Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:35, реферат

Краткое описание

Цикл "Темные аллеи" представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой, и тема эта – любовь, самая разнообразная, тихая, робкая или страстная, тайная или явная, но все-таки любовь.
В основе каждого рассказа этого цикла чаще всего ложится одно какое-либо происшествие, одно событие, поэтому в нем обычно одна сюжетная линия, произведение сжато до небольшого по объему, поэтому роль каждого отдельного эпизода многократно возрастает, увеличивается значимость каждой отдельной детали.

Оглавление

Введение 3
1 Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина Темные аллеи 4
2 Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» 7
3 Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» 10
4 Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи»
И.А. Бунина 13 Заключение 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

БУНИН ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева

филологический факультет

РЕФЕРАТ

по  истории отечественной литературы (рубеж XIX- ХХ вв.)

 

 

на тему:

 

ЦИКЛ РАССКАЗОВ  И.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент гр. ФФ-21

Данилов Р.Н.

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

Тобольск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

1 Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина Темные аллеи   4

2 Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»    7

3 Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»          10

4  Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи»

 И.А. Бунина                  13 Заключение                           19

Список использованных источников             21

 

ВВЕДЕНИЕ

"Темные аллеи" - цикл одних  из лучших произведений о любви  не только в русской, но и  в мировой литературе. Он был  создан 70-летним писателем в оккупированной  фашистскими захватчиками Франции.  Впервые сборник был издан  в Нью-Йорке в 1943 году, тиражом  всего в 600 экземпляров. Это  происходило в самый разгар Второй Мировой войны. И.А.Бунин отказался сотрудничать с коллаборационалистами, он просто не мог принять предложения предателей Франции и врагов России, хотя отказ мог стоить ему жизни, писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни.

Может, именно поэтому так сильна в рассказах этого цикла память о России. Все главные герои  произведений – русские, хотя действие происходит не только в России. Цикл "Темные аллеи" - неповторимое песнопение в честь любви, которая никогда  не умирает. Писатель-эмигрант еще помнит о России, о прошедшей юности. Поэтому "Темные аллеи" - книга  о русской любви, не даром многие исследователи называют этот сборник энциклопедией любви.

Цикл "Темные аллеи" представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой, и тема эта – любовь, самая  разнообразная, тихая, робкая или страстная, тайная или явная, но все-таки любовь.

В основе каждого рассказа этого  цикла чаще всего ложится одно какое-либо происшествие, одно событие, поэтому в нем обычно одна сюжетная линия, произведение сжато до небольшого по объему, поэтому роль каждого  отдельного эпизода многократно  возрастает, увеличивается значимость каждой отдельной детали.

 

 

1 НЕЗАБЫВАЕМОЕ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.А.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Самым совершенным своим созданием  Бунин считал книгу «Темные аллеи» — цикл рассказов о любви. Книга  была написана во время второй мировой  войны, когда семья Буниных оказалась  в крайне бедственном положении (конфликты с властями, практическое отсутствие еды, холод и др.). Писатель совершил в этой книге беспрецедентную  по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об  одном и том же». Однако результат  этого удивительного постоянства  поразителен: чуткий читатель всякий раз  переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно  новую, а острота сообщаемых ему  «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается.

Писательская судьба Ивана Алексеевича  Бунина — судьба удивительная. При  жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих — оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным  единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала  Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: «Живу, конечно, очень и очень плохо — одиночество, голод, холод и страшная бедность... Единственное, что спасает, — это работа.» Создание цикла рассказов Темные аллеи было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим высшим достижением. 
Цикл рассказов Темные аллеи критика определила как энциклопедию любви или, еще точнее, — энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов (Темные аллеи, Руся, Антигона, Таня, В Париже, Галя Ганская, Натали, Чистый понедельник; сюда же можно отнести написанный до Темных аллей рассказ Солнечный удар) показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора.

«Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади», — утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.

Бунин пишет о незабвенном, что  оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что осталось позади. Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал земной, чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком, своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. «Любовь — высший судья в человеческих отношениях», — утверждает Бунин.

О книге Темные аллеи автор написал  в апреле 1947 г.: Она говорит о  трагичном и о многом нежном и  прекрасном, — думаю, что это самое  лучшее и самое прекрасное, что  я написал в жизни.

У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной  волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин  не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно  стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, — это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного — незыблемость и вечность России.

 

2 ЕДИНСТВО ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих во всем многообразии проявлений. Это была та тема, которой  Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь. Название «Темные  аллеи» взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ «темных аллей» пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов. Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней».

