сельского типа. Диалекты делятся  на территориальные и социальные.

Просторечье - особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто  вульгарного общения, предполагающего  преднамеренное.

Жаргон (арго, сленг) - это языковая система какой-либо более или менее замкнутой  социальной группы (работников какой-либо сферы, какой-либо социально - демографической  или поло-возрастной группы). Иногда под арго в более узком смысле понимается язык маргинальных и люмпенизированных слоев общества.

Нельзя забывать, что  многие жаргонизмы из социально обособленных переходят в разряд общеупотребительных, что свидетельствует о взаимопроникновении  и взаимовлиянии пластов общенародного  языка. Поэтому нельзя отрицать объективного существования жаргона, т.к. это часть  языка, которую невозможно исключать  из общей системы.

Но при этом не должно быть перенасыщения жаргонизмов  в общенародном языке, т.к. их избыток  ведет к нарушению коммуникативной  функции языка, к его порче  и бескультурью, а также навязыванию  обществу определенной морали.

Список  литературы

1. Грачев М.А. Русское  арго. Монография. Н. Новгород, 1997

2. Грачев М.А., Кожевников  А.Ю. К вопросу о социальной  диалектологии русского языка  // Филологические науки. №5. 1996

3. Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7

4. Культура русской  речи и эффективность общения.  М., 1996.

5. Литературная норма  и просторечие. / Под ред. Скворцова  Л.И. - М.: Наука, 1977. - 252 стр.

6. Русский язык  конца XX столетия. М., 1996.

7. Словарь лингвистических  терминов / Под ред. О.С.Ахмановой. - М., 1964

8. Федосюк М. Д. Лодаженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001

9. Химик В. В.  Современное русское просторечие  как динамическая система // Сборник  статей «Стилистическая система  русского языка», СПб., 1998

Информация о работе Нелитературный русский язык: диалекты, просторечия, арго - области их функционирования