Биография Алексея Федоровича Мерзлякова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

С позиции вкуса анализирует Мерзляков литературные произведения в своих лекциях по российской словесности и в литературно-критических статьях. Он оценивает произведения Ломоносова, Сумарокова, Державина и других отечественных поэтов почти независимо от требований классической поэтики. В практике преподавания А.Ф. Мерзлякова в центре внимания находится текст литературного произведения, его выразительное чтение и критический разбор, образцы которого предлагает преподаватель. При этом поощряются самостоятельные литературные и критические опыты учащихся.

Оглавление

Биография Алексея Федоровича Мерзлякова……………………………….2
Литературная деятельность. Основной вклад……………………………….6
Краткое описание труда Мерзлякова "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических"…………………...10
Список литературы…………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

 

§ 4. Смысл, есть чувство, и выражение этих составляют сущность речи, и должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То, и другое как материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не простирает своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и грамматике. Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она учит мысли, правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной представляет в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.

 

§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и  прозу, а другие одну прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от существования различия предметов и цели, которые предполагают себе оратор и стихотворец; одного – намерение научить, а другой имеет в виду особенно – удовольствия.

 

§ 6. Есть люди, которые отличаются каким-то природным красноречием; они  никогда не учились правилам риторики , но, имея здравый рассудок, живое чувство, вкус и легкость в языке, выражают свои чувства и мысли ясно и в таком порядке который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от природы, частью, воспитанием, обращением и чтением образованная способность обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства, и сама приобретает посредством правил новый блеск, силу и совершенство.

От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел предмет  своей речи, чтоб он каждую минуту обладал  самим собой, чтоб сам был уверен в причинах и доказательствах, которые  предлагает другим, и чтоб, наконец, которую намерен возбудить в  сердце читателя.

 

§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на его существо и цель. Ни одна наука  не имеет столь великого влияния  на душевные наши силы, как изящное  искусство, красноречие пленяет  наши сердца и воспламеняет воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных своих предметах  и всем вообще наукам доставляет новые  достоинства и прелести. Посредством  его не только мысли и познания, но самые чувства, склонности и страсти  людей, нам неизвестных, отдаленных от нас веками становятся нашими собственными, современными. Оно научает нас  избирать предметы, разбирать их и  описывать прилично, порядочно и  связно; оно дает самой истине большую силу убедительности и самым страстям больше выражения и трогательности; оно образует наши нравы.

 

§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и вредное, когда оставляет благородную цель свою, т.е. когда оно устремлено, будет не к выгодам истины и добродетели, но к распространению заблуждения и пороков когда оно решится защищать правила и мнения, противные чистой нравственности, если будет одевать предметы, сами по себе пагубные и соблазнительные, в одежду приятную и благовидную, чтобы заманить в свои сети неопытный и ослепленный ум читателя или слушателя. Итак, не красноречие, но его употребление навлекло на себя справедливые укоризны в древности и в новейшие времена; злоупотребление всегда будет порицаема между тем как наука беспрестанно шлет в новом немерцающем свете.

 

§ 9. Для образования оратора  не достаточно одних правил риторики. Но нужно познакомиться с произведениями, как древними, так и новейшими  произведениями. Внимательное изучение подвигает нас к благородному стремлению к подражанию. Т.е. через непрерывное изучение, упражнение в красноречии мы большие силы вернейшее чувство изящного и доброго и быстрейший взор для отличия погрешностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. http://az.lib.ru/m/merzljakow_a_f/

Мерзляков Алексей Федорович: Собрание сочинений

  1. http://www.portal-slovo.ru/philology/1789.php

Образовательный портал СЛОВО

  1. http://www.portal-slovo.ru/philology/37058.php
  2. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/2_3.html  
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. 
    Методика преподавания литературы
  3. http://www.lit-mp.ru/index.html

"Методика преподавания  литературы"

  1. http://ru.wikisource.org/wiki/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 


Информация о работе Биография Алексея Федоровича Мерзлякова