Лев Николаевич Толстой
[28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная
Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября
1910, станция Астапово (ныне станция
Лев Толстой) Рязано-Уральской железной
дороги; похоронен в Ясной Поляне], граф,
русский писатель.
"Радостный период
детства".
Толстой был
четвертым ребенком в большой
дворянской семье. Его мать, урожденная
княжна Волконская, умерла, когда
Толстому не было еще двух
лет, но по рассказам членов
семьи он хорошо представлял
себе "ее духовный облик": некоторые
черты матери (блестящее образование,
чуткость к искусству, склонность
к рефлексии) и даже портретное
сходство Толстой придал княжне
Марье Николаевне Болконской ("Война
и мир"). Отец Толстого, участник
Отечественной войны, запомнившийся
писателю добродушно-насмешливым
характером, любовью к чтению, к
охоте (послужил прототипом Николая
Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием
детей занималась дальняя родственница
Т. А. Ергольская, имевшая огромное
влияние на Толстого: "она научила
меня духовному наслаждению любви".
Детские воспоминания всегда
оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской
усадьбы служили богатым материалом
для его произведений, отразились
в автобиографической повести
"Детство".
Казанский университет.
Когда Толстому
было 13 лет, семья переехала в
Казань, в дом родственницы и
опекунши детей П. И. Юшковой.
В 1844 году Толстой поступил
в Казанский университет на
отделение восточных языков философского
факультета, затем перевелся на
юридический факультет, где проучился
неполных два года: занятия не
вызывали у него живого интереса
и он со страстью предался
светским развлечениям. Весной 1847 года,
подав прошение об увольнении из университета
"по расстроенному здоровью и домашним
обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную
Поляну с твердым намерением изучить весь
курс юридических наук (чтобы сдать экзамен
экстерном), "практическую медицину",
языки, сельское хозяйство, историю, географическую
статистику, написать диссертацию и "достигнуть
высшей степени совершенства в музыке
и живописи".
"Бурная жизнь
юношеского периода".
После лета
в деревне, разочарованный неудачным
опытом хозяйствования на новых,
выгодных для крепостных условиях
(эта попытка запечатлена в
повести "Утро помещика", 1857),
осенью 1847 года Толстой уехал
сначала в Москву, затем в Петербург,
чтобы держать кандидатские экзамены
в университете. Образ его жизни
в этот период часто менялся:
то он сутками готовился и
сдавал экзамены, то страстно
отдавался музыке, то намеревался
начать чиновную карьеру, то
мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные
настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами,
поездками к цыганам. В семье
его считали "самым пустяшным
малым", а сделанные тогда долги
ему удалось отдать лишь много
лет спустя. Однако именно эти
годы окрашены напряженным самоанализом
и борьбой с собой, что отражено
в дневнике, который Толстой вел
в течение всей жизни. Тогда
же у него возникло серьезное
желание писать и появились первые
незавершенные художественные наброски.
"Война и свобода".
В 1851 году старший
брат Николай, офицер действующей
армии, уговорил Толстого ехать
вместе на Кавказ. Почти три
года Толстой прожил в казачьей
станице на берегу Терека, выезжая
в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и
участвуя в военных действиях
(сначала добровольно, потом был
принят на службу). Кавказская природа
и патриархальная простота казачьей жизни,
поразившая Толстого по контрасту с бытом
дворянского круга и с мучительной рефлексией
человека образованного общества, дали
материал для автобиографической повести
"Казаки" (1852-1863). Кавказские впечатления
отразились и в рассказах "Набег"
(1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней
повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована
в 1912 году). Вернувшись в Россию, Толстой
записал в дневнике, что полюбил этот "край
дикий, в котором так странно и поэтически
соединяются две самые противоположные
вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой
написал повесть "Детство" и отправил
ее в журнал "Современник", не раскрыв
своего имени (напечатана в 1852 году под
инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими
повестями "Отрочество", 1852-1854, и "Юность",
1855-1857, составила автобиографическую трилогию).
Литературный дебют сразу принес Толстому
настоящее признание.
Крымская кампания.
В 1854 году Толстой
получил назначение в Дунайскую
армию, в Бухарест. Скучная штабная
жизнь вскоре заставила его
перевестись в Крымскую армию,
в осажденный Севастополь, где
он командовал батареей на 4-м
бастионе, проявив редкую личную
храбрость (награжден орденом
св. Анны и медалями). В Крыму
Толстого захватили новые впечатления
и литературные планы (собирался
в т. ч. издавать журнал для
солдат), здесь он начал писать
цикл "севастопольских рассказов",
вскоре напечатанных и имевших
огромный успех (очерк "Севастополь
в декабре месяце" прочитал
даже Александр II). Первые произведения
Толстого поразили литературных
критиков смелостью психологического
анализа и развернутой картиной
"диалектики души" (Чернышевский).
Некоторые замыслы, появившиеся
в эти годы, позволяют угадывать
в молодом артиллерийском офицере
позднего Толстого-проповедника: он
мечтал об "основании новой
религии" - "религии Христа, но
очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
В кругу литераторов
и за границей.
В ноябре 1855 года
Толстой приехал в Петербург
и сразу вошел в кружок "Современника"
(Некрасов, Тургенев, Островский, Гончаров
и др.), где его встретили как
"великую надежду русской литературы"
(Некрасов). Толстой принимал участие
в обедах и чтениях, в учреждении
Литературного фонда, оказался
вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал
себя чужим в этой среде,
о чем подробно рассказал позднее
в "Исповеди" (1879-1882): "Люди
эти мне опротивели, и сам себе
я опротивел". Осенью 1856 года Толстой,
выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну, а в начале 1857 года - за
границу. Он побывал во Франции,
Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские
впечатления отражены в рассказе
"Люцерн"), осенью вернулся в
Москву, затем - в Ясную Поляну.
Народная школа.
В 1859 году Толстой
открыл в деревне школу для
крестьянских детей, помог устроить
более 20 школ в окрестностях
Ясной Поляны, и это занятие
настолько увлекло Толстого, что
в 1860 году он вторично отправился
за границу, чтобы знакомиться
со школами Европы. Толстой много
путешествовал, провел полтора
месяца в Лондоне (где часто
виделся с Герценом), был в Германии,
Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал
популярные педагогические системы,
в основном не удовлетворившие
писателя. Собственные идеи Толстой
изложил в специальных статьях,
доказывая, что основой обучения
должна быть "свобода учащегося"
и отказ от насилия в преподавании.
В 1862 году издавал педагогический
журнал "Ясная Поляна" с книжками
для чтения в качестве приложения,
ставшими в России такими же
классическими образцами детской
и народной литературы, как и составленные
им в начале 1870-х годов. "Азбука" и
"Новая Азбука". В 1862 году в отсутствие
Толстого в Ясной Поляне был проведен
обыск (искали тайную типографию).
"Война и мир"
(1863-1869).
В сентябре 1862
году Толстой женился на восемнадцатилетней
дочери врача Софье Андреевне
Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную
Поляну, где полностью отдался
семейной жизни и хозяйственным
заботам. Однако уже с осени
1863 года он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время
носил название "Тысяча восемьсот
пятый год". Время создания
романа было периодом душевного
подъема, семейного счастья и
спокойного уединенного труда.
Толстой читал воспоминания и переписку
людей александровской эпохи (в том числе
материалы Толстых и Волконских), работал
в архивах, изучал масонские рукописи,
ездил на Бородинское поле, продвигаясь
в работе медленно, через множество редакций
(в копировании рукописей ему много помогала
жена, опровергая тем самым шутки друзей,
что она еще так молода, будто играет в
куклы), и лишь в начале 1865 года напечатал
в "Русском вестнике" первую часть
"Войны и мира". Роман читался взахлеб,
вызвал множество откликов, поразив сочетанием
широкого эпического полотна с тонким
психологическим анализом, с живой картиной
частной жизни, органично вписанной в
историю. Горячие споры спровоцировали
последующие части романа, в которых Толстой
развивал фаталистическую философию истории.
Прозвучали упреки в том, что писатель
"передоверил" людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи:
замысел романа об Отечественной войне
действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел
как попытку "писать историю народа"
и считал невозможным определить его жанровую
природу ("не подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").
"Анна Каренина"
(1873-1877).
В 1870-е годы, живя
по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать
в печати свои педагогические взгляды,
Толстой работал над романом о жизни современного
ему общества, построив композицию на
противопоставлении двух сюжетных линий:
семейная драма Анны Карениной рисуется
по контрасту с жизнью и домашней идиллией
молодого помещика Константина Левина,
близкого самому писателю и по образу
жизни, и по убеждениям, и по психологическому
рисунку. Начало работы совпало с увлечением
прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона,
прокладывая себе дорогу к новому стилю
1880-х годов, в особенности к народным рассказам.
Лишь тенденциозная критика интерпретировала
роман как любовный. Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая
правда мужицкой жизни - этот круг вопросов,
близкий Левину и чуждый большинству даже
симпатичных автору героев (включая Анну),
прозвучал остро публицистично для многих
современников, прежде всего для Достоевского,
высоко оценившего "Анну Каренину"
в "Дневнике писателя". "Мысль семейная"
(главная в романе, по словам Толстого)
переведена в социальное русло, беспощадные
саморазоблачения Левина, его мысли о
самоубийстве читаются как образная иллюстрация
духовного кризиса, пережитого самим Толстым
в 1880-е годы, но назревшего в ходе работы
над романом.
Перелом (1880-е годы).
Ход переворота,
совершавшегося в сознании Толстого,
нашел отражение в художественном
творчестве, прежде всего в переживаниях
героев, в том духовном прозрении,
которое преломляет их жизнь.
Эти герои занимают центральное место
в повестях "Смерть Ивана Ильича"
(1884-1886), "Крейцерова соната" (1887-1889,
опубликована в России в 1891 году), "Отец
Сергий" (1890-1898, опубликована в 1912 году),
драме "Живой труп" (1900, незавершена,
опубликована в 1911 году), в рассказе "После
бала" (1903, опубликован в 1911 году). Исповедальная
публицистика Толстого дает развернутое
представление о его душевной драме: рисуя
картины социального неравенства и праздности
образованных слоев, Толстой в заостренной
форме ставил перед собой и перед обществом
вопросы смысла жизни и веры, подвергал
критике все государственные институты,
доходя до отрицания науки, искусства,
суда, брака, достижений цивилизации. Новое
миропонимание писателя отражено в "Исповеди"
(опубликована в 1884 году в Женеве, в 1906
году в России), в статьях "О переписи
в Москве" (1882), "Так что же нам делать?"
(1882-1886, опубликована полностью в 1906 году),
"О голоде" (1891, опубликована на английском
языке в 1892 году, на русском - в 1954 году),
"Что такое искусство?" (1897-1898), "Рабство
нашего времени" (1900, полностью опубликована
в России в 1917 году), "О Шекспире и драме"
(1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная
декларация Толстого опирается на представление
о христианстве как о нравственном учении,
а этические идеи христианства осмыслены
им в гуманистическом ключе как основа
всемирного братства людей. Этот комплекс
проблем предполагал анализ Евангелия
и критические штудии богословских сочинений,
которым посвящены религиозно-философские
трактаты Толстого "Исследование догматического
богословия" (1879-1880), "Соединение и
перевод четырех Евангелий" (1880-1881),
"В чем моя вера" (1884), "Царство Божие
внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе
сопровождались высказываемые Толстым
призывы к прямому и безотлагательному
следованию христианским заповедям. В
особенности широко обсуждалась его проповедь
непротивления злу насилием, ставшая импульсом
к созданию целого ряда художественных
произведений - драмы "Власть тьмы, или
Коготок увяз, всей птичке пропасть"
(1887) и народных рассказов, написанных
в намеренно упрощенной, "безыскусной"
манере. Наряду с близкими по духу произведениями
Гаршина, Лескова и других писателей, эти
рассказы выпускались издательством "Посредник",
основанном В. Г. Чертковым по инициативе
и при ближайшем участии Толстого, который
определял задачу "Посредника" как
"выражение в художественных образах
учения Христа", "чтобы можно было
прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку
и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового миропонимания и представлений
о христианстве Толстой выступал против
христианской догматики и критиковал
сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 году последовала реакция
Синода: всемирно признанный писатель
и проповедник был официально отлучен
от церкви, что вызвало громадный общественный
резонанс.
"Воскресение"
(1889-1899).
Последний роман
Толстого воплотил весь спектр
проблем, волновавших его в
годы перелома. Главный герой,
Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий
автору, проходит путь нравственного
очищения, приводящий его к деятельному
добру. Повествование построено
на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений,
обнажающих неразумность общественного
устройства (красота природы и лживость
социального мира, правда мужицкого быта
и фальшь, господствующая в жизни образованных
слоев общества). Характерные черты позднего
Толстого - откровенная, выдвинутая на
первый план "тенденция" (в эти годы
Толстой - сторонник нарочито тенденциозного,
дидактического искусства), резкий критицизм,
сатирическое начало - проявились в романе
со всей наглядностью.
Уход и смерть.
Годы перелома
круто изменили личную биографию
писателя, обернувшись разрывом
с социальной средой и приведя
к семейному разладу (провозглашенный
Толстым отказ от владения
частной собственностью вызывал
резкое недовольство членов семьи,
прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла
отражение в его дневниковых
записях. Поздней осенью 1910 года,
ночью, тайно от семьи, 82-летний
Толстой, сопровождаемый лишь
личным врачом Д. П. Маковицким,
покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась
для него непосильной: в пути Толстой заболел
и вынужден был сойти с поезда на маленькой
железнодорожной станции Астапово. Здесь,
в доме начальника станции он провел последние
семь дней своей жизни. За сообщениями
о здоровье Толстого, который к этому времени
приобрел уже мировую известность не только
как писатель, но и как религиозный мыслитель,
проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали
похороны Толстого в Ясной Поляне.