Любовь — это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может  постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться! В «Темных аллеях» мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа — смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее напротив. Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях  из собственной жизни. Но он не соглашался с этим — ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко  писал с реальных женщин. Книга  «Темные аллеи» — это целая  галерея женских портретов.

Здесь встречаются и рано повзрослевшие  девочки, и уверенные в себе молодые  женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который  умел в нескольких словах представить там столь разных женщин. Главное — все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России. Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские — вспомогательны, второстепенны.

Больше уделяется внимания мужским  эмоциям, их реакции на различные  ситуации, их чувствам. Сами же герои  рассказов отступают на задний план, в туман. Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее («Таня»); скоротечные дачные увлечения («Зойка и Валерия»); краткий однодневный роман («Антигона», «Визитные карточки»); страсть, доводящая до самоубийства («Галя Ганская»); простодушная исповедь малолетней проститутки («Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе.

Героиня рассказа «Холодная осень», потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное — «ненужный сон».

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости.

Без сомнения, это дается лишь ценой  великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании. И. А. Бунин  в цикле рассказов «Темные  аллеи» сумел отобразить множество  граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И  объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть творчества Любовь.

 

 

 

 

3 ТЕМА ЛЮБВИ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ

 

«Темные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного  мастерства. 
И. А. Бунин 

В цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина, который вышел в Нью-Йорке в 1943 году, входило одиннадцать рассказов. Полностью сборник был опубликован в 1946 году — он насчитывал тридцать восемь рассказов. Тема любви всегда была на первом плане в творчестве писателя. В эмиграции ей посвящены почти все его произведения. Но в «Темных аллеях» это чувство имеет совершенно другую трактовку, нежели в предыдущих произведениях Бунина. Писатель задается целью показать не только радость любви, но и ее «темные аллеи». Любовь — это лишь краткое мгновение, «великое счастье, даже если она. не разделена». Но что остается после этого мгновения? — задается вопросом автор.

Этот цикл рассказов — целая  энциклопедия любви. Все истории  персонажей драматичны и далеки от идеализированного любовного чувства. Писатель говорит о том, что в  любви много и жестокого. Открывается  книга рассказом, который дал  название всему циклу — «Темные  аллеи». Через тридцать лет по воле судьбы, случайно встречаются Надежда  и Николай Алексеевич. Она —  хозяйка постоялой горницы, он —  барин из Петербурга. Много лет  назад они были молоды и любили друг друга. Но что теперь? Надежде  сорок восемь лет, Николаю Алексеевичу  — под шестьдесят. Он даже не узнал  ее сначала, а она узнала сразу. Дальнейшие вопросы барина показывают, что он даже не пытался узнать, что стало  с девушкой после того, как бросил ее. Надежда же, чуть не наложив на себя руки от обиды, получила от хозяев вольную, но не вышла замуж, на всю  жизнь сохранив любовь к Николаю, и поэтому не простила его. Он же считает, что «все проходит, все забывается» — и любовь, и молодость. Надежда возражает: молодость проходит у всех, а любовь — нет.

Время по-своему отомстило Николаю  Алексеевичу: никогда он не был счастлив. Любил жену сильно — она его  бросила, обожаемый сын вырос  негодяем и наглецом. Жизнь превратилась в «обыкновенную пошлую историю». Уезжая, Николай Алексеевич думает о том, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни, «истинно волшебные». Перед ним встает вопрос: что было бы дальше, если бы он не бросил ее, а женился? Это кажется ему абсурдом: содержательницу постоялой горницы он не может представить в роли хозяйки своего петербургского дома, матери его детей. Для него мгновения любви остались далеко в прошлом, как чудесное романтическое воспоминание, не больше. Надежда же живет своей несчастной любовью до сих пор. Ей она принесла больше страданий, чем романтических воспоминаний. В каждом из рассказов Бунин говорит не о платонической, а о чувственной любви, поэтому неизменно из нее вырастает любовная драма. 

В каждом из них показана кульминация  любовного чувства, которое при  взгляде из прошлого невольно окружена романтическим ореолом. Это чувство  не может быть вечным. Достигая высшего  своего накала, она приносит или  расставание, или смерть, потому что  лучше, чем в это мгновение, уже  не будет. В каждом рассказе, как  и в «Темных аллеях», сталкиваются два утверждения: «любовь вечна» и «любовь проходит». В рассказах  Бунина — взгляд на это чувство, спустя годы, воспоминания о том, что  не забывается никогда. Она трагична уже потому, что ее нельзя вернуть  ни через несколько минут, ни спустя годы. 

Информация о работе Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»