Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:45, реферат
Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.
Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.
Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произ
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4
Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
Понятие «концепт» в современной лингвистике …………………............11
Символическое наполнение концепта «сердце»…………………………..14
Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина………..…17
Заключение……………..………………………………………………………...…21
Список литературы……………………..…
Таким образом, концепт значительно шире, чем значение слова, закреплённое в словаре. Концепт «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека».4 Сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, дискурсе, тексте.
Степанов Ю.С. определяет термин «концепт» как «сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»
В концепте обнаруживается
единство образного и рационального.
Концепт характеризуется
Таким образом, концепт—« одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта сближает его с художественным образом, заключающим в себе обобщающие и конкретно-чувственные моменты.»6
Концепт «сердце» является одним из ключевых концептов языковой картины мира. Он символизирует центр человека - как биологический, так и духовный и психологический.
Проанализируем концепт «сердце» по методике, предложенной А.В. Рудаковой,7опустив некоторые пункты:
1. Анализ ключевого слова
Для выяснения основного лексического значения концепта «сердце» обратимся к Толковому словарю русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.8 Лексическое значение составляющих концепт языковых единиц таково:
1. Центральный
орган кровообращения, мускульный мешок,
у человека находящийся в левой стороне
грудной полости.(
Болезни сердца. Порок
сердца)
2. перен.
Эта часть тела как символ средоточия
чувств, переживаний, настроений человека.(
Опять его сердце трепещет. Лермонтов.)
3. перен.
Эта же часть тела как символ средоточия
любовных переживаний человека; способность
любви; любовь. (Евсей
прочно занимал место
и за печкой и в сердце
Аграфены. Гончаров.)
4. перен.
Эта же часть тела как символ средоточия
какой-н. сильной страсти, преимущ. гнева.
(Старый князь Приимков-Ростовский,
не сдержав сердца, перебил
Василия Васильевича.
А. Н. Толстой.)
5. перен., только ед. Важнейший пункт, место, имеющее существенное значение для чего-н., средоточие чего-н. (Москва — с. мировой революции. Париж — с. Франции.)
2. Анализ синонимических единиц, репрезентирующих концепт «сердце»
Анализ словарей синонимов и толковых словарей показал, что лексеме «сердце» близки по значению лексемы «грудь», «душа».
(Стеснилась грудь ее тоской. "И щемит и ноет, болит ретивое". Кольцов. "Вся внутренность его замирала". Тургенев. "Дух замирает от одной мысли". Гончаров.)9
3. Анализ образных
номинаций, объективирующих
Концепт «сердце»
образно вербализуется в
Таким образом,
концепт «сердце» имеет глубокие корни
в русской лингвокультуре. Эта лексема
обладает сложной семантикой, довольно
трудно поддающийся делению на отдельные
значения, поскольку концепт «сердце»
является не только физическим, но и эмоциональным.
Он не прерывает своего существования
в концептосфере русского языка и в современном
русском языке овнешняется в большом количестве
своих вербальных репрезентантов.
3) Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина
Несомненно, что категория «сердце» у Карамзина –онтологическая, определяющая для него сущность человеческой натуры и отношение человека к миру. Как было сказано выше, сентиментализм характеризуется вниманием к внутреннему миру человека, представлением о чувствах как о высшей ценности. В связи с этим в качестве структурообразующего элемента произведений Н.М. Карамзина выступает личность с ее эмоциональными переживаниями.
По нашим наблюдениям, в текстах Карамзина преобладают лексемы «сердце» со следующим содержанием:
(«Письма русского путешественника»)
часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу…»
вечера и приближение ночи…»
(«Наталья,
боярская дочь»)
(«Письма
русского путешественника»)
(«Наталья,
боярская дочь»)
сердца их
свободно изливались в радостных
восклицаниях при его торжественном въезде.»
(«Марфа- Посадница»)
(«Мелодор
к Филарету»)
(«Письма
русского путешественника»)
(«Филарет к Мелодору»)
(«Марфа-
Посадница»)
чувств своих,
кровь кипела…» («Сиерра-
Морена»)
(«Письма русского путешественника»)
(«Сиерра- Морена»)
(«Марфа-
Посадница»)
Таким образом,
духовный концепт «сердце» оказывается
одним из основополагающих в картине мира,
которую создал Карамзин. Сосредоточившись
на изучении внутреннего, ментального
уровня личности, он смотрит на него через
своеобразную «призму»- категорию сердца.
С помощью лексемы «сердце» Карамзин выражает
как самые разные эмоции и чувства своих
героев, так и свою авторскую позицию.
Концепт «сердце» у писателя является
сквозным, т.е. встречается в большей части
его произведений. «Чувствительность
сердца» , добродетель, кроткое поведение,
являющиеся ключевыми понятиями в творчестве
Карамзина, стали важнейшими принципами
русской литературы.
Заключение
Базовой категорией лингвистики является понятие «концепт» – ментальная единица сознания (единица мышления и хранения информации в сознании). В языке концепт объективируется лексемами, свободными и устойчивыми словосочетаниями. В данной работе мы рассмотрели, какое символическое наполнение имеет духовный концепт «сердце» в конкретных текстах русского писателя- сентименталиста Н.М. Карамзина.
Информация о работе Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)