Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:45, реферат
Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.
Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.
Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произ
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4
Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
Понятие «концепт» в современной лингвистике …………………............11
Символическое наполнение концепта «сердце»…………………………..14
Содержание концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина………..…17
Заключение……………..………………………………………………………...…21
Список литературы……………………..…
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «……….. государственный университет»
Филологический
факультет
Кафедра русского языка и литературы
Специальность
«филология»
Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)
Реферат
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление………………………..4
Глава 2. Карамзин как представитель русского сентиментализма………..……...6
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
Заключение……………..…………………………………
Список литературы……………………..………
Введение
Цель данной работы – выявление особенностей лексического обозначения и представления концепта «сердце» в творчестве Н.М. Карамзина.
Актуальность работы определяется возрастающим вниманием современной лингвопоэтики к особенностям идиостилей отдельных писателей и поэтов. Актуальной проблемой является также лексическое проявление культурных концептов.
Интерпретация содержательного наполнения концепта «сердце» в произведениях Карамзина открывает перспективы изучения русской концептосферы в целом.
Объектом нашего исследования является лексическая основа концепта «сердце» в творчестве Н.М.Карамзина. В процессе исследования могут быть открыты приёмы и способы словесно-художественного творчества, присущие индивидуальному стилю Карамзина или даже тому литературному направлению, к которому он принадлежал- сентиментализму.
Материалом для работы послужила научная литература по поставленным вопросам, данные словарей, а также повести Карамзина «Бедная Лиза», «Сиерра- Морена», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», роман «Письма русского путешественника», статьи- письма «Мелодор к Филарету» и «Филарет к Мелодору».
Цель исследования определила следующие задачи:
Методы исследования-
контекстологический, функционально-
стилистический анализ.
Глава 1. Сентиментализм как литературное направление
Сентиментализм возник в Западной Европе во второй половине XVIII в. как реакция на классицизм с его культом разума, сухой рассудочностью, гиперболизацией страстей, пороков и добродетелей. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, согласно которому чувственность является главной формой познания.
Сентиментализм потребовал от общества уважения к личности. Он обвинял в пороках человека не его собственный характер, а его окружение. В отличие от классицизма, исповедовавшего идеал человека разумного и общественного, для сентиментализма характерна концепция человека чувствительного и частного. Сентиментализм характеризуется «культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.»1, проповедью филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения.
Напряженный интерес к внутреннему миру предопределил и жанровые поиски, и особенности повествовательной манеры, и своеобразие языка сентименталистов. Сентименталисты принципиально отказывались от строгих литературных правил, столь характерных для классицизма. Отстаивание свободы личности приводило к решительному утверждению свободы литературного творчества. Среди литературных жанров сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы.
Но, пожалуй, главное достижение поэтики сентиментализма, - это взгляд на эстетику. Литература вступала в диалог с читателем, пробуждала в нём эмоции, доставляя вместе с тем эстетическое наслаждение.
Хронологические
рамки русского сентиментализма
определяются достаточно приблизительно.
Если его расцвет можно с
Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте, благодаря переводам романов И.В.Гете, С.Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера и др. С помощью европейского сентиментализма начался процесс медленного пробуждения дворянского слоя русского общества. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний, и сентиментализм давал благодатную почву для подобного рода излияний души.
В отличие от
западноевропейского
В русском сентиментализме можно выделить два течения:
Глава 2. Карамзин как основоположник русского сентиментализма
Крупнейшим представителем русского сентиментализма является Николай Михайлович Карамзин (1781—1826). В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. В своих произведениях он смело отступал от прежних классицистических канонов и правил. Проза Карамзина приближается по манере изложения к лирике, носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора. Отрицая и преодолевая сатирическое, реалистическое направление, «Карамзин устанавливал связь с предшествовавшей ему литературой через голову этого направления, замалчивая его опыт и достижения. Так, между прочим, была выработана собственная периодизация русской литературы XVIII века и определено место новой школы в ее истории»2
Сентиментализм Карамзина исходил из его природных наклонностей и обстоятельств его взросления, а также из его симпатии к литературной школе, возникшей в то время на Западе. С детства в нем обнаружилась меланхоличность, мечтательность, чувствительность. Он рано начал переводить произведения европейских классиков- Шекспира, Лессинга, Томсона, в 1789 в журнале "Детское чтение... " публикуется его первая оригинальная повесть "Евгений и Юлия". Он много путешествует, по возвращении издает ежемесячный «Московский журнал», в котором были напечатаны первые главы «Писем русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др., очерки, стихотворения. К середине 1790-х годов Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, авторитетом для Батюшкова, Жуковского, молодого Пушкина.
Проза и поэзия Карамзина оказали очень значительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от «высокого штиля» Ломоносова, использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи.
Для эстетики Карамзина было принципиально важным понятие художественного вкуса. Во главу угла «новой литературы» ставилась «приятность слога», умение говорить о возвышенном простым, разговорным языком. Для Карамзина вкус- "некоторое эстетическое чувство, нужное для любителей литературы" (Карамзин, II: 361-362), чувство, неизъяснимое для ума» , которому по сути невозможно научиться. Важной чертой понятия вкуса является его изменяемость: "вкус изменяется и в людях, и в народах". В связи с изменением вкусов меняется и литература, и ее язык. Карамзин, стремясь создать новый литературный язык на национальной основе, вместе с тем призывает к заимствованию иноязычных слов, вводит в свои произведения лексемы- неологизмы, некоторые из которых сохранились и в современном русском языке.
Для Карамзина было характерно внимание к «чувствительности сердца». В своей статье «Что нужно автору?» он справедливо замечает: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов».
Карамзин известен не только как литератор. Он выступал и как публицист, литературный и театральный критик, издатель и, наконец, как автор многотомного труда «История государства Российского».
Обращение к современной ему русской жизни выявило противоречивость мировоззрения писателя. Утверждая самодержавие, Карамзин, как историк, не мог в то же время не видеть связи между феодальным строем и крепостным правом. Отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в литературных произведениях. Карамзин, с одной стороны, считал крестьян
«людьми и братьями
по человечеству и христианству», с другой,
убеждал, что «для твердости бытия государственного
безопаснее порабощать людей, нежели дать
им не вовремя свободу». Решение проблемы
Карамзин находил в просвещении, что было
столь характерно для его эпохи.
Таким образом,
русский сентиментализм был одним из этапов
общеевропейского литературного развития,
который завершал эпоху Просвещения и
открывал путь к романтизму. Карамзин
«стал если не вождем, то, во всяком случае,
главой нового направления… а направление
это, несмотря на свойственную ему аффектацию
и – местами – слащавость и приторность,
оказалось на некоторый краткий период
прогрессивным этапом в развитии русской
литературы и общественности»3.
Глава 3. Концепт «сердце» в индивидуально-авторской картине мира Н.М.Карамзина
В современной лингвистике исследование сущности концепта занимает важное место. Ещё в недавнем прошлом термин «концепт» для многих исследователей был тождественен термину «понятие». В настоящее время ситуация изменилась – большинством исследователей термины «концепт» и «понятие» чётко разграничиваются.
Понятие является результатом осмысления того или иного объекта действительности и вычленения наиболее существенных его особенностей. Концепт может включать в себя второстепенные, менее значимые признаки объекта или явления, а также индивидуально окрашенные признаки, то есть те, которые будут приемлемы для одного человека, но совершенно необязательно – для другого.
Информация о работе Концепт «сердце» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину)