Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:04, курсовая работа
Так уж сложилась школьная практика последних десятилетий, что на уроках родного языка вне поля зрения остается важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За чередой разного вида грамматического разбора, правил, списков слов для заучивания не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным.
Столь же необходимое для развития дара слова умственное развитие. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивное решение, догадка, связанные с изучением грамматики русского языка и литературы, других предметов, являются важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и построения предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составления текстов.
Постижение всего этого возможно, по моему мнению, только через лингвистическое изучение, через отношение понятий «смысл», «содержание», «значение».
Каждая языковая единица имеет форму и значение. Попадая в контекст, она «приспосабливается» к нему и к своему языковому значению, добавляет некое речевое значение. Возникающее речевое значение может быть различным по степени своей индивидуальности.
Содержание речевых единиц в линейном ряду взаимодействуют между собой, создавая смысл текста. В свою очередь, смыслы этих фрагментов формируют смысл цельного текста.
Таким образом, смысл текста рождается и воспринимается вследствие содержания и языковых единиц, использованных автором текста для воплощения своего авторского замысла.
Обучающая значимость такого
анализа очевидна: с его помощью
развиваются художественные языковые
способности детей, чувство языкового
вкуса, воспитывается читательская
культура, способность не только замечать
и воспринимать образность и выразительность
лучших образцов художественного слова,
но и совершенствовать свою речь, прививать
истинную любовь к родному языку
как культурному достоянию
Понятно, какое большое
значение имеет изучение языка художественных
произведений в школе. Оно необходимо,
во-первых, для полного и глубокого
(в соответствии с возрастом и
развитием учащихся) усвоения текста
литературного произведения, во-вторых,
для овладения учащимися
Основой уроков, на которых изучается язык художественных произведений, должна быть работа с текстом больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» (Л. Щерба) слова, предложения, но главное, перефразируя слова академика Л. В. Щербы, «твердая лингвистическая подготовка» учащихся. А если будет сознательное осмысление законов языка и речи, будет и любовь к этому единству, т. к. язык и речь находятся во взаимосвязи и взаимодействии: «язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие: речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык» (Ф. де Соссюр).
Значит, главное на уроке – исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения, текста.
Как строить работу по изучению языка художественных произведений, чтобы, работая над текстом, анализировать словесную ткань произведения в целях доведения до учащихся идейно-художественного содержания его, выяснять функциональную роль тех или иных языковых средств и одновременно стремиться к активному освоению учащимися лексики, фразеологии, синтаксиса и стилистики родного языка?
Изучение языка художественной литературы ведется в нескольких направлениях.
Одно из них рассматривает язык художественной литературы только как явление литературного и национального языка. В этом случае язык художественной литературы приравнивается в принципе к другим функциональным стилям, его специфика не учитывается и эстетическая функция оказывается вне поля зрения исследователя.
Другое направление анализа рассматривает язык художественной литературы в плане истории литературного языка. Устанавливается место и роль писателя в истории литературного языка, в формировании и развитии его стилистической системы.
Третье направление
Приступая к изучению особенностей языка на уроках ли тературы в старших классах, учитель-словесник привлекает знания, полученные учащимися в младших и средних классах, в том числе на уроках рус ского языка и уроках по развитию речи, где школьники уже изучали стили стику как особый раздел лингвистики, рассматривающий стили и стилистиче ские ресурсы.
Планируя практическую работу в 10-11 классах средней школы, мною учитывались те знания в области теории литературы, на которые можно было опираться, предлагая уча щимся систему заданий при изучении особенностей языка художественного произведения. Работа на всех этапах строилась с учетом и на основе межпредметных связей русского языка и литературы, закрепления и опоры на ранее изученный теоретико-литературный материал и совершенствования умений и навыков анализа ху дожественного произведения.
Мне кажется, что в последние годы мы мало показываем ученикам, как «работает» слово у такого мастера, как И.С. Тургенев, у классика нашей литературы, а «классик - это писатель, у которого можно учиться образной речи, произведения которого представляются наиболее совершенным воплощением языковых идеалов, существующих в данной общественной среде» (Г.О. Винокур).
