Литературная жизнь Беллы Ахмадулиной

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:35, реферат

Краткое описание

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве.
Раннее детство Ахмадулиной совпало со второй мировой войной, ее
юность - с послевоенными лишениями, духовным упадком и смертоносным идиотизмом сталинского правления, русские редко обращаются к психоаналитикам - и она начала писать стихи еще в школе, в начале пятидесятых.

Файлы: 1 файл

Реферат по Белле Ахмадулиной.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

               Литературная жизнь Беллы Ахмадулиной. 

        
 
 

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в  Москве.

Раннее  детство  Ахмадулиной совпало со второй мировой  войной,  ее

юность - с послевоенными  лишениями, духовным упадком  и  смертоносным идиотизмом сталинского правления, русские редко обращаются к психоаналитикам - и она  начала писать  стихи еще в школе, в начале пятидесятых. 

Впервые подпись  <<Б.Ахмадулина>> под печатным текстом появилась 12 сентября 1954 года. Вчерашняя школьница начала работать внештатным корреспондентом в многотиражке <<Метростроевец>>, и первой ее публикацией стала небольшая заметка <<Метростроевцы учатся>>. В дальнейшем, вплоть до 30 апреля 1955 года, 25 таких заметок на различные темы появилось на страницах этой газеты.

В конце 1954 года Б.Ахмадулина начала заниматься в руководимом  Евгением Винокуровым литературном объединении при автозаводе им. Лихачева.

В 1955 году Б.А. подала документы в Литературный институт им. А.М. Горького. Для участия в  творческом конкурсе она представила 12 стихотворений. Реакция рецензента - а им оказался Илья Сельвинский- была более чем восторженной: <<Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!>>. Так Б.А. становится студенткой Литинститута.

Ее студенческие годы пришлись на период, вошедший в отечественную историю под названием <<хрущевской оттепели>>. Б.А. посещает творческие семинары Александра Коваленкова и Михаила Светлова. Периодические публикации в журналах, выступления на поэтических вечерах, жаркие споры в аудиториях и общежитиях, а главное - стихи, непривычные, волнующие, - делают ее имя известным за стенами института.

В апреле 1959 года ее исключили из Литинститута (В связи  с ее реакцией на травлю Пастернака), но была  восстановлена в октябре 1959 года, а 14 апреля  1960 года комиссия под председательством Всеволода Иванова рассматривает ее дипломную работу <<Стихи и переводы>>. Выступают А. Коваленков, В. Дынник, М. Луконин. Вердикт комиссии - оценка отлично.

В 1962 году в издательстве <<Советский писатель>> вышла первая поэтическая книга Б. А. <<Струна>>, редактором которой ( а точнее – вдохновителем, составителем) стал Павел Григорьевич Антокольский. Творческие и человеческие отношения Антокольского и Ахмадулиной – пример  высокой поэтической эстафеты. Эта удивительная дружба двух столь разных по возрасту  и опыту русских поэтов продолжалась вплоть до смерти Антокольского. В 1978 году Павел Григорьевич неизменно оставался самым преданным и надежным защитником Б.А. от многочисленных нападок, всегда помогал и поддерживал молодую коллегу. Ему принадлежит один из самых точных и тонких анализов поэзии Б.А.- эссэ, ставшее предисловием к ее книге <<Стихи>>. Свое отношение к Б.А. Антокольский сконцентрировал в строках, посвященного ей стихотворения:

Здравствуй, Чудо по имени Белла

Ахмадулина, птенчик  орла!

Имя Б.А. появилось  в поле зрения литературной критики  в конце 50- х годов. Первыми , кто обратил внимание на нравственную и психологическую значительность и глубину ее стихов, были молодые критики А. Меньшутин и А. Синявский.

Вместе с Евтушенко, Вознесенским она выступала в  Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в другие города, участвовала в жарких спорах и дискуссиях. Однако довольно долго критическому рассмотрению подвергалось это образование под общей фамилией Евтушенко- Вознесенский- Ахмадулина. Лишь выход книги <<Струна>> вызвал появление многочисленных персонально адресованных откликов и рецензий.

Следующая книга  Б. А. -<<Озноб>>- вышла в 1968 году в издательстве русской эмиграции <<Посев>>. Эта книга считалась антисоветской, поэтому оценивалась как измена родине.

Контакт с <<Посевом>> естественно не мог остаться безнаказанным. Последующие отечественные книги Б.А. <<Уроки музыки>>, <<Стихи>>, <<Свеча>>, <<Метель>> подвергались самой пристальной цензурной обработке. Не могло быть и речи о сохранении общей авторской позиции книги, ее внутренней логике.

В эти трудные  годы поддержкой и опорой для Б.А. ,ее <<тайным любимым пространством>> стала Грузия, которая <<всегда звала  к себе и выручала>>. В эти годы она занималась переводческой литературой. Сложившийся в результатецикл переводов грузинских поэтов- От Николоза Бараташвили и Галактиона Табидзе, Симона  Чиковани до Анны Каландадзе, Отара и Тамаза Чиладзе – стал, по общему признанию, ярким событием литературной жизни и получил высокую оценку как в Грузии, так и в России.

Из последующих  книг Б.А. следует упомянуть сборники <<Тайна>> и <<Сад>>. За ними последовали <<Стихи>>, <<Избранное>>, <<Побережье>> ,<<Гряда камней>>, <<Звук указующий>>, <<Самые мои стихи>>, <<Шум тишины>>. 

Творческий путь Б.А. можно разделить на 3 этапа. Первый этап, который условно можно назвать <<начальная пора>> завершается  поэмой <<Моя родословная>>. Второй – <<пора становления>> – хронологически заканчивается участием в альманахе <<Метрополь>>, в котором Б.А. опубликовала только что написанный сюрреалистический рассказ <<Много собак и собака>>. И, наконец, третий этап- <<пора зрелости>> – открывает большое стихотворение <<Мы начали вместе: рабочие, я и Зима…>> 
 
 
 

                       Тема дружбы в поэзии Б. Ахмадулиной.

Белле Ахмадулиной свойственно требовательное отношение к слову, выразителю поэтической и жизненной позиции. Неслучайно ее лирическую героиню характеризует душевная сосредоточенность, самоанализ. Эти качества отличала поэзию Ахмадулиной от <<громкой>>, открытой публицистичности Евтушенко, Вознесенского и Рождественского, хотя всех их объединяли чувство движения времени, острое ощущение новизны. В вышедшем в 1962 году первом сборнике стихов <<Струна>> четко обозначились ведущие темы ее поэзии: дружба, творчество, природа. При всей оригинальности в лирике поэтессы проявилось пристальное внимание к традициям русской классической  литературы (Пушкин, Лермонтов) и творческому опыту модернизма (Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам).

С Пушкиным связывалась  прежде всего тема дружбы (<<Свеча>> 1960, <<Когда моих товарищей бранят…>> 1963, <<За что мне все?>> 1975. <<Покуда жилкой голубою>> 1977)

Для Ахмадулиной  дружба- воплощение благородства и  жертвенности, опасение от всех зол.

Испытание, резко  изменившее - судя по сборнику <<Тайна>>(1983) _ контуры ахмадулинского мира, само же, однако, оставшееся за кадром; обнародованное почти десятилетие спустя в газетной беседе: <<Уехали Аксенов, Войнович, Копелев, умерли Станислав Нейгауз, Высоцкий…>> Эта беседа и стала необходимым <<реальным комментарием>> к поздней ахмадулинской лирике, проясняя заключенные в ней смыслы.

Героиня ахмадулиной  одолевает трагедию, обусловленную  нынешними условиями, по старинному рецепту: молча, уединенно, без посторонних, в роли которого поневоле оказался читатель.

И хотя такая позиция  таит для любого поэта значительную опасность, другою - <<не скрытной>> - Ахмадулина быть тогда, видимо, не могла. Это было естественно для ее лирического характера.

