Гомеровский эпос. Илиада и Одиссея

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

Цели работы:
- познакомиться с творчеством Гомера
- рассмотреть явление возникновения "Илиады" и "Одиссеи"
- проанализировать художественные особенности произведений
- ознакомиться с мнением ученых по поводу происхождения поэм
- сделать вывод, являются ли произведения более различными или похожими
Задачи:
- проанализировать теоретические материалы данной тематики
- попытаться упорядочить полученные сведения так, чтобы были видны сходные и отличающиеся моменты

Оглавление

• Введение (3)
• Часть 1. Гомер. (4)
• Часть 2. "Илиада" и "Одиссея" (8)
• Часть 3. Гомеровский вопрос. (23)
• Заключение и вывод. (26)
• Дополнительные материалы. (27)
• Библиография. (28)

Файлы: 1 файл

гом.эпос.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Содержание

    • Введение (3)
    • Часть 1. Гомер. (4)
    • Часть 2. "Илиада" и "Одиссея" (8)
    • Часть 3. Гомеровский вопрос. (23)
    • Заключение и вывод. (26)
    • Дополнительные материалы. (27)
    • Библиография. (28)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Произведения  Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя. Если даже они и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов исторического развития греков.

Цели работы:

- познакомиться  с творчеством Гомера

- рассмотреть явление возникновения "Илиады" и "Одиссеи"

- проанализировать художественные  особенности произведений

- ознакомиться с мнением  ученых по поводу происхождения поэм

- сделать вывод, являются  ли произведения более различными  или похожими

Задачи:

- проанализировать теоретические  материалы данной тематики

- попытаться упорядочить  полученные сведения так, чтобы  были видны сходные и отличающиеся  моменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Гомер

 

Гомер (Ηομηρος) — имя пользующегося мировой славой древнегреческого поэта, предполагаемого творца греческих эпических поэм: "Илиады"  и "Одиссеи".

Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно от XII до VII века до н. э., но наиболее вероятной является самая поздняя дата.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Можно предположить также, что слепой старец Демодок, изображенный в восьмой песне "Одиссеи", поющий перед гостями царя Алкиноя на острове феаков, послужил неким прообразом для представления о самом Гомере еще в древности.

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает даже точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ1, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода»2, созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит» и др. Значение имени «Гомер» пытались объяснить еще в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий3), «следующий за» (Аристотель4) или «слепец» (Эфор Кимский5), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“.

Говоря об имени Г., нельзя обойти молчанием истолкование его академиком Н. Я. Марром6. Имя Г. — поэта-слепца, имеет глубокие доисторические корни. Г. — слово, встречающееся в различном виде, например, у басков и грузин, — прежде всего означало «слепец» и по всей вероятности также сказителя, рапсода, поэта и одержимого божеством прорицателя, колдуна и паяца. Словом, прототипом имени легендарного греческого поэта Г. является собирательный певец-поэт, и чем древнее, тем менее он был личным, как творцы былин, слепые певцы (ашуги) у армян.

В античности было известно девять более или менее  подробных жизнеописаний Гомера, не представляющих однако существенного  интереса, т. к. все они являются измышлениями грамматиков времени римского императора Августа7. Так, например, биографии Гомера, подписанные именами Геродота и Плутарха, противоречат тому, что говорят о Гомере сами Геродот и Плутарх.

Так же мало значения имеют сохранившиеся многочисленные изображения Гомера, бюсты которого представляют поэта в условной идеализованной форме, в виде слепого старца.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. 

Переводы Гомера

Древнерусский читатель мог найти упоминания о  Гомере (Омире, как его называли на Руси, следуя византийскому произношению) уже в "Житии" первоучителя Кирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках.

Первая попытка  стихотворного перевода небольших  фрагментов гомеровских поэм принадлежит  Ломоносову. Тредиаковский перевел  гекзаметром8 - тем же стихотворным размером, которым писал Гомер роман французского писателя Фенелона "Приключения Телемаха", написанный по мотивам "Одиссеи", а точнее "Телемахии", о которой упоминалось выше. "Телемахия" Тредиаковского содержала ряд вставок - прямых переводов с греческого. Во второй половине XVIII века поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В XIX веке были сделаны ставшие классическими переводы "Илиады" Гнедичем и "Одиссеи" Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму:

 

"Крив был  Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера

Боком одним  с образцом схож и его перевод".

 

Потом Пушкин тщательно  вымарал эту эпиграмму и написал  следующую:

 

"Слышу умолкнувший  звук божественной эллинской  речи

Старца великого тень чую смущенной душой".

 

После Гнедича  перевод "Илиады" был осуществлен еще и Минским, а затем, уже в советское время - Вересаевым, однако эти переводы были не столь удачны.

Переводом же "Одиссеи" после Жуковского долгое время никто  не занимался и все же через  почти 100 лет после Жуковского "Одиссею" перевел Шуйский, а затем и Вересаев, но опять же, эти переводы не получили столь широкого распространения и признания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

"Илиада" и "Одиссея"

 

Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. в той области древней Греции, которая носит название Ионии. Составителей этих поэм, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.

Для всех древних  греков "Илиада" и "Одиссея" являлись не только излюбленным чтением. По ним велось обучение в школах. Подростки и юноши учились  в доблести на примерах героев древних  сказаний.

