Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа
Каждый истинный писатель говорит свое слово в литературе. Но великие писатели – те, кому под силу не просто сказать свое слово. В их творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отражаются важнейшие стороны жизни своего времени, своей эпохи; их творчество – значительный шаг в развитии литературы; их произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени.
Сочинение на тему «Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова.
Краткие сведения о жизни и творчестве Х. Андерсена.
Аннотация на сборник В.А. Осеевой «Волшебное слово»
Вариант №2
План
План.
а) Создание Некрасовым образа деда Мазая – начало реалистического изображения крестьянства в литературе для детей.
б) Образы детей в поэме «Крестьянские дети»
в) Стихотворение «Плач детей» - рассказ о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе.
г) Стихотворение «Генерал Топтыгин» - сатирическое обличие низкопоклонства и угодничества.
3. Вклад Некрасова в развитие поэзии для детей.
Каждый истинный писатель говорит свое слово в литературе. Но великие писатели – те, кому под силу не просто сказать свое слово. В их творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отражаются важнейшие стороны жизни своего времени, своей эпохи; их творчество – значительный шаг в развитии литературы; их произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени.
Но лучшей доли он не просит:
Н. А. Некрасов
Решающим
для идейного и творческого
самоопределения Некрасова
Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Это произведения о декабристах, людях, которые, “отчизну покидая, шли умирать в пустынях” во имя торжества добра и счастья своего народа.
Но
самому Некрасову суждено было
дружить не с дворянскими
Некрасов говорит:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе...
В этом
немеркнущая заслуга
Поразительны
по силе, мастерству и чувству
стихи, посвященные соратникам
поэта: Добролюбову,
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” — венце творчества Некрасова — что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это “богатыри святорусские”, такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой. Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в конце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путь:
...и
лет пятнадцати Григорий
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
В сердце
его великая любовь к народу,
к бедной “Вахлачине”. И
Но Гришу не пугает такая судьба. Он уже “взвесил силу гордую” и “волю твердую”. Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова (недаром их фамилии так созвучны). Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, он хочет быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В поэме
мы не видим, как именно
Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, — говорит Добросклонов.
Горячо
верили Некрасов и другие
В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.
Особый пласт
в творчестве Некрасова –
Со стихами Некрасова мы встречаемся с первых лет своей жизни. Еще не научившись читать, звонко рассказываем: «Однажды в студеную зимнюю пору…», и точно игрушечный мужичок с ноготок навсегда остается в нашей памяти бесценным подарком детства. А рычащий «генерал» Топтыгин и чудаковатый, добродушный дед Мазай! А дядюшка Яков и мороз-воевода!.. Если бы в пять-семь лет мы не знали всего этого, так же как чудесных сказок Пушкина, - значит, потеряли бы в нашем детстве что-то очень и очень важное.
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт. В этих глазах он видел «столько покоя, свободы и ласки», что невольно души его «касается умиление». Однако отнюдь не умилительные интонации звучат в тех его стихах, где он обращается к детям.
Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было Новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России - крестьянским детям.
Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. Одно из стихотворений Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В этом стихотворении поэт рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая, который спасает зайчат. В нем поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай. Стихотворение написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике,- старом Мазае. Как всякий охотничий рассказ, эта поэтическая история изобилует подробностями почти невероятного, но тем не менее правдивого случая. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории:
В августе, около Малых Вежей
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Эта несущественная подробность - то, что случился сильный дождь из небольшой тучки,- должна придать описанию особую достоверность. Рассказ о старом, добродушном и добром Мазае и его деревеньке сразу становится притягательным центром стихотворения. Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода - «словно как в бочку пустую», о сыче - «рожки точены, рисованы очи». Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками. Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…
Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от подступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.
В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная любовь ко всему живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь реального, живого человека-гуманиста, рачительного хозяина и доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Выпустив зайцев, Мазай «ухнул» им вслед:
«Живей, зверишки!
Смотри, косой, Теперь спасайся,
А чур зимой Не попадайся!
Прицелюсь - бух! И ляжешь… Ууу-х!..»
Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей создана Некрасовым в «Крестьянских детях». По силе художественного изображения маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской классической поэзии XIX века. Вот мелькнула из щели сарая, куда забрел после охоты усталый поэт, вереница детских «внимательных глаз». И он увидел в них «столько покоя, свободы и ласки», «столько святой доброты». Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей «со стаей воробьев», а глаза ребятишек - с многоцветьем поля («Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы»). Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. «В результате получается необычайно яркая, живая, поражающая своей правдой, поистине классическая картина жизни и быта деревенской детворы, картина, которую превосходно знает всякий советский школьник», - пишет о «Крестьянских детях» известный исследователь творчества Некрасова В. Евгеньев-Максимов.
В стихотворении «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям. В этом стихотворении с особой силой проявилась любовь Некрасова к крестьянским детям. Поэт говорит в предельно простых и теплых словах о своей любви к ним:
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них
столько покоя, свободы и
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
Рано привыкают крестьянские ребятишки к труду. Все стихотворение проникнуто чувством уважения к маленьким труженикам. Поэт показывает разнообразный труд крестьянских детей («…ребята за дело – пилить и строгать», «… кто нянчит сестренку…, кто тащит на пожню ведерко кваску…».
И звучит почти торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с ноготок». Шестилетний мужичок Влас, везущий хворосту воз, держится с достоинством по-взрослому, является помощником отцу. Встреча с крестьянским мальчиком, выполняющим непосильную для его возраста работу, вызывает у поэта:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы, и боли,
В которых так много любви.
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры, не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей, но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием: