Гомеровский эпос. Илиада и Одиссея

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

Цели работы:
- познакомиться с творчеством Гомера
- рассмотреть явление возникновения "Илиады" и "Одиссеи"
- проанализировать художественные особенности произведений
- ознакомиться с мнением ученых по поводу происхождения поэм
- сделать вывод, являются ли произведения более различными или похожими
Задачи:
- проанализировать теоретические материалы данной тематики
- попытаться упорядочить полученные сведения так, чтобы были видны сходные и отличающиеся моменты

Оглавление

• Введение (3)
• Часть 1. Гомер. (4)
• Часть 2. "Илиада" и "Одиссея" (8)
• Часть 3. Гомеровский вопрос. (23)
• Заключение и вывод. (26)
• Дополнительные материалы. (27)
• Библиография. (28)

Файлы: 1 файл

гом.эпос.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Оппоненты Вольфа (так называемые «унитарии») выдвигали ряд контраргументов. Во-первых, подвергалась сомнению версия о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей. Во-вторых, противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчеркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».

 

«Устная теория» и «неоаналитики»

В 1930-е годы американский профессор Милмэн Пэрри организовал две экспедиции для исследования южнославянского эпоса с целью сравнить эту традицию с текстами Гомера. В результате этого масштабного исследования была сформулирована «устная теория», называемая также «теорией Пэрри-Лорда» (А. Лорд — продолжатель дела рано умершего М. Пэрри). Согласно устной теории, в гомеровских поэмах присутствуют несомненные черты устного эпического сказительства, важнейшей из которых является система поэтических формул. Устный сказитель каждый раз создает песню заново, но считает себя только исполнителем. Две песни на один сюжет, даже если они радикально отличны по длине и словесному выражению, с точки зрения сказителя — одна и та же песня, только «исполненная» по-разному. Сказители неграмотны, так как представление о фиксированном тексте губительно для импровизационной техники.

Таким образом, из устной теории следует, что текст  «Илиады» и «Одиссеи» приобрел фиксированную  форму при жизни их великого автора или авторов (то есть Гомера). Классический вариант устной теории предполагает запись этих поэм под диктовку, так как при устной передаче в рамках импровизационной традиции их текст радикально изменился бы уже при следующем исполнении. Впрочем, существуют и другие объяснения. Созданы ли обе поэмы одним или двумя авторами, теория не объясняет.

Кроме того, устная теория подтверждает античные представления  о том, что «было много поэтов и до Гомера». Действительно, техника  устного эпического сказительства  является результатом длительного, очевидно, многовекового развития, и не отражает индивидуальные черты автора поэм.

Неоаналитики  не являются современными представителями  аналитизма. Неоанализ — направление в гомероведении, которое занимается выявлением более ранних поэтических слоев, которые использовал автор (каждой из) поэм. «Илиада» и «Одиссея» сравниваются с киклическими поэмами28, которые дошли до нашего времени в пересказах и фрагментах. Таким образом, неоаналитический подход не противоречит господствующей устной теории. Виднейший из современных неоаналитиков — немецкий исследователь Вольфганг Кульманн, автор монографии «Источники Илиады».

 

4

Заключение и вывод

В заключение необходимо сказать, что воздействие Гомера на мировую культуру, бесспорно, огромно. Больше всего влияние Гомера сказывается в поэзии. 

Поэмы "Илиада" и "Одиссея", приписываемые Гомеру, оказали ни с чем не сравнимое  влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

К сожалению, великое  множество вопросов, связанных с  поэмами Гомера, еще не разрешены, и вряд ли будут разрешены уже когда-нибудь. Особенно остро стоит вопрос об авторстве этих поэм, но ничего действительно определенного на этот вопрос ответить нельзя, как нельзя было ответить и сто и тысячу лет назад.

В ходе анализа  составляющих "Илиады" и "Одиссеи" мы выяснили, что сходного между ними все же больше, чем отличного. Однако, стоит отметить, что к "Одиссее" стихотворец приступил уже будучи более опытным, в ней ясно видны черты нового витка в истории Древней Греции (социальный и религиозный слои).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные  материалы

Илиада

Одиссея

Этическая

Патетическая

Написана раньше

Написана позднее

Окончательное формирование данного эпоса относится уже ко временам восходящей греческой демократии и цивилизации.

Связаны с Троянским  циклом (целостность замысла)

События, о которых  говорится в произведениях, происходили  по 10 лет (Троянская война и странствия Одиссея), однако Гомер описывает  лишь ограниченное количество дней из них

В основе миф  о Троянской войне

В основе два  сюжетных компонента: возвращение супруга к супруге после долгого отсутствия и удивительные приключения в дальних, заморских краях

Цельное произведение

Можно разделить  на "Одиссею" и "Телемахию", четко  прослеживается момент составления  целого из отдельных фрагментов

Преобладает строгий эпический стиль

Преобладает свободный (смешанный) стиль.

Есть элементы сказки и романа (народной новеллы).

Произведение  более социально.

Сходны стилистически (по тону, языку, стихосложению)

Единый стихотворный размер: метрический гекзаметр

Присутствуют лирические, трагические, драматические, комические места.

Силен сатирический элемент.

Заметные практицизм и утилитаризм

Монументальные  тропы (эпитеты, сравнения)

Тропы короче и  проще

Наблюдается прием  повторения эпитетов, стихов, частей

События хронологически последовательны

События не даются в своей хронологической последовательности


 

 

 

 

 

Библиография

  1. Общество и государство у Гомера, М., 1913; Mapp Н. Я.
  2. К толкованию имени Гомера, «Доклады Акад. наук», Л., 1924, январь — март; Его же
  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940.
  4. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, М. : Русский язык, 2000.
  5. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999.
  6. Литературная энциклопедия: В 11 т. / Под ред. В.М. Фриче, А.В. Луначарского, М., 1929-1939.
  7. Художественный мир гомеровского эпоса / И.В. Шталь, М. : Наука, 1983
  8. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи, М. : Просвещение, 1986
  9. История греческой литературы. - М.; Л., 1946. - Т. 1.
  10. http://voc.metromir.ru/encantichlit/id40/

1 Койне (греч. Κοινὴ Ἑλληνική «общий греческий», или ἡ κοινὴ διάλεκτος, «общий диалект») — распространённая форма греческого языка, возникшая в постклассическую античную эпоху. Другие названия — александрийский, эллинистический, общий или новозаветный греческий. Койне был первым надрегиональным диалектом Греции

2 «Состязание Гомера и Гесиода» повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах».

3 Исихий (Гесихий) Александрийский (ок. V в. н.э.) — древнегреческий филолог и лексикограф, создавший словарь греческого языка и его диалектов. О жизни известно очень мало: только имя и место рождения, указанные в его работах.

4 Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) —  древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Ученик Платона.

5 Эфор Кимский (приблизительно 405 — 330 гг. до н.э.) — известный древнегреческий историк. Родом из Эолийской Кимы.

6 Николай Яковлевич Марр (25 декабря 1864 (6 января 1865), Кутаис — 20 декабря 1934, Ленинград) — русский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, академик Императорской академии наук (1912), затем академик и вице-президент АН СССР.

7 I век до н.э.

8 Гекзаметр - I. Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой (обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на один слог окончанием: «— UU — UU — | UU — UU — UU — U», напр. «Quadrupedante putrem sonitu quatit ungula campum». Каждая из дактилических стоп (обычно кроме пятой) могла заменяться равным ей по длительности спондеем. Г. в античной поэзии являлся наиболее распространенным метром, гл. обр. в героическом эпосе, почему и назывался героическим или эпическим стихом. Г. написаны «Илиада», «Одиссея», «Энеида» и др.

II. Тонический. В яз. с тоническим стихосложением — напр. русском, немецком — Г. является одним из видов акцентного стиха и представляет обычно стих с шестью ударениями, с одним или, чаще, двумя безударными слогами между ударениями (т. е. по силлабо-тонической теории шестистопный дактиль с возможной заменой каждой дактилической стопы — хореической) и с серединной цезурой (чаще после седьмого слога): «зде́сь велича́ясь шумит | и ( U ) кле́н и ( U ) я́сень высо́кий». Иногда в Г. пропускаются одно-два ударения (чаще в начале стиха), напр.: «Но не толи́ко меня сокрушает судьба Илиона» или: «Страшно мне перескочить, я исполнена недоуменья» и т. п. Иногда вставляются лишние ударения. Так. обр. Г. является одним из видов дактило-хореического стиха, основным признаком которого является колебание числа безударных слогов между ударными от одного до двух. Такой Г. возникает как подражание античному и получает большое распространение, особенно в Германии, где его культивируют Клопшток («Мессиада»), Гёте («Герман и Доротея»), и в России. Здесь вначале его усиленно развивает Тредьяковский («Тилемахида»); позднее интерес к нему повышается в связи с переводом Гнедичем «Илиады», после чего Г. получает большое распространение (Жуковский, Дельвиг, Фет и др.). Сейчас Г. употребляется редко.

