Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.
Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.
Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произ

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4
Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
Понятие «концепт» в современной лингвистике …………………............11
Символическое наполнение концепта «сердце»…………………………..14
Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина………..…17
Заключение……………..………………………………………………………...…21
Список литературы……………………..…

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 56.48 Кб (Скачать)

Таким образом, концепт значительно шире, чем  значение слова, закреплённое в словаре. Концепт «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека».4 Сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, дискурсе, тексте.

Степанов Ю.С. определяет термин «концепт» как  «сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в  ментальный мир человека, и, с другой стороны, концепт – это то, посредством  чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и  влияет на нее»

В концепте обнаруживается единство образного и рационального.  Концепт характеризуется содержательной и структурной многомерностью. «Ядро концепта составляют наиболее актуальные для носителей языка ассоциации, периферию- дополнительные.»5

 Таким образом, концепт—« одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта сближает его с художественным образом, заключающим в себе обобщающие и конкретно-чувственные моменты.»6

  1. Символическое наполнение концепта «сердце»

Концепт «сердце» является одним из ключевых концептов  языковой картины мира. Он символизирует центр человека - как биологический, так и духовный и психологический.

Проанализируем  концепт «сердце» по методике, предложенной А.В. Рудаковой,7опустив некоторые пункты:

1. Анализ ключевого  слова

Для выяснения  основного лексического значения концепта «сердце» обратимся к Толковому словарю русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.8 Лексическое значение составляющих концепт языковых единиц таково:

    1. Центральный орган кровообращения, мускульный мешок, у человека находящийся в левой стороне грудной полости.( Болезни сердца. Порок сердца) 

    2. перен. Эта часть тела как символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека.( Опять его сердце трепещет. Лермонтов.) 

    3. перен. Эта же часть тела как символ средоточия любовных переживаний человека; способность любви; любовь. (Евсей прочно занимал место и за печкой и в сердце Аграфены. Гончаров.) 

    4. перен. Эта же часть тела как символ средоточия какой-н. сильной страсти, преимущ. гнева. (Старый князь Приимков-Ростовский, не сдержав сердца, перебил Василия Васильевича. А. Н. Толстой.) 

    5. перен., только ед. Важнейший пункт, место, имеющее существенное значение для чего-н., средоточие чего-н. (Москва — с. мировой революции. Париж — с. Франции.)

2. Анализ синонимических  единиц, репрезентирующих концепт  «сердце»

Анализ словарей синонимов и толковых словарей показал, что лексеме «сердце» близки по значению лексемы «грудь», «душа».

(Стеснилась грудь ее тоской. "И щемит и ноет, болит ретивое". Кольцов. "Вся внутренность его замирала". Тургенев. "Дух замирает от одной мысли". Гончаров.)9

3. Анализ образных  номинаций, объективирующих концепт  «сердце» в русском языке

Концепт «сердце» образно вербализуется в русском  языке по принципу антропоцентризма,  в соответствии с которым определенные свойства человека связываются с  той  или  иной  частью  тела: сердце- доброта, понимание, сострадание, любовь, страсть и др.

Таким образом, концепт «сердце» имеет глубокие корни в русской лингвокультуре. Эта лексема обладает сложной семантикой, довольно трудно поддающийся делению на отдельные значения, поскольку концепт «сердце» является не только физическим, но и эмоциональным. Он не прерывает своего существования в концептосфере русского языка и в современном русском языке овнешняется в большом количестве своих вербальных репрезентантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина

Несомненно, что  категория «сердце» у Карамзина  –онтологическая, определяющая для  него сущность человеческой натуры и отношение человека к миру. Как было сказано выше, сентиментализм  характеризуется  вниманием  к  внутреннему миру человека, представлением о чувствах как о высшей ценности. В связи с этим в качестве структурообразующего  элемента произведений  Н.М.  Карамзина выступает  личность  с  ее  эмоциональными переживаниями. 

По  нашим  наблюдениям,  в текстах Карамзина преобладают лексемы «сердце» со следующим содержанием: 

  1. сердце как материальный орган
  • «…дурно воспитанные  дети <…> всякий час растравляют раны ее  сердца  знаками  холодности,  нелюбви,  самого  презрения?»
  • «…сердце великого мужа облилось кровию.»

    («Письма  русского путешественника»)

  • «Семя добра есть в человеческом сердце и не исчезнет вовеки.»
  • «Бог вложил чувство в наше сердце, бог вселил в мою и в твою душу ненависть ко злобе, любовь к добродетели…» («Филарет к Мелодору»)
 
  • «…сердце  мое содрогается и трепещет.»
  • «Чувствительная,  добрая  старушка,  видя  неутомимость  дочери,

    часто прижимала  ее к слабо биющемуся  сердцу…»

  • «…Нет! расставшись с тобою, разве  тогда  перестану  плакать,  когда  высохнет сердце мое.»
  • «Сердце мое обливается кровью в сию минуту.» («Бедная Лиза»)
 
  • «…уже тихое  трепетание сердца  возвещало  наступление  жизненного

            вечера  и  приближение  ночи…»

  • «Сердце ее  как  будто бы вздрогнуло -  как  будто  бы  какой-нибудь  чародей  дотронулся  до  него волшебным жезлом своим!»

     («Наталья, боярская дочь») 

  • «…сердце, подобно камню, лежало в груди моей…» («Сиерра- Морена»)
 
  • «Он питомец  отечества, и  сердце  его сильно  бьется  при  имени  свободы.»  («Марфа- Посадница»)
  1. Сердце- «внутренний человек»
  • «…сердце мое изъяснило мне сей печальный феномен человечества…»
  • «Боннет взял за руку Багзена и сказал ему голосом растроганного сердца..»
  • «Русское  мое  сердце  любит изливаться в искренних, живых разговорах, любит игру глаз, скорые  перемены лица, выразительное движение руки.»

