Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:20, творческая работа
В стихотворении Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти, любви, прослеживается тема цветов. Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи в их непонятной связи именно к переживаемым минутам. Ахматова входила в модернистское движение «Акмеизм», декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Ее цветы реальны, видимы, и даже создается впечатление, что, мы чувствуем их ароматы. Цветы всегда имеют определенный цвет, что усиливает ощущение их реальности, а также дает полную смысловую картину - ведь каждый цвет имеет свое собственное значение. стихи Ахматовой гораздо глубже, чем мы часто их воспринимаем, поэтому нельзя пренебрегать и семантикой цветов.
1. Введение.
2. Задачи работы.
3. «Язык цветов» как один из аспектов раскрытия « вещного мира».
4. Духовные переживания поэта.
5. «Язык цветов».
6. Образ тюльпана.
7. Образ розы.
8. Изображение цветов как проявление быстротечности жизни.
9. Заключение.
План
Предметом моего исследования является рассмотрение «цветочной тематики» в поэзии А.А.Ахматовой. Творчество Ахматовой пользуется большой популярностью, так как простые цветы имеют свою эмблему. В каждом названии цветка скрывается свой смысл, своя тайна.
Актуальность
исследования заключается в
Ахматова
входила в модернистское движение «Акмеизм»,
декларировавшее конкретно-чувственное
восприятие внешнего мира, возврат слову
его изначального, не символического смысла.
Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни
героини ранней ахматовской лирики –
любовь. Чувства отражаются в предметном
мире, в бытовой детали, в психологическом
значимом жесте.
Цели
и задачи данной работы:
В стихотворении Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти, любви, прослеживается тема цветов, проведенная в ее стихах скорее пунктирной, чем сплошной линией. Но она, безусловно, есть - цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики.
В 1912 году выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой - "Вечер", состоящий в основном из любовной лирике: "Любовь", "Сжала руки под темной вуалью ...", "Любовь покоряет обманно ...", "Сероглазый король", "Песня последней встречи". В этих стихах проявляются уже истинно ахматовские черты: лаконичность формы, строгость рисунка, драматическая, почти трагическая, напряженность стиха наряду с его простотой: "Я вижу все. Я все запоминаю,/ Любовно – кротко в сердце берегу», - писала Ахматова в одном из своих стихотворений, что в точности соответствовало действительности: акмеистическая вещность в ее поэзии выражалась именно в запоминании и упоминании в стихах конкретной плоти мира, оттенков цвета, запахов, штрихов, быта, обыденной, приземленной речи. Это делало ее стихи столь живыми и жизненными. Как проявление вещности появляются в «Вечере» и цветы: лилии, цветущий крыжовник, розы, иммортели, левкои. … Уже современники Ахматовой отмечали, насколько важна для нее, казалось бы, незначительная деталь: перчатка, письмо, хлыстик или цветок. Михаил Кузмин, поэт и прозаик, писал в статье «Предисловие к книге «Вечер» А.А.Ахматовой»: «Нам кажется, что, в отличие от других вещелюбов, Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи в их непонятной связи именно к переживаемым минутам. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако, как беличья шкурка, в небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той пронзительности, которую оно имеет. Мы особенно ценим то первое понимание острого и непонятного значения вещей, которое встречается не так часто». А.С.Городецкий в статье «Некоторые течения в современной русской поэзии» писал, что «у акмеистов вещи и также цветы стали сами по себе хороши, перестали наполняться какими-то мистическими символами». Действительно, никакой мистики в стихах Анны Ахматовой, и в частности в цветах из ее лирики, не было. Ее цветы реальны, видимы, и даже создается впечатление, что, мы чувствуем их ароматы.
Еще одна характерная черта
лирики Ахматовой,
Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет серое саше.
И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: «Seigneur, ayes pitie de nous».
Ты сказки горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи …
Смотрю блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.
Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.
Белая хризантема в самом начале стихотворения добавляет ему некоторой степенности, даже несколько замедляя его ритм, так как наряду с невинностью и чистотой белый цвет имеет символическое значение вечности. Однако степенность нарушается в последней строфе «яркими георгинами», что символически можно расшифровать как надежду на перемену, движение.
Но
в «Вечере» упоминаются и
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А
со мною голос твой.
С лебедой
связана одна из страниц жизни
Анны Ахматовой: «В голодные
годы Ахматова живала у
Подчеркнутая изысканность в выборе цветов, появившаяся в «Вечере», остается и в «Четках» (1914), «маленькой книге любовной лирики», - как называла ее сама Ахматова, и в «Белой стае» (1917). Но цветы нужны Ахматовой не только для того, чтобы создать романтическую обстановку, их роль значительнее:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются Вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
«Смятение», 1913
Этот «Тюльпан у тебя в петлице» подобен замку, который держит на себе всю композицию стиха, его замысел. Не будет цветка – и стихотворение потеряет свою остроту, томительность, откровенность, пронзительность. Но, если учитывать семантику цветов, можно достичь более глубокого и полного понимания стихов Ахматовой, ведь, несмотря на то, что в «Четках» «нет отяжеленных десятилетиями раздумий, нет и синтеза многовековых и многонародных слоев всеевропейской культуры», - как пишет в своем письме Анне Ахматовой П.Н.Лукницкий, - но «Четки» созданы не в одном, а в «двух измерениях, третье тогда только прорастало», то есть даже эти стихи Ахматовой гораздо глубже, чем мы часто их воспринимаем, поэтому нельзя пренебрегать и семантикой цветов.
Тюльпан издавна считается символом признания в любви, а красный цвет его имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость. … Эта, казалось бы, незначительная деталь – тюльпан в петлице – расширяет и дополняет гамму чувств и эмоций стихотворения. Кроме того, он вбирает в себя смысл предыдущих строк, со своими чувствами и эмоциями, внутренней борьбой. Мы замечаем чувство неизбежности, терзающие ее («Мне очи застит туман,/ Сливаются вещи и лица»), гнев, страсть («О, как ты красив, проклятый!»), уязвленную гордость («И я не могу взлететь,/ А с детства была крылатой!»), - и все это отражается в красном тюльпане.
Цветы проходят одним из лейтмотивов не только через лирику, но и через жизнь Ахматовой. Прибегнув к словарю цветов, можно сказать, что скрытой любви, покорности (ландыш) Ахматова предпочла недосказанность и томительную склонность (гиацинты). В «Четках» встречаются такие цветы, как тюльпан, сирень, розы, гвоздики, мимоза.
В сентябре
1917 года выходит третий сборник
Ахматовой – «Белая стая».
В стихотворениях этого
В сборниках Анны Ахматовой «Подорожник» и «Anno Domini» цветы перестают употребляться столь часто, и простота начинает преобладать над утонченностью – появляются подснежники, полевые цветы, соседствующие между тем с розами. Стоит также отметить, что само название сборника, вышедшего в 1921 году, - «Подорожник», растение, не отличающееся особой изысканностью.
Стихотворение из сборника «Anno Domini» «Буду черные грядки холить…», на мой взгляд, является характерным для этого периода творчества Ахматовой в отношении цветов:
Буду черные грядки холить,
Ключевой водой полевать;
Полевые цветы на воле,
Их не надо трогать и рвать.
Пусть их больше, чем звезд зажженных
В сентябрьских небесах –
Для детей, для бродяг, для влюбленных
Вырастают цветы на полях.
А мои – для святой Софии
В тот единственный серый день,
Когда возгласы литургии
Возлетят под дивную сень.
И, как волны приносят на сушу
То, что сами на смерть обрекли,
Принесу покаянную душу
И цветы из Русской земли.
Ахматова любила полевые цветы. В воспоминаниях «Записки о встречах» А.В.Любимова пишет: «Мне там (в комнате Анны Ахматовой) все понравилось – и отсвет солнца, и простота, и порядок, и несколько старинных вещей из мебели: круглый стол, покрытый маленькой четырехугольной голубоватой скатертью, большой букет полевых цветов, простая металлическая кровать, два-три кресла-стула, что-то вроде комода, на стене небольшое зеркало и небольшой четырехугольный стол в углу, на котором должно быть, лежали тетради, - она (Анна Ахматова) туда иногда подходила и что-то быстро записывала»
Информация о работе «Цветочная тематика» в поэзии А.А.Ахматовой