Контрольная работа по литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь и творчество Михалкова

Файлы: 1 файл

михалков.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

Многие школы были переоборудованы  в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для  госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и  убирали палаты. Чтобы поднять  настроение раненых бойцов выступали  перед ними с концертами.

Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и  возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш".

Невозможно переоценить  трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом  выполняли поставленные перед ними задачи.

Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город  и завод, тысячи рабочих, служащих днём и ночью возводили укрепления. Были вырыты траншеи, поставлены надолбы, расчищены секторы обстрела для  орудий и пулемётов, заминированы подходы.

На заводе круглосуточно  шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство  над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт.

В тех непостижимо трудных  условиях боевая техника изготовлялась  на Ленинградских предприятиях в  возрастающих темпах. В ноябре - декабре, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион  штук в месяц.

О том, как было выполнено  партийное задание для фронта, вспоминает на страницах заводской  газеты, бывший секретарь парткома, впоследствии директор завода им. Козицкого, герой социалистического труда  Н.Н. Ливенцов.

- "На заводе в Ленинграде  нас тогда оставалось не много , но народ твёрдый, бесстрашный, закаленный, большинство - коммунисты.

…Завод преступил к  выпуску радиостанций. К счастью  у нас оказались специалисты, которые могли решить вопросы  организации этого важного дела: инженеры, механики, токари, регулировщики. С этой точки зрения вроде благополучно, а вот со станочным оборудованием  и электроснабжением дело по началу было плохо.

Умелые руки главного энергетика завода Н.А.Козлова, его заместителя  А.П.Гордеева, начальника транспортного  цеха Н.А.Фёдорова, соорудили небольшую блок-станцию с приводом от автомобильного двигателя с генератором переменного тока на 25 киловольт-ампер.

Нам очень повезло, что  остались станки для производства настенных  часов, они не были отправлены в тыл и мы их использовали для производства радиостанций. "Север" выпускали в небольших количествах. К заводу подъезжали машины и увозили на фронт только, что сошедшие с конвейера радиостанции.

Какое на заводе было оживление, какой подъём, какая вера в победу! Откуда только брались у людей  силы.

Нет возможности перечислить  всех героев выпуска "Севера". Особенно хорошо помню тех, с кем я соприкасался ежедневно. Это прежде всего разработчик  радиостанции "Север" - Борис Андреевич  Михалин, главный инженер завода Г.Е.Аппелесов, высококвалифицированный инженер-радист Н.А.Яковлев и многие многие другие.

"Север" изготавливали  люди не только умелые, но и  заботливые, постоянно думающие  о тех, чьим оружием станет  радиостанция-малютка. К каждой  радиостанции были приданы крошечный  паяльник и баночка сухого  спирта, по кусочку олова и  канифоли, а так же особо важные  детали для замены тех, которые  могли быстрее других сдать  в работе."

Солдаты и население прилагали  усилия к тому, чтобы не допустить  врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться  в город, был детально разработан план уничтожения войск противника.

На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые  препятствия общей длинной 25 км, построено 4100 дотов и дзотов, в  зданиях оборудовано более 20 тысяч  огневых точек. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу  взлетели бы на воздух - груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских  солдат, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям.

Население осаждённого города с нетерпением ждало известий о наступающей с востока 54-й  армии. Об этой армии ходили легенды: вот-вот она прорубит коридор  в кольце блокады со стороны Мги, и тогда Ленинград вздохнёт полной грудью.

Время шло, но всё оставалось по-прежнему, надежды стали гаснуть.

13 января 1942 года наступления  войск Волоховского фронта началось. Одновременно перешла в наступление в направлении Погостья и 54-я армия Ленинградского фронта под командованием генерал-майора И. И. Федюнинского. Наступление войск развивалось медленно. Противник атаковал сам наши позиции и армия была вынуждена вместо наступления вести оборонительные бои. К исходу 14 января ударные группировки 54-й армии пересекли реку Волхов и овладели на противоположном берегу рядом населённых пунктов.

В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско-пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они  выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице  Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов. Благодаря  ребятам чекисты его задержали.

Для победы над фашистскими  захватчиками немало сделали и советские  женщины. Они наряду с мужчинами  героически трудились в тылу, самоотверженно выполняли свой воинский долг на фронте, сражались против ненавистного врага  на территориях, временно оккупированных гитлеровскими полчищами.

Надо сказать, что ленинградские  партизаны боролись в тяжёлых  условиях. Область в течении всего периода фашистской оккупации была фронтовой или прифронтовой.

В сентябре 1941 года был создан Ленинградский штаб партизанского  движения. С оружием в руках  шли защищать Родину секретари райкома  комсомола Валентина Утина, Надежда  Федотова, Мария Петрова. Немало девушек  было среди комсомольских активистов, ставших в ряды народных мстителей.

Много женщин было в ту суровую  пору среди ленинградских партизан. В июле 1941 года Ленинградский обком  ВКП(б) направили в районы ответственных работников для организации партизанских отрядов и подпольных групп. Во главе райкома партии был И.Д. Дмитриев.

Время шло…

В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам  удалось овладеть станцией Мга и  перерезать последнюю железнодорожную  линию, связывавшую осажденный Ленинград  со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег  Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых  снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены - 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

 

Ладога - дорога боевая

Ранней весной я летел  над Ладогой. Зимняя дорога - "Дорога жизни" - кончилась. Уже были разводья. Уже снег почернел, лёд ломался. Кончался героический период, по которому шёл  бесконечный поток грузов Ленинграду и фронту. Самолёт шёл почти  бреющим полётом, и стало видно, как среди маленьких сосёнок  и ёлок стоят вмёрзшие в снег крошечные  судёнышки.

Но я знал, что это  не простая флотилия. Это могучий  Ладожский флот с экипажами испытанных моряков. И действительно, наступили  дни навигации, и каждое из этих маленьких  судов получило свою миссию, свой боевой приказ.

Под обстрелом, под бомбёжкой  перевозили они день за днём пассажиров этого лета: эвакуируемых ленинградцев, детей, женщин, перевозили ценные грузы  и всё, что нужно для обороны  великого города.

По волнующейся голубой  дороге ладожских вод в город  устремились потоки продовольствия и боеприпасов. Ленинград хорошо знал, кому он обязан каждым мешком муки, каждым кулём сахара, каждым ящиком крупы. Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не выдадут, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах. Это - моряки Ладожской флотилии…

Дорогие моряки Ладоги! Ленинград, великий боец, отразивший все атаки  свирепого врага, закованный в броню, сам наносит сокрушительные удары. Он непреступен благодаря постоянному  бодрствованию и совершенствованию  своей обороны. Он тоже готовится  к новой зиме, блокадной и суровой. Скоро Ладога покроется первым салом, потом и ледяной корой. Наладить дорогу сразу не удастся. Будет перерыв, когда ни корабль, ни грузовик не смогут преодолеть водную преграду.

Прервётся аккуратное снабжение. Что это значит? Это значит, что  героические моряки Ладоги должны удвоить, утроить свои усилия по перевозкам, должны напрячь все силы, всё умение, чтобы больше перевезти, больше закинуть грузов в Ленинград. Надо чтобы ещё  и ещё выросли запасы для великого города. Зимой не сделать того, что  можно сделать летом, и надо сейчас совершить ещё больше рейсов, ещё  быстрее оборачиваться между  пристанями, ещё больше брать груза.

Родина переживает грозное  время. Враг рвется на юг, не жалея жертв. Но он, истекая кровью, может совершить  бешеный прыжок отчаяния и на наш  город, может попытаться снова отрезать нас неожиданным ударом. Надо быть наготове, надо быть стойкими и зоркими  бойцами. Чем больше даст Ладога Ленинграду запасов продовольствия и боеприпасов, тем спокойнее, тем уверение будет  стоять наш чудесный, прекрасный город…

Вперёд, дорогие ладожцы, вершите новые боевые дела, работайте бесстрашно и неустанно, победа будет за нами!

Дорога жизни.

До войны в город  по множеству железнодорожных линий  и веток каждый день прибывала  не одна тысяча вагонов с всякими  грузами. По рекам и каналам шли  в Ленинград пароходы и баржи - с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач  несли электрическую энергию  со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. Теперь все  эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.

Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это  была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения  через Ладожское озеро. Враг стоял  на южном и северном его берегах, но западное и восточное побережье оставались в наших руках. Значит. Существовал и путь по воде - узкая полоса между вражескими армиями. Прежде этот путь мало использовался. Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось  любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.

Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу.

Наступил ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.

Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах  ускорить его нарастание.

Движение судов прекратилось и начались перевозки.

20 ноября толщина льда  достигла 180 мм. На лёд вышли конные  обозы.

И тогда была проложена  по Ладожскому озеру ледовая автомобильная  дорога, Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение  фронта всем необходимым.

22 ноября наступил тот  долгожданный день, когда на лёд  вышли машины. Соблюдая интервалы,  на небольшой скорости, по следу  лошадей поехали они за грузом.

Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более  свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.

Но в начале и перевозки  по озеру давали ничтожно мало в  сравнении с тем, сколько было нужно.

Сперва возили по два-три  мешка муки на санях, потом пошли  машины с кузовами, нагруженными на половину. Шоферы стали прицеплять к машинам сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины - вначале полуторки, затем трехтонные и даже пятитонные вышли на озеро: лед окреп.

22 ноября колонна вернулась,  оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли  только 19 тонн. Столь незначительное  количество доставленного продовольствия  объяснялось хрупкостью льда; двухтонные  грузовики везли по 2-3 мешка, и  даже при такой осторожности  несколько машин затонуло. Позже  к грузовикам стали прикреплять  сани, такой способ позволял уменьшить  давление на лёд и увеличить  количество груза.

25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось  перевезти только 62 тонны.

Несмотря на все усилия, удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.

Продовольствия в городе оставалось мало военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения.

Военный совет произвёл некоторые  преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно  начальнику дороги).

22 декабря через озеро  доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн  больше.

Информация о работе Контрольная работа по литературе