    («Письма  русского путешественника») 

  • «Мы были неразлучны, гуляли вместе на  злачных  берегах  величественного Гвадальквивира, сидели над журчащими его водами, подле  горестного  Алонзова памятника, в тишине и безмолвии; одни сердца наши говорили.» («Сиерра- Морена»)
 
  • «Красавица  молчала;  только  сердце  и  взоры  говорили  -  но  недоверчивый незнакомец желал еще словесного подтверждения…»
  • «Сердце мое знает его лучше, нежели вы;  сердце  мое  говорит,  что  он  всех любезнее, всех добрее. Я вас не слушаю".

    («Наталья, боярская дочь») 

  • «… люди вольные желали иметь  гостем  самовластителя;  искренние

    сердца их свободно изливались в радостных  восклицаниях при его торжественном въезде.» («Марфа- Посадница») 

  1. Сердце  как  центр  эмоциональной  жизни человека, синонимичный душе
  • «Давно уже такие сладкие чувства не посещали моего сердца.»
  • «Ты беспокоен, ты печален, сердце твое страдает…»
  • «Иногда несносная грусть теснит мое сердце…

    («Мелодор  к Филарету») 

  • «Эраст  был довольно богатый дворянин, с  изрядным разумом и добрым  сердцем..» («Бедная Лиза»)
 
  • «Вздохи  и  слезы  облегчили стесненную грудь несчастного родителя, и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.»
  • «… во  всем  царственном  граде раздавался один голос: "Победа!", и  во  всех  сердцах  было  одно  чувство: радость!» («Наталья, боярская дочь»)
 
  • «Сердце  мое так много чувствовало, что  я говорить  забывал.»
  • «Сердце  мое  наполнилось  благоговением,  когда  отворилась  дверь  в церковь…»
  • «… грусть в сердце  моем  не  утихала.»
  • «Сердце мое чувствовало вместе и страх и тихое, неизъяснимое удовольствие.»

    («Письма  русского путешественника») 

  1. сердце  как средоточие любви
  • «Два добрые сердца, привыкшие любить друг друга, находят в сей любви источник нежнейших удовольствий и добродетельнейших радостей.»

    («Филарет  к Мелодору»)

  • «Беспрестанно  будешь ты думать о милой сердца твоего…»
  • «С небесного  лазоревого свода <…> слетела, как маленькая птичка
  • колибри, порхала, порхала по чистому весеннему воздуху и влетела в Натальино нежное сердце - потребность любить, любить, любить!!!»
  • «…не  сомневайтесь  в  силе  того  взаимного  влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные!
  • «Наталья  открыла  черные  глаза свои, которые прежде всего встретились с черными глазами незнакомца, ибо они в сию минуту были к ним всего  ближе;  и  в  тех  и  в  других  изображались пламенные чувства, любовию кипящее сердце.» («Наталья, боярская дочь»)
 
  • «Эраст узнал, что он любим, любим  страстно  новым,  чистым, открытым сердцем.» («Бедная Лиза»)
  • «Сердце невинное и  скромное  любит  тем пламеннее, когда оно, следуя закону  божественному  и  человеческому,  навек отдается достойному юноше.»

    («Марфа- Посадница») 

  • «В груди моей свирепствовало пламя любви:  сердце  мое  сгорало  от

    чувств своих, кровь кипела…» («Сиерра- Морена») 

  1. сердце  как мера отношений между людьми
  • «… во всем своем путешествии не увижу ни  одного  человека,  близкого  к  моему  сердцу.»

    («Письма  русского путешественника»)

  • «Безумные существа, человеками именуемые! Я  вас  оставил!  Свирепствуйте  в  лютых  своих   поступлениях, терзайте, умерщвляйте друг друга! Сердце мое для вас мертво,  и  судьба  ваша  его  не трогает.»

    («Сиерра-  Морена»)

  • «Он любил  новогородцев, ибо они были свободны; их признательность радовала его  сердце,  ибо  только души свободные могут быть признательными: рабы повинуются и ненавидят!
  • «Всякий раз, когда я встречалась с ним на стогнах града, сердце мое влеклось дружбою к юноше, и взор мой невольно за ним следовал.»
  • «О Ксения! Я могу служить тебе примером, но ты, юноша, избранный сын моего сердца,  желай только сравняться с отцом ее.»

    («Марфа- Посадница») 

    Таким образом, духовный концепт «сердце» оказывается одним из основополагающих в картине мира, которую создал Карамзин. Сосредоточившись на изучении внутреннего, ментального уровня личности, он смотрит на него через своеобразную «призму»- категорию сердца. С помощью лексемы «сердце» Карамзин выражает как самые разные эмоции и чувства своих героев, так и свою авторскую позицию. Концепт «сердце» у писателя является сквозным, т.е. встречается в большей части его произведений. «Чувствительность сердца» , добродетель, кроткое поведение, являющиеся ключевыми понятиями в творчестве Карамзина, стали важнейшими принципами русской литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

Базовой категорией лингвистики является понятие «концепт»  – ментальная единица сознания (единица  мышления и  хранения информации в сознании).  В языке концепт объективируется лексемами, свободными и устойчивыми словосочетаниями. В данной работе мы рассмотрели, какое символическое наполнение имеет духовный концепт «сердце» в конкретных текстах русского писателя- сентименталиста Н.М. Карамзина.

Информация о работе Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)