Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:41, реферат
Петр выступает перед нами не готовой, сложившейся личностью. Писатель показывает своего героя в движении, в развитии, в процессе его сложного формирования. Первый том охватывает самое раннее детство Петра. Впервые мы видим его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев показывают мальчика с крыльца народу. Далее даются другие эпизоды реальной биографии Петра.
Фигура Петра I и переломный
характер его времени всегда интересовали
русских писателей. Петровская тема нашла
отражение в произведениях А.Д. Кантемира,
М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева,
А.С. Пушкина.
Личность в романе трактуется как точка
приложения исторических сил, которые
действуют иногда наперекор желанию человека.
Роль личности зависит от того, совпадает
ли ее путь с дорогой истории. Для прогрессивного
деятеля важно не только подчинятся ее
воле, но и проявлять инициативу, быть
активным творцом народной судьбы. Такое
представление требовалось правилами
социалистического реализма: изображать
героя как преобразователя жизни.
Роман назван именем главного героя.
Внимание к нему объясняется не столько
его личными качествами, сколько той ролью,
какую он сыграл в истории России. Появление
Петра подготовлено показом государственного
кризиса в России. Умирает царь Федор Алексеевич,
и ближайшая царская родня и бояре выбирают,
кого из двух его младших братьев назвать
царем. В этот решительный час имя Петра
звучит во многом случайно. Необходимость
сильного царя выдвинута временем. На
фоне народной нищеты и неразберихи во
власти появляется «мальчик в пестром
узком кафтанчике».
Петр выступает перед нами не готовой,
сложившейся личностью. Писатель показывает
своего героя в движении, в развитии, в
процессе его сложного формирования. Первый
том охватывает самое раннее детство Петра.
Впервые мы видим его еще испуганным ребенком
в съехавшей набок мономаховой шапке,
когда по требованию бунтующих стрельцов
царица и Матвеев показывают мальчика
с крыльца народу. Далее даются другие
эпизоды реальной биографии Петра.
Образ героя в последующих главах меняется.
То это подросток лет двенадцати, «мальчик
с глуховатым голосом и немигающими совиными
глазами», которого Алексашка Меньшиков,
будущий его фаворит, учит хитрости. То
это Петр, уже расправляющий крылья, дающий
первый отпор императорским притязаниям
своей старшей сестры. Во время торжественного
крестного хода в Успенском соборе герой
нарушает чистый и благолепный церковный
ритуал, в присутствии бояр вступает в
пререкания с Софьей. Вот он нескладный,
долговязый юноша с непомерно большими
красными руками, с маленькими, еще пробивающимися
усиками на загорелом лице.
В сюжете романа правильно подчеркивается,
что юность и молодость Петра были полны
острых драматических столкновений и
напряженной борьбы за власть. Петр противопоставлен
фавориту Софьи, Голицыну, как внешне,
так и в политическом поведении. Будущий
царь обладает деятельным характером,
стремлением проявить себя в деле. Первым
из таких дел были потешные полки, в отношении
к которым в полной мере проявился горячий,
необузданный нрав царя. Эта черта объясняется
в романе безграничной властью и вседозволенностью
государя и безусловной покорностью всех
окружающих. Постепенно потешные войска,
превращаясь в Преображенский и Семеновский,
становятся силой, опорой мужающего Петра
в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей
которого является царевна Софья. Ее поддерживают
бояре и стрельцы.
Главным общественно-политическим конфликтом
того времени стал переломный момент в
определении исторического пути России.
Известный исторический эпизод проясняет
роль личности Петра в судьбе нашей страны.
Исключительность натуры героя граничит
с демонизмом. Его взгляд «темный, пристальный,
нечеловеческий». Его резкость, несдержанность,
жестокость по отношению к врагам, мнительность,
подозрительность крайне обострены. Черты
героя приобретают все более неличностный
характер. Историческая необходимость
усиливает, даже утрирует, те из них, в
которых передается общество, страна в
данный момент времени. Характер Петра,
хорошо известный по документальным источникам,
приобретает художественную достоверность.
Несмотря на сюжетную незавершенность
романа, характер правителя обрисован
достаточно полно. В его образе проглядываются
черты народного вождя, знающего дорогу
к новой лучшей жизни и готового ради нее
пожертвовать своей и чужой судьбой. Сочетание
в образе реального и вымышленного делает
изображение героя противоречивым. Петр
I показан как воплощение лучших черт национального
характера, как «народный царь-труженник»
и как вершитель мировой истории.
Реферат по литературе
на тему: «Черты национального характера
в образе Петра I»
подготовил ученик 11 «А» класса
Букин Алксей
Информация о работе Черты национального характера в образе Петра I