Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:35, реферат
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве.
Раннее детство Ахмадулиной совпало со второй мировой войной, ее
юность - с послевоенными лишениями, духовным упадком и смертоносным идиотизмом сталинского правления, русские редко обращаются к психоаналитикам - и она начала писать стихи еще в школе, в начале пятидесятых.
Литературная
жизнь Беллы Ахмадулиной.
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве.
Раннее детство Ахмадулиной совпало со второй мировой войной, ее
юность - с послевоенными
лишениями, духовным упадком и смертоносным
идиотизмом сталинского правления, русские
редко обращаются к психоаналитикам - и
она начала писать стихи еще в школе,
в начале пятидесятых.
Впервые подпись <<Б.Ахмадулина>> под печатным текстом появилась 12 сентября 1954 года. Вчерашняя школьница начала работать внештатным корреспондентом в многотиражке <<Метростроевец>>, и первой ее публикацией стала небольшая заметка <<Метростроевцы учатся>>. В дальнейшем, вплоть до 30 апреля 1955 года, 25 таких заметок на различные темы появилось на страницах этой газеты.
В конце 1954 года Б.Ахмадулина начала заниматься в руководимом Евгением Винокуровым литературном объединении при автозаводе им. Лихачева.
В 1955 году Б.А. подала документы в Литературный институт им. А.М. Горького. Для участия в творческом конкурсе она представила 12 стихотворений. Реакция рецензента - а им оказался Илья Сельвинский- была более чем восторженной: <<Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!>>. Так Б.А. становится студенткой Литинститута.
Ее студенческие годы пришлись на период, вошедший в отечественную историю под названием <<хрущевской оттепели>>. Б.А. посещает творческие семинары Александра Коваленкова и Михаила Светлова. Периодические публикации в журналах, выступления на поэтических вечерах, жаркие споры в аудиториях и общежитиях, а главное - стихи, непривычные, волнующие, - делают ее имя известным за стенами института.
В апреле 1959 года ее исключили из Литинститута (В связи с ее реакцией на травлю Пастернака), но была восстановлена в октябре 1959 года, а 14 апреля 1960 года комиссия под председательством Всеволода Иванова рассматривает ее дипломную работу <<Стихи и переводы>>. Выступают А. Коваленков, В. Дынник, М. Луконин. Вердикт комиссии - оценка отлично.
В 1962 году в издательстве <<Советский писатель>> вышла первая поэтическая книга Б. А. <<Струна>>, редактором которой ( а точнее – вдохновителем, составителем) стал Павел Григорьевич Антокольский. Творческие и человеческие отношения Антокольского и Ахмадулиной – пример высокой поэтической эстафеты. Эта удивительная дружба двух столь разных по возрасту и опыту русских поэтов продолжалась вплоть до смерти Антокольского. В 1978 году Павел Григорьевич неизменно оставался самым преданным и надежным защитником Б.А. от многочисленных нападок, всегда помогал и поддерживал молодую коллегу. Ему принадлежит один из самых точных и тонких анализов поэзии Б.А.- эссэ, ставшее предисловием к ее книге <<Стихи>>. Свое отношение к Б.А. Антокольский сконцентрировал в строках, посвященного ей стихотворения:
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла!
Имя Б.А. появилось в поле зрения литературной критики в конце 50- х годов. Первыми , кто обратил внимание на нравственную и психологическую значительность и глубину ее стихов, были молодые критики А. Меньшутин и А. Синявский.
Вместе с Евтушенко, Вознесенским она выступала в Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в другие города, участвовала в жарких спорах и дискуссиях. Однако довольно долго критическому рассмотрению подвергалось это образование под общей фамилией Евтушенко- Вознесенский- Ахмадулина. Лишь выход книги <<Струна>> вызвал появление многочисленных персонально адресованных откликов и рецензий.
Следующая книга Б. А. -<<Озноб>>- вышла в 1968 году в издательстве русской эмиграции <<Посев>>. Эта книга считалась антисоветской, поэтому оценивалась как измена родине.
Контакт с <<Посевом>> естественно не мог остаться безнаказанным. Последующие отечественные книги Б.А. <<Уроки музыки>>, <<Стихи>>, <<Свеча>>, <<Метель>> подвергались самой пристальной цензурной обработке. Не могло быть и речи о сохранении общей авторской позиции книги, ее внутренней логике.
В эти трудные годы поддержкой и опорой для Б.А. ,ее <<тайным любимым пространством>> стала Грузия, которая <<всегда звала к себе и выручала>>. В эти годы она занималась переводческой литературой. Сложившийся в результатецикл переводов грузинских поэтов- От Николоза Бараташвили и Галактиона Табидзе, Симона Чиковани до Анны Каландадзе, Отара и Тамаза Чиладзе – стал, по общему признанию, ярким событием литературной жизни и получил высокую оценку как в Грузии, так и в России.
Из последующих книг Б.А. следует упомянуть сборники <<Тайна>> и <<Сад>>. За ними последовали <<Стихи>>, <<Избранное>>, <<Побережье>> ,<<Гряда камней>>, <<Звук указующий>>, <<Самые мои стихи>>, <<Шум тишины>>.
Творческий путь
Б.А. можно разделить на 3 этапа. Первый
этап, который условно можно назвать
<<начальная пора>> завершается
поэмой <<Моя родословная>>. Второй
– <<пора становления>> – хронологически
заканчивается участием в альманахе
<<Метрополь>>, в котором Б.А. опубликовала
только что написанный сюрреалистический
рассказ <<Много собак и собака>>.
И, наконец, третий этап- <<пора зрелости>>
– открывает большое стихотворение <<Мы
начали вместе: рабочие, я и Зима…>>
Тема дружбы в поэзии Б. Ахмадулиной.
Белле Ахмадулиной свойственно требовательное отношение к слову, выразителю поэтической и жизненной позиции. Неслучайно ее лирическую героиню характеризует душевная сосредоточенность, самоанализ. Эти качества отличала поэзию Ахмадулиной от <<громкой>>, открытой публицистичности Евтушенко, Вознесенского и Рождественского, хотя всех их объединяли чувство движения времени, острое ощущение новизны. В вышедшем в 1962 году первом сборнике стихов <<Струна>> четко обозначились ведущие темы ее поэзии: дружба, творчество, природа. При всей оригинальности в лирике поэтессы проявилось пристальное внимание к традициям русской классической литературы (Пушкин, Лермонтов) и творческому опыту модернизма (Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам).
С Пушкиным связывалась прежде всего тема дружбы (<<Свеча>> 1960, <<Когда моих товарищей бранят…>> 1963, <<За что мне все?>> 1975. <<Покуда жилкой голубою>> 1977)
Для Ахмадулиной дружба- воплощение благородства и жертвенности, опасение от всех зол.
Испытание, резко изменившее - судя по сборнику <<Тайна>>(1983) _ контуры ахмадулинского мира, само же, однако, оставшееся за кадром; обнародованное почти десятилетие спустя в газетной беседе: <<Уехали Аксенов, Войнович, Копелев, умерли Станислав Нейгауз, Высоцкий…>> Эта беседа и стала необходимым <<реальным комментарием>> к поздней ахмадулинской лирике, проясняя заключенные в ней смыслы.
Героиня ахмадулиной одолевает трагедию, обусловленную нынешними условиями, по старинному рецепту: молча, уединенно, без посторонних, в роли которого поневоле оказался читатель.
И хотя такая позиция таит для любого поэта значительную опасность, другою - <<не скрытной>> - Ахмадулина быть тогда, видимо, не могла. Это было естественно для ее лирического характера.
Ведь именно такая модель поведения утверждалась уже в ранних стихах Ахмадулиной. Где- через годы- провиделась разлука , окрашивая главную ахмадулинскую тему изначально в трагические тона:
* * *
По улице моей который год
Звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами
угоден.
Запущены моих друзей дела,
Нет в их домах ни музыки. Ни пенья,
И лишь, как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют
перья.
Ну что ж. ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит
ваши очи.
О одиночество! Как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям
бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
Утешусь, прислонясь к твоей груди,
Умоюсь твоей стужей
голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу.
