Изучение прозаического произведения на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Так уж сложилась школьная практика последних десятилетий, что на уроках родного языка вне поля зрения остается важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За чередой разного вида грамматического разбора, правил, списков слов для заучивания не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным.

Файлы: 1 файл

Актуальность проблемы.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Столь же необходимое для  развития дара слова умственное развитие. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивное  решение, догадка, связанные с изучением  грамматики русского языка и литературы, других предметов, являются  важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и построения предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составления текстов.

Постижение всего этого  возможно, по моему мнению, только через  лингвистическое изучение, через  отношение понятий «смысл», «содержание», «значение».

Каждая языковая единица  имеет форму и значение. Попадая  в контекст, она «приспосабливается»  к нему и к своему языковому  значению, добавляет некое речевое  значение. Возникающее речевое значение может быть различным по степени  своей индивидуальности.

Содержание речевых единиц в линейном ряду взаимодействуют  между собой, создавая смысл текста. В свою очередь, смыслы этих фрагментов формируют смысл цельного текста.

Таким образом, смысл текста рождается и воспринимается вследствие содержания и языковых единиц, использованных автором текста для воплощения своего авторского замысла.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью  развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового  вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность  лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививать  истинную любовь к родному языку  как культурному достоянию нации.

Понятно, какое большое  значение имеет изучение языка художественных произведений в школе. Оно необходимо, во-первых, для полного и глубокого (в соответствии с возрастом и  развитием учащихся) усвоения текста литературного произведения, во-вторых, для овладения учащимися богатствами  родного языка. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мертвым грузом. Язык наших писателей должен, прежде всего, поражать и вызывать желание подражать:  «... пусть он [ученик] усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину, Чехову, не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые, точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова» (В. Чернышев).

Основой уроков, на которых  изучается  язык художественных произведений, должна быть работа с текстом больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» (Л. Щерба) слова, предложения, но главное, перефразируя слова академика Л. В. Щербы, «твердая лингвистическая подготовка» учащихся. А если будет сознательное осмысление законов языка и речи, будет и любовь к этому единству, т. к. язык и речь находятся во взаимосвязи и взаимодействии: «язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие: речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык»           (Ф. де Соссюр).

Значит, главное на уроке  – исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения, текста. 

Как строить работу по изучению языка художественных произведений, чтобы, работая над текстом, анализировать  словесную ткань произведения в  целях доведения до учащихся идейно-художественного  содержания его, выяснять функциональную роль тех или иных языковых средств  и одновременно стремиться к активному  освоению учащимися лексики, фразеологии, синтаксиса и стилистики родного  языка?

Изучение языка художественной литературы ведется в нескольких направлениях.

Одно из них рассматривает  язык художественной литературы только как явление литературного и  национального языка. В этом случае язык художественной литературы приравнивается в принципе к другим функциональным стилям, его специфика не учитывается  и эстетическая функция оказывается  вне поля зрения исследователя.

Другое направление анализа  рассматривает язык художественной литературы в плане истории литературного  языка. Устанавливается место и  роль писателя в истории литературного  языка, в формировании и развитии  его стилистической системы.

Третье направление рассматривает  язык  художественной литературы прежде всего с точки зрения его функциональной специфики, т. е. наличия особой, эстетической функции, придающей единицам общенародного языка дополнительное, художественное значение. Иными словами, происходит проникновение в самую суть языка литературы как явления искусства. Разумеется, на уроках русского языка при изучении вопросов стилистики и на уроках литературы при изучении художественного произведения, правомерно именно такое понимание языка художественной литературы. «Эстетическое восприятие литературы как искусства, ее воспитательное значение на чувства учащихся будут возможны лишь в том случае, если школьники научатся оценивать выразительную сторону родной речи» (Л. П. Федоренко).

Приступая к изучению особенностей языка на уроках ли тературы в старших классах, учитель-словесник привлекает знания, полученные учащимися в младших и средних классах, в том числе на уроках рус ского языка и уроках по развитию речи, где школьники уже изучали стили стику как особый раздел лингвистики, рассматривающий стили и стилистиче ские ресурсы.

Планируя практическую работу в 10-11 классах средней школы,  мною учитывались те знания в области теории литературы, на которые можно было опираться, предлагая уча щимся систему заданий при изучении особенностей языка художественного произведения. Работа на всех этапах строилась с учетом и на основе межпредметных связей русского языка и литературы, закрепления и опоры на ранее изученный теоретико-литературный материал и совершенствования умений и навыков анализа ху дожественного произведения.

Мне кажется, что в последние  годы мы мало показываем ученикам, как  «работает» слово у такого мастера, как И.С. Тургенев, у классика нашей  литературы, а «классик - это писатель, у которого можно учиться образной речи, произведения которого представляются наиболее совершенным воплощением  языковых идеалов, существующих в данной общественной среде»  (Г.О. Винокур).

На уроках литературы ученики  узнают, что Тургенев – реалист  и психолог, что он активный участник литературной жизни 60-х г.г., что его  «Отцы и дети», «Накануне» - гениальные произведения о русской жизни, что  «Записки охотника» положили начало «целой литературе (Н.В. Гоголь). Все  это правильно и, естественно, очень  важно и нужно. Но главное в  том, что, не увидев, как написано, не поймешь до конца и что показывает нам писатель, главное в том, чтобы  осталось восхищение мастерством писателя, его умением рисовать словом, будь то портрет героя и состояние его души или описание природы.

Остановлюсь на системе работы над языком романа И.С. Тургенева  «Отцы и дети» в 10 классе.

