Лев Николаевич Толстой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:20, биография

Краткое описание

"Радостный период детства". Казанский университет. "Бурная жизнь юношеского периода". "Война и свобода". Крымская кампания. В кругу литераторов и за границей. Народная школа. "Война и мир" (1863-1869). "Анна Каренина" (1873-1877). Перелом (1880-е годы). "Воскресение" (1889-1899). Уход и смерть.

Файлы: 1 файл

Лев Николаевич Толстой.docx

— 21.45 Кб (Скачать)

Лев Николаевич Толстой [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная  Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской железной дороги; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.

"Радостный период  детства".

 Толстой был  четвертым ребенком в большой  дворянской семье. Его мать, урожденная  княжна Волконская, умерла, когда  Толстому не было еще двух  лет, но по рассказам членов  семьи он хорошо представлял  себе "ее духовный облик": некоторые  черты матери (блестящее образование,  чуткость к искусству, склонность  к рефлексии) и даже портретное  сходство Толстой придал княжне  Марье Николаевне Болконской ("Война  и мир"). Отец Толстого, участник  Отечественной войны, запомнившийся  писателю добродушно-насмешливым  характером, любовью к чтению, к  охоте (послужил прототипом Николая  Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием  детей занималась дальняя родственница  Т. А. Ергольская, имевшая огромное  влияние на Толстого: "она научила  меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда  оставались для Толстого самыми  радостными: семейные предания, первые  впечатления от жизни дворянской  усадьбы служили богатым материалом  для его произведений, отразились  в автобиографической повести  "Детство".

Казанский университет.

 Когда Толстому  было 13 лет, семья переехала в  Казань, в дом родственницы и  опекунши детей П. И. Юшковой.  В 1844 году Толстой поступил  в Казанский университет на  отделение восточных языков философского  факультета, затем перевелся на  юридический факультет, где проучился  неполных два года: занятия не  вызывали у него живого интереса  и он со страстью предался  светским развлечениям. Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

"Бурная жизнь  юношеского периода".

 После лета  в деревне, разочарованный неудачным  опытом хозяйствования на новых,  выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в  повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 года Толстой уехал  сначала в Москву, затем в Петербург,  чтобы держать кандидатские экзамены  в университете. Образ его жизни  в этот период часто менялся:  то он сутками готовился и  сдавал экзамены, то страстно  отдавался музыке, то намеревался  начать чиновную карьеру, то  мечтал поступить юнкером в  конногвардейский полк. Религиозные  настроения, доходившие до аскетизма,  чередовались с кутежами, картами,  поездками к цыганам. В семье  его считали "самым пустяшным  малым", а сделанные тогда долги  ему удалось отдать лишь много  лет спустя. Однако именно эти  годы окрашены напряженным самоанализом  и борьбой с собой, что отражено  в дневнике, который Толстой вел  в течение всей жизни. Тогда  же у него возникло серьезное  желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

"Война и свобода".

 В 1851 году старший  брат Николай, офицер действующей  армии, уговорил Толстого ехать  вместе на Кавказ. Почти три  года Толстой прожил в казачьей  станице на берегу Терека, выезжая  в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и  участвуя в военных действиях  (сначала добровольно, потом был  принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-1863). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912 году). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-1854, и "Юность", 1855-1857, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания.

 В 1854 году Толстой  получил назначение в Дунайскую  армию, в Бухарест. Скучная штабная  жизнь вскоре заставила его  перевестись в Крымскую армию,  в осажденный Севастополь, где  он командовал батареей на 4-м  бастионе, проявив редкую личную  храбрость (награжден орденом  св. Анны и медалями). В Крыму  Толстого захватили новые впечатления  и литературные планы (собирался  в т. ч. издавать журнал для  солдат), здесь он начал писать  цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших  огромный успех (очерк "Севастополь  в декабре месяце" прочитал  даже Александр II). Первые произведения  Толстого поразили литературных  критиков смелостью психологического  анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся  в эти годы, позволяют угадывать  в молодом артиллерийском офицере  позднего Толстого-проповедника: он  мечтал об "основании новой  религии" - "религии Христа, но  очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В кругу литераторов  и за границей.

 В ноябре 1855 года  Толстой приехал в Петербург  и сразу вошел в кружок "Современника" (Некрасов, Тургенев, Островский, Гончаров  и др.), где его встретили как  "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие  в обедах и чтениях, в учреждении  Литературного фонда, оказался  вовлеченным в споры и конфликты  писателей, однако чувствовал  себя чужим в этой среде,  о чем подробно рассказал позднее  в "Исповеди" (1879-1882): "Люди  эти мне опротивели, и сам себе  я опротивел". Осенью 1856 года Толстой,  выйдя в отставку, уехал в Ясную  Поляну, а в начале 1857 года - за  границу. Он побывал во Франции,  Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские  впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в  Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа.

 В 1859 году Толстой  открыл в деревне школу для  крестьянских детей, помог устроить  более 20 школ в окрестностях  Ясной Поляны, и это занятие  настолько увлекло Толстого, что  в 1860 году он вторично отправился  за границу, чтобы знакомиться  со школами Европы. Толстой много  путешествовал, провел полтора  месяца в Лондоне (где часто  виделся с Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал  популярные педагогические системы,  в основном не удовлетворившие  писателя. Собственные идеи Толстой  изложил в специальных статьях,  доказывая, что основой обучения  должна быть "свобода учащегося"  и отказ от насилия в преподавании. В 1862 году издавал педагогический  журнал "Ясная Поляна" с книжками  для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же  классическими образцами детской  и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х годов. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 году в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

"Война и мир" (1863-1869).

 В сентябре 1862 году Толстой женился на восемнадцатилетней  дочери врача Софье Андреевне  Берс и сразу после венчания  увез жену из Москвы в Ясную  Поляну, где полностью отдался  семейной жизни и хозяйственным  заботам. Однако уже с осени  1863 года он захвачен новым литературным  замыслом, который долгое время  носил название "Тысяча восемьсот  пятый год". Время создания  романа было периодом душевного  подъема, семейного счастья и  спокойного уединенного труда.  Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 года напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

"Анна Каренина" (1873-1877).

 В 1870-е годы, живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х годов, в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е годы, но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е годы).  
 

 Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном  творчестве, прежде всего в переживаниях  героев, в том духовном прозрении,  которое преломляет их жизнь.  Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886), "Крейцерова соната" (1887-1889, опубликована в России в 1891 году), "Отец Сергий" (1890-1898, опубликована в 1912 году), драме "Живой труп" (1900, незавершена, опубликована в 1911 году), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 1911 году). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 году в Женеве, в 1906 году в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-1886, опубликована полностью в 1906 году), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892 году, на русском - в 1954 году), "Что такое искусство?" (1897-1898), "Рабство нашего времени" (1900, полностью опубликована в России в 1917 году), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с близкими по духу произведениями Гаршина, Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее". В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

"Воскресение" (1889-1899).

 Последний роман  Толстого воплотил весь спектр  проблем, волновавших его в  годы перелома. Главный герой,  Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий  автору, проходит путь нравственного  очищения, приводящий его к деятельному  добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть.

 Годы перелома  круто изменили личную биографию  писателя, обернувшись разрывом  с социальной средой и приведя  к семейному разладу (провозглашенный  Толстым отказ от владения  частной собственностью вызывал  резкое недовольство членов семьи,  прежде всего жены). Пережитая  Толстым личная драма нашла  отражение в его дневниковых  записях. Поздней осенью 1910 года, ночью, тайно от семьи, 82-летний  Толстой, сопровождаемый лишь  личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Информация о работе Лев Николаевич Толстой