Биография и лирика Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, доклад

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна. Родился Есенин 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончил сельское училище, а затем школу в Спас-Клепиках. В 1912 году приехал в Москву и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.

Файлы: 1 файл

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь.docx

— 56.01 Кб (Скачать)

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок...

Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

Осенняя грусть овладевает поэтом, грустью  дышит и природа, оттеняя его  чувства и переживания:

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Но грусть - не постоянное чувство  поэта. Его не покидает вера и счастье, способность влюблено и изумлено восхищаться красотой родной природы:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Счастье героя неотделимо от судьбы Родины, России:

О верю,верю,счастье есть!

Еще и солнце не погасло...

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.

2."Но более всего любовь  к родному краю.

Меня томила, мучила и жгла".

Есенин в который раз пишет о своей страстной любви к Родине:

Я люблю Родину,

Я очень люблю Родину!

"Моя лирика, - не без гордости  говорил Есенин, - Жива одной большой  любовью, любовью к Родине, чувство  Родины - основное в моем творчестве". С болью пишет Есенин о тоске по родному дому в деревне, о том, что дом этот "без меня ссутулился" и что "на московских изогнутых улицах умереть, знать, судил, мне бог" ("Да! Теперь решено...",1922).

1923-1925 годы были годами творческой  зрелости поэта. Есенин публикует  подлинные шедевры поэзии тех  лет - "Песнь о великом походе", "Балладу о двадцати шести", "Поэму о 36","Русь советскую", поэму "Анна Снегина", стихи  "Капитан земли" и работает  над поэмой "Гуляй - поле".

В эти же годы он создает лирический цикл "Персидские напевы" и много  других удивительных по содержанию и  совершенных по форме лирических стихотворений.

Драматическая поэма "Пугачев" подготовила  Есенина к созданию произведений народного творчества, "Песнь..." посвящена описанию исторических событий  начиная с эпохи Петра, которая  осмысляется Есениным как эпоха  исторического взрыва, приведшего к  изменению жизни в России. Любовь к Родине в этих произведениях  приобретает новое качество.

События революции, гражданской войны  соотносятся поэтом с важнейшими событиями русской истории. Гражданская  война осмысляется как борьба народа с белогвардейцами и интервентами за власть, которая народу "очень  нравится".

"Песнь о великом походе" отражает героический подвиг  народа, разгромившего на полях  гражданской войны тех, кто  выступил против революции, против  молодой Советской Республики. Если "Песнь..." - это гимн народу, победившему врагов в годы  гражданской войны, то "Поэма  о 36"-это обращение к героям, шедшим на каторгу с ссылку во имя свободы еще задолго до ее наступления:

Их было тридцать

Что в гневной своей

Шесть... Тщете

Каждый из них 

К рыдающему в нищете

Сидел Большую любовь

За то, что был горд

Имел.

И смел.

1924-1925 годы отличаются в творчестве  Есенина соединением эпического  охвата действительности с глубоким  лирическим проникновением в  жизнь и человеческие отношения.  Вершиной творчества поэта явилась  поэма "Анна Снегина". Поэма  представляет до некоторой степени  итоговое произведение, в котором  Есенин отразил свои выстраданные  мысли о жизни народа, о революции,  свои философские раздумья о  жизни человека на земле и,  наконец, свое поистине святое  отношение к первой любви, которая  открывает перед человеком новые  миры и хранится в сердце  всю жизнь.

Действие поэмы начинается со временем февральской революции и заканчивается  рассказом о событиях гражданской  войны.

Главная тема - Октябрь и деревня. Наряду с судьбой деревни большую  роль в поэме занимает повествование  о судьбе самого рассказчика. Он был  участником мировой войны и воспринял  ее как трагическое народное бедствие:

Война мне всю душу изъела.

За чей- то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Война противоестественная человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских  позиций, считая прекрасной землю и  человека: война уничтожает это прекрасное:

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах,

И сколько зароют еще!

