Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.
Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.
Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произ

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4
Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
Понятие «концепт» в современной лингвистике …………………............11
Символическое наполнение концепта «сердце»…………………………..14
Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина………..…17
Заключение……………..………………………………………………………...…21
Список литературы……………………..…

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 56.48 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «……….. государственный университет»

Филологический  факультет 

Кафедра русского языка и литературы

Специальность «филология» 

Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4

Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6

Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина

  1. Понятие «концепт» в современной лингвистике …………………............11
  2. Символическое наполнение концепта «сердце»…………………………..14
  3. Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина………..…17

Заключение……………..………………………………………………………...…21

Список литературы……………………..……………..……………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.

Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.

Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произведениях Карамзина  открывает перспективы изучения русской концептосферы в целом.

Объектом нашего исследования является лексическая основа концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина. В процессе исследования могут быть открыты приёмы и способы словесно-художественного творчества, присущие индивидуальному стилю Карамзина или даже тому литературному направлению, к которому он принадлежал- сентиментализму.

Материалом для  работы послужила научная литература по поставленным вопросам, данные словарей, а также повести Карамзина «Бедная Лиза», «Сиерра- Морена», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», роман «Письма русского путешественника», статьи- письма «Мелодор к Филарету» и «Филарет к Мелодору».

Цель исследования определила следующие задачи:

  1. изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
  2. рассмотреть особенности такого явления в русской литературе, как «карамзинизм»;
  3. опираясь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, уточнить содержание понятия «концепт»;
  4. определить сущность концепта «сердце» в лексикографическом описании;
  5. изучить особенности лексических средств выражения данного концепта в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина.

Методы исследования- контекстологический, функционально- стилистический  анализ.  

Глава 1. Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм возник в Западной Европе во второй половине XVIII в. как реакция на классицизм с его культом разума, сухой рассудочностью, гиперболизацией страстей, пороков и добродетелей. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, согласно которому чувственность является главной формой познания.

Сентиментализм  потребовал от общества уважения к  личности. Он обвинял в пороках  человека не его собственный характер, а его окружение. В отличие от классицизма, исповедовавшего идеал человека разумного и общественного, для сентиментализма характерна концепция человека чувствительного и частного. Сентиментализм характеризуется «культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.»1, проповедью филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения.

                                                                                                                        Сентименталисты отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа. Типичные герои произведений сентименталистов- не возвеличенные цари и полководцы, а простые люди с индивидуальной судьбой и характером, способные совершать как добродетельные, так и низкие поступки.

Напряженный интерес  к внутреннему миру предопределил  и жанровые поиски, и особенности  повествовательной манеры, и своеобразие  языка сентименталистов. Сентименталисты принципиально отказывались от строгих литературных правил, столь характерных для классицизма. Отстаивание свободы личности приводило к решительному утверждению свободы литературного творчества. Среди литературных жанров сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы.

Но, пожалуй, главное  достижение поэтики сентиментализма, - это взгляд на эстетику. Литература вступала в диалог с читателем, пробуждала в нём эмоции, доставляя вместе с тем эстетическое наслаждение.

Хронологические рамки русского сентиментализма  определяются достаточно приблизительно. Если его расцвет можно с убеждённостью  отнести к 1790-м. гг., когда были созданы  наиболее яркие и значительные произведения русского сентиментализма, то датировка  начального и завершающего этапов колеблется от 1760—1770-х до 1810-х гг.

Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в  большом европейском контексте, благодаря переводам романов И.В.Гете, С.Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера и др. С помощью европейского сентиментализма начался процесс медленного пробуждения дворянского слоя русского общества. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний, и сентиментализм давал благодатную почву для подобного рода излияний души.

В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был определен отношениями между  «третьим сословием» и аристократией, в русском сентиментализме были противопоставлены крепостной крестьянин и помещик, дворянин.

В русском сентиментализме  можно выделить два течения:

  1. демократическое, которого придерживались А. Н. Радищев и близкие к нему писатели - И. И. Мартынов и Н. С. Смирнов. Представители демократического течения сочувствовали зависимым крепостным крестьянам, в связи с этим настойчиво подчёркивали их нравственное превосходство над помещиками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жёсткость крепостников. Сентименталисты- демократы не стремятся приукрасить, идеализировать быт крестьян, их поступки.
 