9 Кинеф - один из древних Гомеридов на острове Хиосе, считался уже в древности автором гимна в честь Аполлона Дельфийского. Жил, по свидетельству Schol. Pind. Nem. II, ок. 500 г. до Р. X., а по предположению Велькера, ок. 750 г. до Р. X.

10Апокрифичный - недостоверный, мало вероятный, мнимый. 

11 Малая Илиада - древнегреческая эпическая поэма, созданная в VII веке до н. э. и повествовавшая о заключительном этапе Троянской войны. Её автором считался Лесх (Лесхей) из города Пирры на Лесбосе.

12 Разрушение Илиона - древнегреческая эпическая поэма, созданная в VIII или VII веках до н.э. и повествующая о заключительном и важнейшем из событий Троянской войны – взятии Трои при помощи деревянного коня. Её автором считался Арктин Милетский. Автором мелической поэмы с тем же названием был Стесихор (рубеж VII-VI веков до н. э.).

13 "Феакида" - поэма Тутикана о пребывании Одиссея у феаков.

14 Контаминация - 1) смешение, слияние разнородных факторов в новую совокупность; 2) лингв. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов и выражений (напр., некорректное «играть значение» как к. выражений «играть роль» и «иметь значение»).

15 Циклические поэмы, по объёму иногда превосходившие Одиссею, имели для позднейших поэтов, историков, философов, антиквариев значение и интерес сборников мифов и сказаний, пригодных для поэтических или моралистических целей.

16 Пеплос (букв. «покров») или пеплум в Древней Греции и Древнем Риме (с VIII по II в. до н. э.) — женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.

17 Фантасия возможно — XII век до н. э., то есть XX династия Нового царства) — египтянка из Мемфиса, легендарная поэтесса времен Троянской войны, которая, по утверждениям некоторых древних авторов, написала поэмы о Троянской войне и возвращении Одиссея на Итаку, послужившие источником вдохновения для Гомера (VIII век до н. э.).

18 аббат д'Обиньяк Франсуа Эделен, аббат д' (4.8.1604, Париж, ‒ 25.7.1676, Немур), французский писатель и теоретик драмы. Автор известного трактата по теории драмы «Практика театра» (1657), который способствовал установлению канонов трагедии классицизма.

19 Ликург — древнеспартанский законодатель.

20 Схолии (из греч. первоначально «школьный комментарий» от греч. «досуг, школа») — небольшие комментарии на полях или между строк античной или средневековой рукописи. 

21 Зенодот (ок. 325 год до н. э.— ок. 260 до н. э.) — греческий филолог и поэт, комментатор Гомера, основатель текстологии. Уроженец Эфеса.

22 Аристофан Византийский (ок. 257—180 гг. до н. э.), — древнегреческий филолог.

23 Аристарх (216 до н. э.— 144 до н. э.) — выдающийся греческий филолог, хранитель Александрийской библиотеки.

24 Фридрих Август Вольф (15 февраля 1759 — 8 августа 1824) — немецкий филолог, профессор в Галло, автор «Prolegomena in Homerum» (1795).

25 Марк Туллий Цицерон (3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

26 Писистрат, сын Гиппократа (ок. 600 до н. э., Афины — весна 527, там же) — афинский тиран в 560—527 до н. э. (с перерывами).

27 Карл Конрад Фридрих Вильгельм Лахманн (4 марта 1793, Брауншвейг — 13 марта 1851, Берлин) — немецкий филолог-классик.

28 Киклические поэмы- не сохранившиеся до нашего времени древнегреческие эпические поэмы, близкие к “Илиаде” и “Одиссее” Гомера. Распадаются на два цикла: троянский и фиванский.

 


Информация о работе Гомеровский эпос. Илиада и Одиссея