На том конце замедленного жеста
Найти листву, и поднести к лицу,
И ощутить сиротство,
как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И- мудрая- я позабуду тех,
Кто умерли или доселе
живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские
секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959.
Анализ:
Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит. Что их отуманила <<к предательству таинственная страсть>>. Нет ни жалоб, ни осуждения, ни обличений. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.
Последующие строфы – об одиночестве как жестокой данности, медленном сосредоточенном преодолении. Как ни парадоксально, преодоление это - через полнейшее одиночество. Сначала звучит восклицание: << О одиночество! Как твой характер крут! >>- восклицает лирическая героиня. Но мир одиночества приносит те духовные блага, которые героиня обретает (<<тишь библиотек>>, <<строгие мотивы>> концертов). В затворничестве она постигает <<тайный смысл>> предметов, <<детские секреты>> природы… Познав <<мудрость и печаль>>, лирическая героиня вновь - уже с более глубоким чувством- видит друзей своих <<прекрасные черты>>…
Поэтические приемы, используемые для раскрытия внутреннего состояния героини:
Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Пятистопный ямб, инверсия (<<запущены моих друзей дела>>), славянизмы (<<очи>>, <<не внемля>>), книжная лексика(<<таинственная страсть>>, <<бедного невежества былого…>>), восклицательное междометие <<о>>, создающее приподнятую интонацию, сложные метафоры( обращение к одиночеству: <<Умоюсь твоей стужей голубою>>), образные ассоциативные сравнения ( одиночества – <<с циркулем>>, замыкающим круг с задумчивым <<лесом>>, а самой себя- с –<<баловнем>>, <<обласканным>> одиночеством). Психологические и эмоционально- оценочные эпитеты (<<беззащитных>>, <<бесполезным>>), неточная рифма(<<страх>>- <<страсть>>, <<жеста>>- <<блаженство>>) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбу друзей.
В 1999 был издан
сборник<<Друзей моих прекрасные черты>>.
В него вошли написанные в разные
годы посвящения друзьям, ушедшим и окружающим,
здесь и за рубежом.
Традиции лирики А.С. Пушкина в творчестве Б.Ахмадулиной:
Первый сборник
стихов «Струна» (1962) отмечен поисками
собственных тем. Позднее вышли
в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969),
«Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского),
«Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов
Ахмадулиной постоянно публиковались
в периодике. Собственный поэтический
стиль формируется к середине 1960-х. Впервые
в современной советской поэзии Ахмадулина
заговорила высоким поэтическим слогом.
Возвышенная лексика, метафоричность,
изысканная стилизация «старинного» слога,
музыкальность и интонационная свобода
стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.
Сама стилистика ее речи является бегством
от современности, срединности, обыденности,
способом создания идеального микрокосмоса,
который Ахмадулина наделяет своими ценностями
и смыслами. Лирическую фабулу многих
ее стихов составляет не лишенное магического
оттенка общение с «душой» предмета или
пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада),
призванное дать им имя, пробудить их,
вывести из небытия. Ахмадулина таким
образом дает свое зрение окружающему
миру. Во многих стихах, особенно с условно-фантастической
образностью (поэма «Моя родословная»,
«Приключение в антикварном магазине»,
«Дачный роман») она играет со временем
и пространством, воскрешает атмосферу
преимущественно 19 столетия, где находит
рыцарство и благородство, великодушие
и аристократизм, способность к безоглядному
чувству и состраданию — черты, которые
составляют этический идеал ее поэзии:
«Способ совести избран уже / и теперь
от меня не зависит («Медлительность»).
Желание обрести духовную родословную
обнаруживается в стихах, обращенных к
Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой
(«Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки»,
«Я завидую ей — молодой» и др.); в их судьбе
она находит совю меру — любви, добра,
«сиротства», трагической оплаченности
творческого дара. Эту меру Ахмадулина
предъявляет к современности — и в этом
(не только в слове и слоге) ее особый характер
наследования традиции 19 века. Б.А. Ахмадулина
принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь
на опыт предшествующего и современного
периодов, сумели найти свою форму и содержание.