На уроках литературы ученики узнают, что Тургенев – реалист и психолог, что он активный участник литературной жизни 60-х г.г., что его «Отцы и дети», «Накануне» - гениальные произведения о русской жизни, что «Записки охотника» положили начало «целой литературе (Н.В. Гоголь). Все это правильно и, естественно, очень важно и нужно. Но главное в том, что, не увидев, как написано, не поймешь до конца и что показывает нам писатель, главное в том, чтобы осталось восхищение мастерством писателя, его умением рисовать словом, будь то портрет героя и состояние его души или описание природы.
Остановлюсь на системе работы над языком романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе.
Знакомство с языком писателя
начинается с первого урока, на котором
класс знакомится с творческим путем
писателя. Не только стихотворения, отрывки
из произведений, писем и дневников,
но и то, как упорно работал он
над каждой строкой произведения,
ученики узнают при знакомстве с
биографией писателя. Затем и при
чтении текста, и при анализе мы
некоторые места его
Серьезное и обстоятельное изучение языка И.С. Тургенева происходит и на уроках русского языка. Уроки в момент изучения творчества писателя проходят на текстах великого мастера слова по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
В учебнике 16 упражнений, материал которых связан с И.С. Тургеневым, и поскольку на уроке русского языка может быть только комплексное повторение, я объединила упражнения в три группы, по «пути следования» в изучении творчества:
1) упражнения, связанные с «Записками охотника» (упр. 512, 513);
2) упражнения, связанные со «Стихотворениями в прозе» (упр. 518);
3) упражнения, связанные с романами, и главным образом с романом
«Отцы и дети» (упр. 161, 297, 305, 514, 516, 523).
Предлагаю канву трех
уроков, целью которых было не
пропустить тургеневскую
До изучения «Отцов и детей» мы говорили о «Записках охотника»; урок связан с выполнением упр. 513. («Касьян с Красивой Мечи»). К заданиям, данным в этом упражнении, добавила следующие вопросы и замечания:
И.С. Тургенев часто пользуется сравнениями и сравнительными оборотами; к примеру, в начале рассказа «Бежин луг» девять сравнений.
Место для разговора о ««Стихотворениях в прозе» каждый учитель находит свое.
Эпиграф урока (записываем обязательно): «Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе»И.С. Тургенева.(Н.М. Шанский).
Эти слова ученого были даны накануне урока, (т.е. за неделю до него) как домашнее задание: написать о своих находках «красивого» и «светлого» в языке писателя, или рассказать, какое из стихотворений произвело большое впечатление, или произвести всесторонний лингвистический анализ одного из стихотворений (см. упр. 518)
Урок начинаем с записи
эпиграфа, с проверки домашнего задания,
а затем слушаем текст-
... Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние дни И.С. Тургенева – что естественно – посвящены по необходимости теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Однако не эти скорбно-элегические очерки составляют художественную и содержательную святая святых «Стихотворений в прозе». Наиболее яркие и чудесные «этюды с натуры» - жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотвержение и милосердие (см «Воробей», «Порог», «Мы еще повоюем» и др.)
В письме к А.С. Суворину (24 февраля 1893 г.)А.П. Чехов писал: «...Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это чорт как сделано. просто гениально...»
От чтения чеховской оценки начинаем третий урок и записываем как эпиграф: «Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Это чорт как сделано». Вот мы и посмотрим, как «сделано», что помогает писателю создать картину болезни и смерти Базарова. Отметив все изобразительно-выразительные средства языка, работаем стеорией (повторение) на с. 147 и выполняем задание на с. 148.
В заключение хочу сказать, что произведения И.С. Тургенева – неиссякаемый источник, и чем больше, глубже проникаешь в него, тем больше чистого, ясного, доброго находишь, и не оторваться от него, хочется еще и еще читать вместе с учениками, наслаждаться и радоваться вместе с ними тому, что русскому народу дан такой «великий, могучий русский язык», что есть такой писатель, в умелых руках которого наш язык «способен творить чудеса».
Система работы над языком И.С. Тургенева:
Информация о работе Изучение прозаического произведения на уроках русского языка