Ведь именно такая  модель поведения утверждалась уже  в ранних стихах Ахмадулиной. Где- через  годы- провиделась разлука , окрашивая  главную ахмадулинскую тему изначально в трагические тона:

               *   *   *                       

По улице моей который год

Звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

Той темноте за окнами угоден. 

Запущены моих друзей дела,

Нет в их домах  ни музыки. Ни пенья,

И лишь, как прежде, девочки Дега

Голубенькие оправляют  перья. 

Ну что ж. ну что  ж, да не разбудит страх

Вас, беззащитных, среди  этой ночи.

К предательству  таинственная страсть,

Друзья мои, туманит  ваши очи. 

О одиночество! Как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь  круг,

не внемля увереньям  бесполезным. 

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный  тобою,

Утешусь, прислонясь к твоей груди,

Умоюсь твоей стужей голубою. 

Дай стать на цыпочки  в твоем лесу.

На том конце  замедленного жеста

Найти листву, и поднести к лицу,

И ощутить сиротство, как блаженство. 

Даруй мне тишь твоих  библиотек,

Твоих концертов  строгие мотивы,

И- мудрая- я позабуду тех,

Кто умерли или доселе живы. 

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл  доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты. 

И вот тогда - из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

 друзей моих  прекрасные черты

появятся и растворятся  снова.

      1959.

Анализ:

Лирическая героиня  искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит. Что их отуманила <<к предательству таинственная страсть>>. Нет ни жалоб, ни осуждения, ни обличений. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.

Последующие строфы – об одиночестве как жестокой данности, медленном сосредоточенном преодолении. Как ни парадоксально, преодоление это - через полнейшее одиночество. Сначала звучит восклицание: << О одиночество! Как твой характер крут! >>- восклицает лирическая героиня. Но мир одиночества приносит те духовные блага, которые героиня обретает (<<тишь библиотек>>, <<строгие мотивы>> концертов). В затворничестве она постигает <<тайный смысл>> предметов, <<детские секреты>> природы… Познав <<мудрость и печаль>>, лирическая героиня вновь - уже с более глубоким чувством- видит друзей своих <<прекрасные черты>>…

Поэтические приемы, используемые для раскрытия внутреннего  состояния героини:

Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Пятистопный ямб, инверсия (<<запущены моих друзей дела>>), славянизмы (<<очи>>, <<не внемля>>), книжная лексика(<<таинственная страсть>>, <<бедного невежества былого…>>), восклицательное междометие <<о>>, создающее приподнятую интонацию, сложные метафоры( обращение к одиночеству: <<Умоюсь твоей стужей голубою>>), образные ассоциативные сравнения ( одиночества – <<с циркулем>>, замыкающим круг с задумчивым <<лесом>>, а самой себя- с –<<баловнем>>, <<обласканным>> одиночеством). Психологические и эмоционально- оценочные эпитеты (<<беззащитных>>, <<бесполезным>>), неточная рифма(<<страх>>- <<страсть>>, <<жеста>>- <<блаженство>>) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбу друзей.

В 1999 был издан  сборник<<Друзей моих прекрасные черты>>. В него вошли написанные в разные годы посвящения друзьям, ушедшим и окружающим, здесь и за рубежом. 
 
 
 
 
 
 

   Традиции  лирики  А.С. Пушкина в творчестве Б.Ахмадулиной:

Первый сборник  стихов «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли  в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условно-фантастической образностью (поэма «Моя родословная», «Приключение в антикварном магазине», «Дачный роман») она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию — черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: «Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит («Медлительность»). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой («Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки», «Я завидую ей — молодой» и др.); в их судьбе она находит совю меру — любви, добра, «сиротства», трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. Б.А. Ахмадулина принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь на опыт предшествующего и современного периодов, сумели найти свою форму и содержание. 

Информация о работе Литературная жизнь Беллы Ахмадулиной