Насколько широко были известны стихи Гомера, можно судить по интересной находке, сделанной в Северном Причерноморье, где в античную эпоху находились процветающие греческие колонии. Это обломок камня, на котором вырезано начало гомеровского стиха из "Илиады" - "Продвинулись звезды...". Поскольку надпись не закончена и сделана с ошибками, то ученые предполагают, что высекал ее либо начинающий камнерез, либо ученик резчика, выполнявший упражнение. Но этот обломок камня с незаконченным стихом, вырезанным во II веке до н.э., ценен как свидетельство того, сколь велика была слава Гомера. На самом северном краю греческой ойкумены (населенного мира) простым ремесленникам были известны стихи "Илиады".

Распространение и, может быть, само создание поэм происходило при помощи аэдов - певцов, упоминаемых у Гомера (Демодок у Алкиноя, Фемий на Итаке). Позже поэмы распространялись профессиональными певцами-декламаторами, т.н. рапсодами ("сшивателями песен"). Их потом стали называть гомеридами, о которых утверждается, что вначале это были певцы из рода Гомера, но в дальнейшем так стали называть и всех остальных певцов. Сохранилось имя одного гомерида Кинефа Хиосского9, вставившего, по преданию, в "Гомера" много собственных стихов. В VIII - VII веках гомериды распространяются уже по всей Греции. Учреждаются целые состязания рапсодов в разных местах, особенно в Афинах на праздниках Панафиней. Источники гласят о декрете Солона (законодателя в Афинах первой половины VI века до н.э.) относительно исполнения на Панафинеях исключительно "Илиады" и "Одиссеи" и притом в определенном, строго последовательном порядке.

Что же касается первой записи поэм Гомера, то поздние  источники (Цицерон, Павсаний, Элиан  и др.) приписывают ее специальной  комиссии при Писистрате в Афинах. Поздний характер этих источников заставил некоторых ученых усомниться в существовании комиссии при Писистрате что, однако, является излишним критицизмом. Запись поэм Гомера была произведена не позднее VI века до н.э. и имела государственное значение.

Рассмотрим  краткое содержание поэм.

 

"Илиада"

В "Илиаде" олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного  мира. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная  сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие.

Подобно людям, верховные божества нередко ссорились  между собой и даже враждовали. Описание одной из таких ссор дано в самом начале "Илиады", когда  Зевс, сидя во главе пиршествующего стола, угрожает побоями своей ревнивой и раздражительной супруге Гере за то, что она осмелилась ему возражать. Хромой Гефест уговаривает мать смириться и не ссориться с Зевсом из-за смертных. Благодаря его усилиям вновь воцаряется мир и веселье. Златокудрый Апполон играет на лире, аккомпанируя хору прекрасных муз. С заходом солнца пир заканчивается и боги расходятся по своим чертогам, воздвигнутым для них на Олимпе искусным Гефестом.

Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно  было исполнять отдельно, как самостоятельный  рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.

Причиной троянской  войны было похищение Елены, супруги  царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай  призвал на помощь других царей. Среди них были Диомед, Одиссей, Аякс и Ахилл. Ахейские воины заняли равнину между Троей и морем, вытащили корабли на берег и разбили свой лагерь, из которого делали вылазки, грабя и разоряя мелкие поселения. Осада Трои тянулась 10 лет, но в поэмах описан лишь последний год войны. (Здесь надо заметить, что ахейцами называет греков Гомер, называя их также данайцами и аргивянами, а вовсе не греками и даже не эллинами, как сами греки стали звать себя впоследствии).

Начиная с третей песни "Илиады" идет описание сражений между ахейцами и троянцами. В эти битвы между отдельными героями активно вмешиваются боги. Поэма заканчивается описанием торжественного погребения героического вождя троянцев Гектора.

В "Илиаде" в ярких чертах воспроизводятся  явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени, причем поэма насыщена реалистическим изображением сцен смерти, жестоких увечий, предсмертных конвульсий. Однако битва изображается чаще всего не как массовое сражение, а как поединок между отдельными героями, выделяющимися силой, доблестью и воинским искусством. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны. Он яркими и обличительно-реалистическими красками воспроизводит сцены насилия и беспощадной жестокости победителей. Гомер не сочувствует жестокости войны. Он противопоставляет им такие полные человеческих чувств эпизоды, как прощание троянского вождя Гектора со своей женой Андромахой перед решающей битвой за родной город, как плач царицы Гекубы или мольбы царя Приама в шатре Ахилла. Здесь и своего любимого героя, неукротимого в гневе Ахилла, неиствовавшего в жажде мести, поэт заставляет смягчиться и пролить слезы вместе с Приамом. Столь же серьезным противовесом яркому изображению свирепых схваток между враждующими сторонами представляет собой подробное описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла. С большой теплотой говорит поэт о тучных нивах с отягощенными зерном колосьями, о многочисленных стадах, пасущихся в долинах, о пышных виноградниках, и, главное, о трудолюбивых людях, создавших все это изобилие, наслаждающихся плодами своих трудов и покоем мирной жизни.

Время действия "Илиады" охватывает 51 день. Но из этого числа надо вычесть те дни, в которые события не отображаются, о них только упоминается (чума в стане ахейцев, пир олимпийцев у эфиопов, погребение героев, надругательство Ахилла над Гектором, приготовление дров для костра Гектора). Таким образом, в "Илиаде" изображаются главным образом только 9 дней из последнего года троянской войны.

Информация о работе Гомеровский эпос. Илиада и Одиссея