Есенин способен на большие человеческие чувства. Думая о своей юности, он вспоминает и свою первую любовь:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Пережив гибель мужа на войне, деревенские  неурядицы, Анна эмигрировала в Англию. И через долгие годы в письме она  признается в том, что ее не оставляют  мечты об ушедшей юности:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то льна страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

И если в начале рассказа о "девушке  в белой накидке", которая ласково  сказала "нет",говорится о неразделенной любви, в конце поэмы утверждается, что это прекрасное чувство было небезответным:

Мы все эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Среди стихотворений Есенина, созданных  в 20-е годы, выделяются стихи о  Родине: "Русь советская", "Русь уходящая", "Русь бесприютная". Поэт стремится осмыслить судьбу Родины послеоктябрьских лет, пишет  о героических страницах гражданской  войны, когда легендарными стали  битва за "крестьянский комсомол "поет" агитки Бедного Демьяна",пишет о беспризорных детях.

Стихотворение "Русь советская" заканчивается строчками, которые  утверждают связь творчества поэта  родной новой Россией:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Многие стихотворения Есенина  представляют поэтический, взволнованный  и искренний рассказ о своей  жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой землей: "Письмо к матери", "Письмо к женщине", "Письмо сестре", "Письмо деду", "мой путь", "Собаке Качалова" и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с родными близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об ушедшей молодости, о том , что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему дорог и мил.

Широкой известностью пользуется его "Письмо к матери", которое стало  народной песней. "Письмо деду" свидетельствует  о любви поэта к родине, к  деду, у которого он жил в детстве. Недавно Есенин писал о состоянии  тонконогого жеребенка с паровозом, а в этом стихотворении, убеждая  деда сесть в поезд, он слагает  гимн паровозу: "Ах, что за лошадь, что за лошадь-паровоз". И далее:

И ты, старик,

Когда-нибудь поймешь,

Что даже лучшую

Впрягай в сани лошадь,

В далекий край

Лишь кости привезешь.

Стихотворение "Письмо к женщине" - взволнованный рассказ о времени, когда все кипело в стране. Обращаясь  к любимой, поэт объясняет свое состояние  в те годы грандиозными событиями  на родине:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму-

Куда несет нас рок событий.

Поэт философски объясняя происходящее:

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Это стихотворения свидетельствуют  о том, что поэт включается в новую  жизнь и верит, что он сумеет сказать  слово о современности. Эта мысль  характерна для стихотворения "Мой  путь". Оно перекликается со вступлением  в поэму "Во весь голос" В.Маяковского, где поэт тоже рассказывает "О времени и о себе". Есенин, как и Маяковский, пишет: "Стихи мои, расскажите про жизнь мою".

Поэт полон веры в то, "чтоб озорливая душа уже по зрелому запела". Он надеется, что "иная жизнь села меня заполнит новой силой".

1924-1925 - период творческого взлета  Есенина. Они были так же  для него плодотворны как болдинская  осень для Пушкина. За то  время Есенин создал большое  количество произведений разных  жанров: поэмы, баллады, стихотворения.  Лирические стихотворения этих  лет отличаются философской глубиной, искренностью. В них отчетливо  звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о  быстротекущей жизни, о своем  скромном "уходе". В то же  время Есенин далек от пессимизма - он благословляет жизнь и  выражает веру в ее вечное  движение, говорит о бесконечной  любви к людям, "что живут  со мною на земле".

В стихотворении "не жалею, не зову, не плачу..." . Есенин заключает:

"Будь же ты вовек благословенно,  что пришло процвесть и умереть". Поэт надеется, что в будущем его песни вспомнят новые поколения? "И, песне внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть может, вспомнит обо мне, как о цветке неповторимом".

В последний период творчества Есенин, по - прежнему, выражает чувство огромной любви к местам, где он родился, где прошло его детство. Он пишет о том, что "милый край" изменился, изменилась жизнь и сознание людей. Все, что связано с началом жизни, с родными и близкими, становится близким и дорогим для поэта. Обращаясь к сестре в стихотворении "ты запой мне ту песню, что прежде...", поэт утверждает:

Ты мне пой. Ведь моя отрада-

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин...

Есенин часто использует прием  психологического параллелизма- картины  природы оттеняют человеческие чувства  и переживания:

Плачет метель, как цыганская  скрипка.

милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда:

Много не нужно и много не надо.

В лирических стихотворениях, в описаниях  природы у Есенина чувствуется  тесная связь с народной поэзией, особенно с песней. Поэтому многие стихи Есенина положены на музыку в народе ("Клен ты мой, опавший...", "Слышишь - мчатся сани...", "Над окошком- месяц, под окошком - ветер...", "не жалею, не зову, не плачу...").

Мастерство и зрелость Есенина  связаны с его преклонением перед  русской и мировой классикой, с его стремлением следовать  классическим образцам в своей поэзии. Его любимым поэтом становится Пушкин, волнует восточная лирика. Поэт мечтает о поездке в Персию. К ней он тщательно готовится - не только читает классиков Востока Саади, Фирдоуси, но и создает цикл "Персидские мотивы",который был новаторским в развитии русской поэзии 20-х годов. Этот цикл свидетельствует об умении поэта овладевать образцами восточной лирики , сохранив самобытность русского поэта.

Отдавая должное Востоку-красоте  девушек, чайным розам, которые тихо "бегут по полям", чайхане и  чайханщику, который угощает чаем, жизнь и нравы этой далекой поэт оценивает, руководствуясь новыми взглядами раскрепощенной России:

Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак,

Поцелуями учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк.

Он пишет о том, что ему  нравится, что персияне "держат женщин и девок под чадрой", поэтому так проникновенно звучат его слова, обращенные к персиянке:

Дорогая, с чадрой не дружись,

Заучи эту заповедь вкратце,

Ведь и так коротка наша жизнь,

Мало счастьем дано любоваться

В то же время в стихотворениях ярко выражены идеи патриотизма. Поэт никогда не забывает, что сын Родины и своего народа. Он замечает, что  в России он "известный,признанный поэт" и что у него "в душе звенит тальянка".

В стихотворении "Шаганэ, ты моя, Шаганэ..." поэт вспоминает "рязанские раздолья", которые для него красивее, чем Шираз,"волнистую рожь при луне", он готов "рассказать...поле",с которым у него кровная связь, ибо:

Эти волосы взял у ржи,

Если хочешь на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты могла догадаться.

Вспоминает поэт и о девушке  на севере, которая, "может, думает обо  мне". В цикле много философских  размышлений о любви, жизни, человеческих чувствах. Часто слова поэта о  любви звучат афористично:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

От любви не требуют поруки,

с нею знают радость и беду.

Будучи русским поэтом, Есенин никогда  не замыкался в национальные рамки. Он преклонялся перед образцами  классической и мировой поэзии, отдал  дань своего искреннего уважения другим поэтам. Во время пребывания на Кавказе - в Баку, Грузии - Есенин воспел эти  края, их народ, поэзию:

Здесь Пушкин в чувствительном огне

Слагал душой своей опальной:

"не пой, красавица, при  мне

Ты песмен Грузии печальной".

И Лермонтов, тоску леча,

Нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича

Давал сестру заместо злата.

И Грибоедов здесь зарыт,

как наша дань персидской хмари,

К подножии большой горы

Он спит под плач зурны и тари.

Есенин прожил всего 30 лет, но он создавал подлинные шедевры русской поэзии, выразил тревожные раздумья современника о настоящем и будущем Родины. Сила его творчества не только в  том, что оно отразило настоящее, но и в том, что оно было устремлено в будущее. Он передал веру в человека, воспел красоту родной природы, призывал любить все живое на земле.

Стихи Есенина отличаются глубокой проникновенностью, философичностью  и той искренней сердечностью, которая сближает человеческий мир  с природой, со всеми, кто живет  на земле.

Поэзия Есенина получила международное  признание. Уже в 20-30-е годы его  произведения переводились на многие иностранные языки: английский, немецкий, чешский, польский, итальянский, болгарский, финский. Особенно популярна поэзия Есенина была в славянских странах - Болгарии, Польше, Чехословакии.

Поэзия Есенина давно перешагнула  национальные рамки и стала достоянием всей многонациональной поэзии. Его  народность, близость к устному поэтическому творчеству стремление проникнуть в  глубину совершившихся событий, пламенная любовь к своему народу, сыном которого он себя чувствовал, необыкновенная лиричность и поэтичность  всего созданного оказали воздействие  на многих поэтов.

Информация о работе Биография и лирика Есенина