Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, доклад
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна. Родился Есенин 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончил сельское училище, а затем школу в Спас-Клепиках. В 1912 году приехал в Москву и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.
Традиции Есенина видны в творчестве поэтов Средней Азии и Казахстана. Гафу Гулям писал: "Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным и для нас, узбеков. И если Есенин тянулся к Востоку, то сейчас поэты Востока тянутся к нему, черпают в его поэзии то, что им органично близко".
Глава 2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.
С самых ранних стихов лирики С.Есенина постоянно звучала тема любви и в тех стихах обозначились чисто есенинские мотивы, соединяющие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность. В стихотворении "Зеленая прическа" сравнивается девушка с тонкой заглядывающей, в пруд березкой, ее косы - с ветвями, пронизанными лунным гребешком.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя
За голые колени
Он обнимал меня.
В "доме с голубыми ставнями" Есенин встретил свою первую любовь - озорную черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Ей он посвятил:
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
Ее имя, будучи известным поэтом, Есенин возьмет для своей лучшей поэмы. Анне посвящено стихотворение "За горами, за желтыми долами". Но эти отношения очень скоро были прерваны.
В начале июля 1916 года Есенин писал Анне Сардановской: "Я еще не оторвался от всего того, что было, потому не переломил в себе окончательной ясности. Рожь, тропа такая черная и шкаф твой, как чадра Тамары.
В тебе, пожалуй, дурной осадок остался от меня, но я, кажется, хорошо смыл с себя дурь городскую.
Хорошо быть плохим, когда есть, кому жалеть и любить тебя, что ты плохой. Я об этом очень тоскую. Это, кажется, для всех, но не для меня.
Прости, если груб был с тобой, это напускное, ведь главное то стержень, о котором ты хоть маленькое, но имеешь представление. Сижу, бездельничаю, а вербы под окном еще как бы дышат знакомым дурманом. Вечером буду пить пиво, и вспоминать тебя. Сергей".
Друг поэта Грузинов вспоминал, что Есенин никогда не лгал в своих стихах. Сегодня, когда стали известны письма Есенина к Сардановской, новые материалы, документы, воспоминания современников - эта истина становится более очевидной. Главным и бесспорным доказательством здесь остаются стихи и поэмы Есенина.
Пусть к сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Этими строками поэт завершает стихотворение "Какая ночь! Я не могу...", написанное на излете 30 ноября 1925 года. Поэт с полным правом мог утверждать: "Я сердец никогда не лгу". Все, что рассказывал поэт о себе в своих стихах вплоть до мельчайших подробностей - правда.
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
"Девушка в белой накидке"
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядом
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково:"Нет!"
Далекие милые были!..
Тот образ во сне мне угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Известный на всю Москву поэт вошел в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькая - служанка в доме Кашиной: " В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок". Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой вошел", - вспоминала она. Есенин рассказал об этом в поэме иначе:
Был скромный такой мальчишка,
И нынче...
Поди ж ты...
Вот...
Писатель...
Известная шишка...
Без просьбы уж к нам не придет.
Как бы приговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он сын простых крестьян, всегда вспоминал барышню как "нечто из иных миров...".
Затем герои поэмы временно теряют друг друга из виду. Война, революция, сумятица описания гибельности происходящего:- на этом фоне теплица неугасаемое юношеское чувство, как бы олицетворяя неиссякаемую красоту. И - встреча:
Сгущалась туманная даль...
Незнаю, зачем я трогал
Перчатки ее и шаль.
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По - странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Расстались мы с ней на рассвете
С загадкой движений глаз...
Далее жизнь Снегиной складывается типично для женщины ее происхождения. Гибель мужа во время гражданской войны - по всей видимости, он сражался на стороне белой армии. Крестьяне сжигают имение. И вдруг, спустя годы, письмо из Англии, "И почерк такой беспечный" - да, от нее. "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал...". Оно полно тоски по России:
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Пленительный образ главной героини поэмы "Анна Снегина" постоянно представал в новых неожиданных гранях. Одна из них широко известна - Это Лидия Ивановна Кашина - красивая и образованная женщина, которая в 1904 году с отличием окончила Александрийский институт благородных девиц и овладела несколькими языками. Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера. Он ей посвятил несколько стихотворений.
Поэт не однократно употребляет эпитет "белый". Белый цветок - символ духовной чистоты, высокой нравственности, непогрешимости. Эпитет "белый" заменяет фамилию и появляется там, где автор говорит об Анне, не упоминая ее имя. Образ девушки в белой накидке символизирует большую любовь поэта.
"За то, что девочкой наивной предстала ты мне на пути моем"(Зинаида Николаевна Райх).
Зинаида Николаевна Райх (1894-1939) являлась ведущей актрисой театра Мейерхольда. В 1917 году Есенин женился на Зинаиде Райх, а в 1918 году расстался с ней. Райх родилась в семье ростовского мещанина, окончила гимназию, пыталась примкнуть к кружку передовой молодежи, но эти попытки не увенчались успехом. Она переезжает в Киев и поступает на Высшие женские историко-литературные курсы. В 1914 году уже в Петрограде учится на историко-литературном факультете Высших женских курсов, одновременно работая секретарем в скульптурной мастерской. Пути Есенина и Зинаиды Райх скрестились в многотрудное время между февральской и октябрьской революциями, в канун великих исторических свершений, когда Есенин был окрылен и счастлив сознанием своих неисчерпаемых поэтических возможностей. Казалось, они были созданы друг для друга: синеглазый, золотоглавый Есенин и темноволосая, с глазами как вишни, женственная Зинаида Райх. Союз этот был чреват противоречиями. Райх и Есенин венчались 4 августа 1917 года в церкви близ Вологды. В немногие счастливые месяцы, проведенные с Райх, Есенин жил в состоянии непрерывного созидания, творческого взлета. В одном из писем своему другу он писал о том, что он не одинок, что у него есть свое гнездо, семья, и что он любит жену. Райх родила ребенка и вынуждена была уйти с работы. В силу сложности обстановки Есенин и Райх временами теряли друг друга из вида, шла гражданская война. Есенин жил в Москве, а Райх в городе Орел.
20 марта 1920 года Зинаида Райх родила сына. Так как не было средств к существованию она была вынуждена оставаться с сыном в доме матери и ребенка. И Есенин и Райх имели сильный характер, и вполне естественно, что грянул "эмоциональный взрыв", отголоски которого еще долго слышались и в судьбе Райх и в судьбе Есенина.
После разрыва с Райх, Есенин позволял любить себя Дункан, и Бениславской, и Толстой, и Шаганэ Тальян, и Августе Митлашевской. И такие горькие упреки Есенин адресовал себе:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.
В этом стихотворении раскрывается вся скорбь поэта, от потери самого любимого в жизни человека. Райх нашла в себе силы начать новую жизнь, заново построить семью, создать дом, где беспечально росли ее дети, а друзья были окружены добрым вниманием, но прошлое все еще имело власть над ее чувствами. Они с Есениным, когда миновала острота разрыва, видели на людях - в Париже, где Райх была с Мейерхольдом, а поэт с Айседорой Дункан, и в Москве, и у Мейерхольда, когда поэт приходил навестить детей.
Смерть Есенина глубоко
Это дружеское посвящение написано за четыре года до смерти Райх, в пору ее широкой артистической известности, когда счастье, казалось бы, улыбалось ей, как немногим.
"Я искал в этой женщине
счастья..." (Айседора Дункан). Знаменитая
американская балерина
На одном из приемов, организованных в ее честь, Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. "В первом часу ночи приехала Дункан, - вспоминает Мариенгоф, - Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные, с отблеском меди, волосы, большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький, нежный рот ему улыбался. Айседора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она окунула руки в его кудри и сказала: "Angel!"...Поцеловала еще раз и сказала: "Tschort". В четвертом часу ночи Айседора и Есенин уехали".
Есенин переезжает в особняк на Пречистенке. С этого дня особняк Дункан становится главным прибежищем поэтов - эмажинистов. Позже, Айседора скажет, что три года, проведенные в России, не смотря на все невзгоды, были счастливейшими в ее жизни...
"Роман был ураганный и
столько же короткий, как идеалистический
коммунизм Дункан". До встречи
с поэтом Айседора пережила
трагедию. Двое ее маленьких детей
погибли в автомобильной
Именно материнской ласки ему и не хватало, и он искал ее во всех встреченных женщинах. Не случайно, все они были старше его. Разница в возрасте с Дункан была самой значительной-18 лет. Есенину-26,Айседоре-43.Есенин звал ее Изадора на ирландский манер, как называла она себя.
Танцы Айседоры сводили Есенина с ума. Особенно с шарфом. Без конца он просил ее танцевать для своих друзей. "Замечательно она с шарфом танцует!" - говорил Есенин поэту Геогию Иванову.
12 апреля 1922 года в Париже умерла
мать Айседора Дункан. Танцовщица
решила уехать из России на
время. К этому ее вынудило
безнадежное финансовое
Чтобы ускорить оформление документов, они решили зарегистрировать свой брак. Это произошло в Москве 2 мая 1922 года.10 мая они вылетели в Берлин. Новость о том, что Есенин и Айседора Дункан сочетались законным браком, переданная прессой на весь мир, ошеломила многих. Все выступления знаменитой пары широко освещались в газетах, обрастали слухами. Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей Европе и Америке будто слепой, ничего не желая знать и видеть.
Но что интересовало жадно - это судьба соотечественников, оказавшихся после революции на чужом берегу - без Родины.
Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе(поездка заняла 15 месяцев),а осенью разошлись.
Брак с Айседорой распался. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть Есенина, Дункан уехала из России. Дни Есенина были уже сочтены. Москва, Ленинград, гостиница "Англетер" - где они с Дункан провели медовый месяц.
После смерти Есенина Айседора прожила всего два года. Ее смерть в Ницце в 1927 году очень похожа на самоубийство - она погибла задушенная собственным шарфом, конец которого ветром на ходу попал в колесо. Юрий Анненков назвал ее смерть таинственной предопределенностью.
Поэт Георгий Иванов при известии о гибели Айседоры записал в дневнике: "Да. Бывают поэты странными пророками иногда... Как не согласиться - бывают..."
И разве не пророчество-эти стихи,написанные Есениным в Берлине 1923 года:
"...В роковом размахе
этих рук роковая беда..."
Есенин и Айседора, любовь и разрыв - и почти одновременная смерть.
"Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья
А нечаянно гибель нашел"
Результатом знакомства Есенина с А.Дункан и их путешествия по Европе стал цикл "Москва кабацкая". Можно взять из него любое стихотворение, например "Сыпь, гармоника. Скука... скука...". В нем сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодии стиха: