Контрольная работа по "Литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый истинный писатель говорит свое слово в литературе. Но великие писатели – те, кому под силу не просто сказать свое слово. В их творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отражаются важнейшие стороны жизни своего времени, своей эпохи; их творчество – значительный шаг в развитии литературы; их произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени.

Оглавление

Сочинение на тему «Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова.
Краткие сведения о жизни и творчестве Х. Андерсена.
Аннотация на сборник В.А. Осеевой «Волшебное слово»

Файлы: 1 файл

контрольная литература готовая.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам  и красное детство дано.

Чтоб вечно  любить это скудное поле,

Чтоб вечно  вам милым казалось оно.

Храните свое вековое  наследство,

Любите свой хлеб трудовой — 

И пусть обаянье  поэзии детства 

Проводит вас  в недра землицы родной!..

  Близость  к природе скрашивает детство крестьянских детей, наполняет их жизнь подменной поэзией. Но гораздо в более мрачных тонах рисует поэт картину жизни городских детей. В цикле стихов «О погоде» Некрасов выдвигает мысль о детях, которых хотелось бы спасти из «омута», из этого «смрада и копоти» бесчеловечного города. Он пишет:

Этот омут хорош  для людей,

Расставляющих ближнему сети,

Но не жалко  ли бедных детей!

Вы зачем  тут, несчастные дети?

Неужели душе молодой

Уж знакома нужда и  неволя?

Ах, уйдите, уйдите со мной

В тишину деревенского поля!

 С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

 Мы вертим – вертим  – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

 Колесо не слышит, не  щадит: 

Хоть умри – проклятое  вертится,

 Хоть умри – гудит  – гудит – гудит! 

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у  фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» –  это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.

  Юмористическое  стихотворение «Генерал Топтыгин»  Некрасов написал для детей, хотя оно и имеет политический колорит.

  В «Генерале Топтыгине» дидактизм приобретает политический колорит. Поэт употребляет здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучера и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка. Но дело в том, что нравы людей, воспитанных в раболепии, таковы, что и медведя, возможно, принять за генерала – раз рычит, не разговаривает с нижестоящими, значит, уже большой начальник. И в страхе смотритель восклицает: «Господи Исусе! Небывалый генерал, видно в новом вкусе!..»

  Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

   Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

   Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина – мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

 

Вынесет все  – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

 

   «Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

   Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

   В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

   С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», - советует дедушка внуку.

   Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

   Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, - о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

   Дети – герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянутся к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» - в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов. Некрасов верит в талантливость русских детей, в их будущее. Он утверждает:

Не бездарна та природа,

Не погиб  еще тот край,

Что выводит  из народа

Столько славных  то и знай.

   Крестьянские дети – это будущее. Стихи, им посвященные, особенно прозрачны, исполнены света и радости.

 

  1. Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)

Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове  Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить.

В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка  по материнской линии. Мальчик с  увлечением слушал их рассказы и позднее  написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца.

Первая попытка  дать образование сыну оказалась  неудачной: родители отдали его учиться  к вдове перчаточника, но после  первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре ему случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.

В 1819 году, заработав  немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу.

После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики.

В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата  философии.

В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил весьма бедно, так как литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям.

Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в  этот период было написано большинство  сказок, позднее принесших ему  мировую славу.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года.

За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его  сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой  поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная  с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах.

  1. Аннотация на сборник В.А. Осеевой «Волшебное слово»

План.

    1. Автор.
    2. Название сборника.
    3. Где, когда и кем издан.
    4. Объем сборника.
    5. Состав сборника.
    6. Краткое содержание 2-3 рассказов.
    7. Мое отношение к сборнику.
  1. Осеева Валентина Александровна.
  1. "Волшебное слово"
  2. Москва «Детская литература» 1983
  3. 16 страниц.
  4. Волшебное слово. Плохо. Хорошее. На катке. Три товарища. Отомстила.
  5.   1. Автор: Осеева.
    1. Название: «Волшебное слово».
    1. Жанр: рассказ.
    2. Тема: рассказ о том как мальчик Павлик до встречи со стариком не знал о волшебном слове и все его просьбы оставались без положительного ответа, но как только старик сказал ему это слово все сразу изменилось.
    3. Идея: «Хорошее слово и кошке приятно».
    4. Главные герои и их характеристики: старик – мудрый, хороший и понимающий учитель. Павлик – маленький мальчик обиженный на всех, не знающий пока о словах с чудодейственной силой.
    5. Зачин: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

               Экспозиция: Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край                скамьи.

Завязка: Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось?

Развитие действия: Павлик рассказывает о своих обидах, о том, что никто не исполняет его просьбы и даже грозится убежать из дома.

Кульминация: Старик разгладил длинную бороду: - Я  хочу тебе помочь. Есть такое волшебное  слово.

Развязка: Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущено пробормотала: - Какую тебе?

Концовка: «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

    1. Особенности языка: язык простой, образный, яркий, выразительный. Есть диалоги с вопросительными и восклицательными предложениями, с обращениями (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…), есть слова которые нужно объяснить детям (стряпает, противень).
    2. Познавательное значение: знакомит с хорошими манерами.
    3. Воспитательное значение: воспитывает культуру поведения и хорошие взаимоотношения.
    4. Педагогическая характеристика: предназначена для чтения детям в старшей группе.
    5. Автор: Осеева.
    6. Название: «Отомстила»
    7. Жанр: рассказ.
    8. Тема: рассказ о том, как Алеша взял без спроса краски сестры Кати и чтобы избежать наказания залез на дерево. Когда он начал карабкаться вверх ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя сразу же забыла о красках ей стало жалко братика и она испугалась за него. Алеша осознал свою вину, понял, что Катя его очень любит и обещал больше не хулиганить.
    9. Идея: идея рассказа заключается в прославлении добра, любви к ближнему и умении прощать обиды.
    10. Главные герои и их характеристики: Алеша – маленький мальчик любящий похулиганить, Катя сестренка Алеши, которая очень его любит, добрая, умеющая прощать обиды.
    11. Зачин: Катя подошла к своему столу – и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"