Биография Льва Николаевича Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:22, реферат

Краткое описание

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").

Файлы: 1 файл

Курсовая по литературе.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

Введение

 

Л.Н.Толстой – граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте  крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая  ее с перерывами до конца своей  жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации  в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения  этим делом»

Наиболее  четко  педагогическая деятельность раскрылась в его  «Рассказах о детях и для детей». Высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык-все это придавало его рассказам совершенство. Рассказы легки, просты, лаконичны и были  даже в свое время доступны всем слоям детского населения. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы  занимали всего три-четыре строки, но несли огромный поучительный смысл. Далеко не каждый из писателей мог несколькими строками донести до детей главную мысль, раскрыть проблему в нескольких словах, да еще и содержать воспитательные элементы. Обычно такие рассказы занимают несколько страниц и маленькие дети из-за формата начинают терять к ним интерес.

Л.Н. Толстой же предпочел  другой путь творчества. Он критически относился к методам педагогов 60—90-х годов и развивал в детях такой важный метод познания как наблюдательность. 

В своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть  принципы обучения Л.Н.Толстого, проследить его  биографию, критические отзывы и ,конечно, стоит  заострить свое внимание на его рассказах для детей, так как они несомненно  являются ценностью поколен

 

 

                                      Биография

 

Лев Николаевич Толстой-(1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик  -1900 г.

Толстой был четвертым  ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще  двух лет, но по рассказам членов семьи  он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к  искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой  придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся  писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).    Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Когда Толстому было 13 лет, семья  переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский  университет на отделение восточных  языков философского факультета, затем  перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав  прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и  домашним обстоятельствам", Толстой  уехал в Ясную Поляну с твердым  намерением изучить весь курс юридических  наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в  повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в  Москву, затем в Петербург, чтобы  держать кандидатские экзамены в  университете. Образ его жизни  в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти  три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая  в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и  участвуя в военных действиях (сначала  добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского  круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления  отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также  в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в  дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно  и поэтически соединяются две  самые противоположные вещи война  и свобода". На Кавказе Толстой  написал повесть "Детство" и  отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с  позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила  автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее  признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в  Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м  бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и  медалями). В Крыму Толстого захватили  новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал  писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре  месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся  в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

   В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну.

 В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

В сентябре 1862 Толстой женился  на восемнадцатилетней дочери врача  Софье Андреевне Берс и сразу  после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью  отдался семейной жизни и хозяйственным  заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья  и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить  крестьянских детей и развивать  в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом "Анна Каренина" (1873-77)

"Воскресение" (1889-99)-  последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно  от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

 

 

        Педагогическая  деятельность писателя.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте  крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая  ее с перерывами до конца своей  жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации  в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ.

В 1860 году Толстой намеревался  учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для  крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей. Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Л. Н. Толстой снова  с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым  «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и  четыре «Книги для чтения». В это  же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой  первоначального обучения и другими  вопросами работы народных школ.

В 70-х годах Толстой  снова стал учить детей в Яснополянском  доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую  шутливо называл «университетом в лаптях».В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.

Горячий протестант и страстный  обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной критике  постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов.

С огромной болью, полный сострадания  к народу и его детям, Л. Н. Толстой  признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью:«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.»

Информация о работе Биография Льва Николаевича Толстого