Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:27, реферат
Цели работы:
- познакомиться с творчеством Гомера
- рассмотреть явление возникновения "Илиады" и "Одиссеи"
- проанализировать художественные особенности произведений
- ознакомиться с мнением ученых по поводу происхождения поэм
- сделать вывод, являются ли произведения более различными или похожими
Задачи:
- проанализировать теоретические материалы данной тематики
- попытаться упорядочить полученные сведения так, чтобы были видны сходные и отличающиеся моменты
• Введение (3)
• Часть 1. Гомер. (4)
• Часть 2. "Илиада" и "Одиссея" (8)
• Часть 3. Гомеровский вопрос. (23)
• Заключение и вывод. (26)
• Дополнительные материалы. (27)
• Библиография. (28)
Юмор, то есть более глубокая
степень комизма, тоже нередок у Гомера.
Юмористично подана Афродита, когда она
вступает в сражение и получает ранение
от смертного героя Диомеда, по поводу
чего ее осыпают насмешками боги на Олимпе
(Ил., V).
Иронические мотивы в поэмах
Гомера очень заметны. Но иронию можно
понимать и более широко — как изображение
чего-нибудь противоположного тому, что
ожидалось или на что были надежды. В этом
смысле почти все основные герои обеих
поэм являются у Гомера объектом иронии.
Агамемнон во II песни “Илиады” приказывает
своему войску отправляться домой, а на
самом деле войску этому опять приходится
браться за оружие и воевать. Ахилл хочет
причинить ущерб грекам за понесенные
от них оскорбления, а гибнет его сердечный
друг Патрокл. Тот же Ахилл уверен в своей
победе над Троей, а на деле он сам гибнет
(правда, за пределами “Илиады”) еще до
падения Трои. Гектор тоже уверен в своих
победах над ахейскими героями (Ил., VIII,
536—541; XI, 286—290), но погибает от руки Ахилла.
Сатирический элемент также
очень силен в обеих поэмах. Не только
циклопы изображены как карикатура и сатира
на людей, живущих без всяких законов (Од.,
IX); не только карикатурен Ферсит, изображенный
уродом, как пародия на гражданина, солдата
и аристократа (Ил., II). Сатирических черт
много и в самом Агамемноне, который удивляет
своей жадностью, деспотизмом, трусостью
и многими другими пороками.
О неравенстве богов и людей
говорит Аполлон (Ил., V, 441 и ел.) и о неизбежности
смерти людей — Афина Паллада (Ил., XV, 140
и ел.). Но Гомеру свойственны все же несокрушимый
оптимизм и жизнерадостность. Среди сентенций
у Гомера можно найти и много вполне здравых
и практических мыслей. Так, Одиссей, предлагая
отдать дань погибшим, тут же в виде сентенции
дает совет тем, кто остался целым, поесть
перед сражением (Ил., XIX, 228—231). Практицизма
и утилитаризма в гомеровских сентенциях
очень много. Так, оказывается, что двоим
идти легче, потому что они друг другу
помогают, а одному — тяжелее (Ил., XX, 224—226).
Когда надвигается ночь, то “хорошо покориться
и ночи” (Ил., VII, 282), т. е. залечь спать. В
самых ответственных местах своих речей
часто пользуются сентенциями и Ахилл,
и Патрокл, и Нестор, и Одиссей, и Гектор,
и многие другие.
Крайне важным аспектом творчества
Гомера является единство его художественного
стиля, лишенного, однако, эпически-монолитной
строгости. Те места обеих поэм, в которых
мы все еще находим строгость раннего
эпического стиля, уже сами по себе заставляют
нас ожидать при их чтении более живых
и более свободных приемов творчества.
Трагизм, комизм, юмор, ирония все время
свидетельствуют о происходящих сдвигах
в этом эпическом стиле и говорят о наступлении
небывалого раньше идеологического и
стилистического свободомыслия.
Стиль переходной эпохи никогда
не может быть монотонным. В нем обязательно
должны чувствоваться рудименты старого
стиля, но в то же время и зародыши будущего
стилистического разнообразия.
Стилистические оттенки, сколько
бы их ни было, включаются в тот эпический
стиль Гомера, который представляет собой
единое целое.
Художественный стиль Гомера
проявляется как в предметах эпического
изображения (художественная действительность),
так и в способах этого изображения (художественный
язык). К примеру, Гомер пользуется всем
мифологическим богатством прежнего мировоззрения,
но в то же самое время относится к нему
эстетически, любуясь им со всей остротой
и любопытством нового мировоззрения.
Почти все предметы и вещи получают у Гомера
неизменные эпитеты “священный”, “божественный”
или просто “прекрасный”, “сильный”,
“блестящий” и т. д. “Священными” являются
у него города и вся домашняя утварь. “Божественна”
та соль, которой посыпают кушанья, обязательно
“прекрасны” сандалии у Афины Паллады.
Гомер чрезвычайно любит блестящие предметы. Обычно все у него сверкает, лучится. Изысканная одежда не только у Геры, но и у Кирки. Подробно описывается оружие героев. Оно тоже обычно светится, ослепительно блестит, на нем много золота, серебра и драгоценных в те времена металлов. Особенно ярко изображены щит Ахилла (Ил., XVIII, 477—607) и вооружение Агамемнона (Ил., XI., 15—46). Описывается блеск и убранство дворцов Алкиноя и Менелая. Гомеровский мир полон света, и события в нем разыгрываются большею частью при ярком солнечном освещении. Солнце и его лучи — это истинная радость для гомеровского грека. Когда Зевс стал помогать троянцам и напустил мрак на поле сражения, то Аякс молится Зевсу, чтобы тот разогнал мрак, и если уж им предстоит умереть, то чтобы умерли они при свете дня (Ил., XVII.644-647). Ахилл, конечно, сравнивается с солнцем (Ил., XXII.134 сл.); головная повязка Геры тоже сравнивается с солнцем (Ил., XIV.184 сл.); замечательные кони Ареса тоже сравниваются с солнцем (Ил., X.547). Ясно, что солнце и свет у Гомера — это какой-то универсальный критерий для жизни и красоты. Часто это освещение дается в контрасте с элементами затемнения. Гектор (Ил., XV.604-610) сравнивается с лесным пожаром на горах; его глаза тоже светятся гневным огнем. Изо рта у него клубится пена, над головой качается страшный, тоже сверкающий шлем, и сам Гектор летает по битве, как буря. От щита Ахилла тоже повсюду разносится дивный свет наподобие маяка для тех, кто погибает в волнах (Ил., XIX.375-381). Пожары, вспышки молнии, блеск оружия — это обычные образы у Гомера.
Но не только все полно света у Гомера. Все полно также и красок. У «розоперстой» Зари — «шафрановый» пеплос16. У Афродиты — «золотое» одеяние. У Аполлона — «золотисто-светлые» волосы. У Деметры — «темно-синее» покрывало. У Латоны — «золотые» кудри. Ирида тоже — «златокрылая». Фетида — «среброногая». У Зевса — «темно-стальные» брови и такие же волосы у Посейдона. Пьют боги нектар «красного цвета».
Гомер очень часто прибегает
к методу сравнения, желая пояснить менее
понятное чем-нибудь более понятным. И
оказывается, что более понятным является
мирный труд земледельца, скотовода, ремесленника
и обычная, чисто человеческая жизнь, с
радостями и страданиями маленького человека,
не имеющего ничего общего с теми колоссальными
героическими фигурами, о которых говорит
нам непосредственный сюжет гомеровских
поэм, — жизнь без всякой войны и даже
без мифологии. Ведь если поэт сравнивает
что-нибудь с чем-нибудь, то, очевидно,
предмет, привлекаемый для сравнения,
для него более понятен и более убедителен.
Установлено, что в гомеровских поэмах
не мирный быт сравнивается с войной, а,
наоборот, военный быт поясняется картинами
мирной жизни, так как эта последняя и
является для Гомера более понятной.
Особенно характерна в этом
отношении “Илиада”, в которой почти
все картины из военной области сравниваются
с мирным бытом. Военные сравнения здесь
почти отсутствуют (они буквально единичны).
Зато такая, например, военная картина,
как выступление двух Аяксов, сравнивается
не с чем иным, как с двумя быками, пашущими
землю (Ил., XIII, 701—708). Враги выступают друг
против друга, как жнецы сближаются с обоих
концов поля (XI, 67—71). Сражение врагов —
веянье бобов и гороха на току (XIII, 586—590).
Погибший герой сравнивается с маслиной,
выращенной заботливым хозяином и вырванной
ветром (XVII, 53—58), и т. д.
Многие свои сравнения из области
природы Гомер оживляет присутствием
человека. Сияющие звезды наблюдает пастух
(VIII, 559). Человек в ужасе смотрит на разбитый
молнией дуб (XIV, 414—417). Пахарь ждет с надеждой
северного ветра Борея (XXI, 346 и след.).
Гомер как бы живет заодно с
героями своих сравнений. Он плачет от
радости с детьми, у которых поправился
от смертельной болезни отец (Од., V, 394—397).Он
видит, как отец обнимает сына, вернувшегося
Домой через десять лет (XVI, 17—19). Он голодает
вместе с дровосеком (Ил., XI, 86—89) и пахарем
(Од., XIII, 31—34). Он радуется вместе с крестьянином
урожаю оливы (Ил., XVII, 53—58). В сравнении
Гомера мы находим сочувствие слабому,
униженному и бесправному труженику: изображение
усталого моряка, выбивающегося из сил
(VII, 46) и устрашенного бурей (XV, 624—628); лесоруба
за едой (XI, '39—142); пахаря за плугом (Од.,
XVIII, 31—34) или жнецов (Ил., XI, "'—69); мать,
что работой кормит детей (XII, 433—435); вдову,
оплакивающую погибшего за родину мужа
(Од., VIII, 523—530); старика, пережившего единственного
сына (Ил., XXIII, 222 и ел.); изгнанника в поисках
приюта (XXIV, 480—482).
Таким образом, интерес Гомера
сосредоточен не только на его прославленных
героях, но и на малых, незаметных тружениках,
несущих тяготы жизни. Это несомненное
доказательство того, что окончательное
формирование гомеровского эпоса относится
уже ко временам восходящей греческой
демократии и цивилизации.
Из эпических приемов необходимо
отметить частое введение речей. Речи
эти обладают весьма примитивной аргументацией
и наивным построением, непосредственно
исходящим из души говорящего. Но зато
они всегда медлительны, торжественны,
наивно убедительны, обстоятельны; оратор
становится на высокое место, прерывать
оратора нельзя, и говорит он долго и довольно
красиво. Из простых и непосредственных
речей можно отметить речь Ахилла к Калхасу
(Ил., I), Одиссея к Ахиллу (Ил., IX), Андромахи
к Гектору (Ил., VI). Даже когда герои бранятся,
когда готовы вступить в бой, они все равно
говорят обычно пространно, торжественно.
Язык Гомера также представляет
собой сплав устойчивой, вековой традиции
с исключительной гибкостью и выразительностью.
Традиционность и старинный стиль создавал
для древнего грека еще и древнеионийский
диалект с некоторой примесью эолийских
форм, на котором слагались поэмы. Гомеровский
язык отличается обилием гласных, отсутствием
сложных в синтаксическом отношении фраз,
заменой подчинения сочинением, что создавало
большую певучесть и плавное течение речи.
Общему стилю, наконец, вполне
соответствовала и метрика. Поэмы Гомера
написаны гекзаметром, который отличался
торжественностью, медлительностью и
ласкал слух грека.
В науке установлено огромное
значение гекзаметра для всей поэтической
речи Гомера. Так как гекзаметр не декламировался,
но произносился нараспев, речитативно,
то он допускал в художественной речи
многое такое, что в простой декламации
исключается. Хотя гекзаметр был достаточно
гибок, языку приходилось во многом ему
уступать. Так, например, каждый греческий
слог в слове обладал определенной долготой
или краткостью, и вот, ради соблюдения
правильного гекзаметра, приходилось
часто растягивать один слог в два слога,
жертвовать строгостью морфологии и синтаксиса,
вводить более редкие и менее понятные
слова вместо обычных и понятных, пользоваться
стандартными выражениями, не вполне соответствующими
содержанию данного текста, но зато хорошо
укладывающимися в стопы гекзаметра, и
т. д. В результате получалась искусственная
речь, весьма далекая от разговорной, но
зато вполне соответствующая вековым
традициям эпоса.
3
Гомеровский вопрос
Проблемы о Г. и его отношении к «Илиаде» и «Одиссее», о времени возникновения, составе и взаимоотношении отдельных частей этих поэм составляют знаменитый не только в сравнительном литературоведении, но и во всей науке об античном мире «Гомеровский вопрос».
Античный период
Легенды этого времени утверждали, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии17 времён Троянской войны.
«Аналитики» и «унитарии»
До конца XVIII века в европейской науке
господствовало мнение, что автором «Илиады»
и «Одиссеи» является Гомер, и что они
сохранились примерно в том виде, в котором
были им созданы (впрочем, уже аббат д’Обиньяк18 в 1664 году в своих «Conjectures académiques»
утверждал, что «Илиада» и «Одиссея» представляют
собой ряд самостоятельных песен, собранных
воедино Ликургом19 в Спарте VIII века до н. э.). Однако
в 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал схолии20 к «Илиаде» из кодекса Venetus A,
которые по своему объёму значительно
превосходили саму поэму и содержали сотни
вариантов, принадлежащих античным филологам
(преимущественно, Зенодоту21,
Формирование текста «Илиады» (в её более или менее современном виде) Вольф относит к VI веку до н. э. Действительно, согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона25), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата26 или его сына Гиппарха. Эта так называемая «писистратова редакция» была нужна, чтобы упорядочить исполнение «Илиады» и «Одиссеи» на Панафинеях. В пользу аналитического подхода свидетельствовали противоречия в текстах поэм, наличие в них разновременных слоёв, пространные отступления от основного сюжета.
О том, как именно
сформировались поэмы Гомера, аналитики
высказывали различные