  1. дворянское, более обширное по своему составу. Его видными деятелями стали     М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин и др. Эти писатели также считают, что крестьяне превосходят крепостников по своим моральным качествам, но бессердечие и произвол дворян в их произведениях оправдано заблуждением, обстоятельствами, и чаще всего в итоге обидчик искренне раскаивается в своих проступках. Дворянские сентименталисты увлеченно пишут о добрых, гуманных помещиках, в отношениях между ними и крестьянами нет конфликтов.
 

Глава 2. Карамзин как основоположник русского сентиментализма

Крупнейшим представителем русского сентиментализма является Николай Михайлович Карамзин (1781—1826). В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. В своих произведениях он смело отступал от прежних классицистических канонов и правил. Проза Карамзина приближается по манере изложения к лирике, носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора. Отрицая и преодолевая сатирическое, реалистическое направление, «Карамзин устанавливал связь с предшествовавшей ему литературой через голову этого направления, замалчивая его опыт и достижения. Так, между прочим, была выработана собственная периодизация русской литературы XVIII века и определено место новой школы в ее истории»2

Сентиментализм  Карамзина исходил из его природных  наклонностей и обстоятельств его взросления, а также из его симпатии к литературной школе, возникшей в то время на Западе. С детства в нем обнаружилась меланхоличность, мечтательность, чувствительность. Он рано начал переводить произведения европейских классиков- Шекспира, Лессинга, Томсона, в 1789 в журнале "Детское чтение... " публикуется его первая оригинальная повесть "Евгений и Юлия". Он много путешествует, по возвращении издает ежемесячный «Московский журнал», в котором были напечатаны первые главы «Писем русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др., очерки, стихотворения. К середине 1790-х годов Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма,  авторитетом для Батюшкова,  Жуковского, молодого Пушкина.

Проза и поэзия Карамзина оказали очень значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от «высокого штиля» Ломоносова, использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи.

Для эстетики Карамзина  было принципиально важным понятие  художественного вкуса. Во главу  угла «новой литературы» ставилась  «приятность слога», умение говорить о возвышенном простым, разговорным языком. Для Карамзина вкус- "некоторое эстетическое чувство, нужное для любителей литературы" (Карамзин, II: 361-362), чувство, неизъяснимое для ума» , которому по сути невозможно научиться. Важной чертой понятия вкуса является его изменяемость: "вкус изменяется и в людях, и в народах". В связи  с изменением вкусов меняется и литература, и ее язык. Карамзин, стремясь создать новый литературный язык на национальной основе, вместе с тем призывает к заимствованию иноязычных слов, вводит в свои произведения лексемы- неологизмы, некоторые из которых сохранились и в современном русском языке.

Для Карамзина  было характерно внимание к «чувствительности  сердца». В своей статье «Что нужно  автору?»  он справедливо замечает: «Говорят, что автору нужны таланты  и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно  иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования  его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов».

Карамзин известен не только как литератор. Он выступал и как публицист, литературный и театральный критик, издатель и, наконец, как автор многотомного труда «История государства Российского».

Обращение к  современной ему русской жизни  выявило противоречивость мировоззрения писателя. Утверждая самодержавие, Карамзин, как историк, не мог в то же время не видеть связи между феодальным строем и крепостным правом. Отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в литературных произведениях. Карамзин, с одной стороны, считал крестьян

«людьми и братьями по человечеству и христианству», с другой, убеждал, что «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу». Решение проблемы Карамзин находил в просвещении, что было столь характерно для его эпохи. 

Таким образом, русский сентиментализм был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму. Карамзин «стал если не вождем, то, во всяком случае, главой нового направления… а направление это, несмотря на свойственную ему аффектацию и – местами – слащавость и приторность, оказалось на некоторый краткий период прогрессивным этапом в развитии русской литературы и общественности»3.  

Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина

  1. Понятие «концепт» в современной лингвистике

В современной  лингвистике исследование сущности концепта занимает важное место. Ещё  в недавнем прошлом термин «концепт» для многих исследователей был тождественен термину «понятие». В настоящее время ситуация изменилась – большинством исследователей термины «концепт» и «понятие» чётко разграничиваются.

Понятие является результатом осмысления того или  иного объекта действительности и вычленения наиболее существенных его особенностей. Концепт может  включать в себя второстепенные, менее значимые признаки объекта или явления, а также индивидуально окрашенные признаки, то есть те, которые будут приемлемы для одного человека, но совершенно необязательно – для другого.

Информация о работе Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)