Знакомство с языком писателя начинается с первого урока, на котором  класс знакомится с творческим путем  писателя. Не только стихотворения, отрывки  из произведений, писем и дневников, но и то, как упорно работал он над каждой строкой произведения, ученики узнают при знакомстве с  биографией писателя. Затем и при  чтении текста, и при анализе мы некоторые места его комментируем, работаем над составлением речевых  характеристик, знакомимся с пейзажем. Как видим, каждый шаг связан с  наблюдением за словом писателя. Займутся учащиеся и самостоятельным анализом языка, чтобы детали помогли представить  технику мастерства: для этого  придется «алгеброй разъяснять гармонию...». Это опять лабораторная работа, которую  учитель может себе позволить  изредка, при изучении некоторых  авторов. Интегрированные уроки  русского языка и литературы в 10 классе мною проводятся при изучении следующих тем:

  1. Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. "Базаров перед лицом смерти"
  3. И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе".

Серьезное и обстоятельное  изучение языка И.С. Тургенева  происходит и на уроках русского языка. Уроки в момент изучения творчества писателя проходят на текстах великого мастера слова по учебнику А.И. Власенкова и    Л.М. Рыбченковой.

В учебнике 16 упражнений, материал которых связан с И.С. Тургеневым, и поскольку на уроке русского языка может быть только комплексное  повторение, я объединила упражнения в три группы, по «пути следования»  в изучении творчества:

1) упражнения, связанные  с «Записками охотника» (упр. 512, 513);

2) упражнения, связанные  со «Стихотворениями в прозе» (упр. 518);

3) упражнения, связанные  с романами, и главным образом  с романом

«Отцы и дети» (упр. 161, 297, 305, 514, 516, 523). 

 Предлагаю канву трех  уроков, целью которых было не  пропустить тургеневскую манеру  письма, особенности его языка,  его мастерство.

До изучения «Отцов и детей» мы говорили о «Записках охотника»; урок связан с выполнением упр. 513. («Касьян с Красивой Мечи»). К заданиям, данным в этом упражнении, добавила следующие вопросы и замечания:

  1. Как бы вы могли озаглавить этот текст?
  2. Какое чувство вызывает у вас это описание?
  3. Можете ли вы сказать, что этот отрывок написан в художественном стиле?
  4. Что входит в понятие «художественный стиль»?
  5. Есть ли в тексте стилистически нейтральные слова? А какие слова несут особую     смысловую нагрузку?
  6. Найдите и подчеркните определения. Все ли они будут эпитетами, если мы знаем, что эпитет – самое точное, «озаряющее» определение, которое выделяет, подчеркивает какое-нибудь характерное свойство, качества предмета?
  7. Много ли в тексте, сравнений, сравнительных оборотов? Прочитайте без сравнительных оборотов. Зачем же писатель их вносит в свое описание? (Создается более яркий и эмоциональный художественный образ.)

И.С. Тургенев часто пользуется  сравнениями и  сравнительными оборотами; к примеру, в начале рассказа «Бежин луг» девять сравнений. 

  1. Есть ли инверсия определений в данном отрывке? Связан ли смысл с положением определения?
  2. Есть ли метафоры?
  3. Дальше идет работа над синонимами, значением слов и т. д.
  4. подчеркните все трудные орфограммы, устно объясните правописание.
  5. Напишите сочинение-миниатюру от впечатления от этого текста: «Помните у Тургенева...»

Место для разговора о  ««Стихотворениях в прозе» каждый учитель  находит свое.

Эпиграф урока (записываем обязательно): «Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе»И.С. Тургенева.(Н.М. Шанский).

Эти слова ученого были даны накануне урока, (т.е. за неделю до него) как домашнее задание: написать о своих находках «красивого»  и «светлого» в языке писателя, или рассказать, какое из стихотворений  произвело большое впечатление, или произвести всесторонний лингвистический  анализ одного из стихотворений (см. упр. 518)

Урок начинаем с записи эпиграфа, с проверки домашнего задания, а затем слушаем текст-исследование Н.М. Шанского, взятый нами из его статьи «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

... Многие лирические миниатюры  лебединой песни доживающего  последние дни         И.С. Тургенева – что естественно – посвящены по необходимости теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Однако не эти скорбно-элегические очерки составляют художественную и содержательную святая святых «Стихотворений в прозе». Наиболее яркие и чудесные «этюды с натуры» - жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотвержение и милосердие (см «Воробей», «Порог», «Мы еще повоюем» и др.)

В письме к А.С. Суворину (24 февраля 1893 г.)А.П. Чехов писал: «...Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это чорт как сделано. просто гениально...»

От чтения чеховской оценки начинаем третий урок и записываем как эпиграф: «Что за роскошь «Отцы  и дети»!.. Это чорт как сделано». Вот мы и посмотрим, как «сделано», что помогает писателю создать картину болезни и смерти Базарова. Отметив все изобразительно-выразительные средства языка, работаем стеорией (повторение) на с. 147 и выполняем задание на       с. 148.

В заключение хочу сказать, что произведения И.С. Тургенева  – неиссякаемый источник, и чем  больше, глубже проникаешь в него, тем  больше чистого, ясного, доброго находишь, и не оторваться от него, хочется  еще и еще читать вместе с учениками, наслаждаться и радоваться вместе с  ними тому, что русскому народу дан  такой «великий, могучий русский  язык», что есть такой писатель, в  умелых руках которого наш язык «способен творить чудеса».

Система работы над языком И.С. Тургенева:

  1. Урок- повторения «Берегите наш язык...»
  2. Волшебная красота и сила русского слова (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс
  3. Уроки словесности. Служебные части речи (по «Стихотворениям в прозе»      И.С. Тургенева) – 7 класс
  4. Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс
  5. Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести                    И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс
  6. Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс
  7. Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения  И. С. Тургенева «Собака»

Информация о работе Изучение прозаического произведения на уроках русского языка