Русская философия. Алексей Федорович Лосев

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Родился в семье донского казака. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы.

Оглавление

1 БИОГРАФИЯ……………………………………………………………………3
2НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ф.ЛОСЕВА…………………………6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..11

Файлы: 1 файл

лосев.docx

— 26.32 Кб (Скачать)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Национальный  исследовательский университет)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

«Русская философия. Алексей Федорович Лосев»

 

 

 

                                                     Автор работы:

                                                     студентка группы 280 Кучина Е.А.

                                                     Проверила: Чувакина И.В.

                                                     Реферат защищен 

                                                     с оценкой _____________(прописью)

                            

 

                                                        

 

 

 

 

г.Челябинск, 2012-13 уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 БИОГРАФИЯ……………………………………………………………………3

2НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ф.ЛОСЕВА…………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..11

 

1 БИОГРАФИЯ

 

Родился в семье донского казака. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии  и классической филологии. Сблизился  со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая  Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Резкий перелом в его  жизни вызвало написание книги  «Диалектика мифа» (1930), где он открыто  отвергал марксизм и официальную  философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован  в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал  наказание на строительстве Беломорско-Балтийского  канала, почти полностью потерял  зрение, лишь частично восстановив  с годами возможность видеть. Благодаря  ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и  его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.

Поскольку философию ему  преподавать не разрешалось, он занимал  должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил  разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной  академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, А. Ф. Лосев  внёс большой вклад в развитие философии музыки.

По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды  заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист».

В 1929 году вместе с женой  Валентиной Михайловной Лосевой  тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли  монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в  ХХ веке. Из монашеского облачения  носил только скуфью — шапочку  на голове.

Лосев стал сторонником (вслед  за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под  видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли  под диалектику марксизма, снабжая  философско-богословские изыскания  цитатами из Маркса и Ленина.

Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно  уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и  историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в  виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего.

После смерти Сталина у  Лосева опять появилась возможность  публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Д. С. Лихачёв сделал для древнерусской  культуры. Год за годом и том  за томом выходили новые книги  по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической  апофатики Плотина и неоплатоников. Лосев писал также монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди  интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели  искусства. Среди исследователей более  старшего поколения с Лосевым  во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги  сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних  уголках страны. Правительство вело двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного.

В 1980-х годах тяжело больной  Лосев уже открыто говорил  ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Лосев — автор переводов  Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был  редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

А. Ф. Лосев был практически  слепым и различал только свет и  тьму. Наряду с другими учёными  он является примером того, как при  глубоких нарушениях зрения можно достичь  выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной  библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Скончался 24 мая 1988. Похоронен  на Ваганьковском кладбище.

 

2НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ А.Ф.ЛОСЕВА

 

В работах 1920-х годов стремился  построить методами диалектики универсальные  модели бытия и мышления («Философия имени», 1927; «Античный космос и современная  наука», 1927; «Диалектика мифа», 1930), а  также художественного творчества («Диалектика художественной формы», 1927; «Музыка как предмет логики», 1927).

Для поздних его работ  характерно стремление к широким  философско-историческим и социологическим  обобщениям, сочетающимся с филологической скрупулёзностью в отношении  к каждому слову и понятию.

 А.Ф. Лосев является  создателем самостоятельной философской  системы - абсолютной диалектики. Определитель «абсолютная» указывает  на всеохватывающий, полный характер  такой диалектики. В абсолютной  диалектике, если мыслится разумное, надо мыслить и сверхразумное,  если есть логичное, надо мыслить  и сверхлогичное. Абсолютная Личность, Сверхум, Сверхлогика выводятся  путем диалектических рассуждений:  диалектика  требует, чтобы было  не только «рождающее и рожденное», но и «рождающее, но не рожденное». Понятие Бога, Абсолютной Личности, таким образом, выводится средствами  диалектики.

Так называемая относительная  диалектика, применяя определенные законы диалектического рассуждения, другие диалектические законы игнорировала. Такая диалектика, как правило, обслуживает  чьи-то интересы, она не беспристрастна, поэтому  рассуждает теми средствами, которые позволяют мыслить в  «нужном» направлении. В средние  века философия была «служанкой богословия», в период расцвета коммунистических идей – «служанкой атеизма и научного коммунизма». По этой же причине марксистско-ленинская  диалектика преподносила гегелевский  «закон единства и борьбы противоположностей»  как самый главный, в то же время  «закон единства и гармонии противоположностей» (Демокрит) не использовала вовсе. Последний  не согласовался с  провозглашаемыми идеологемами.

В книге «Диалектика мифа» (1930) А.Ф. Лосев открыто отвергал марксизм и официальную философию —  диалектический материализм. Понятно, что для власть предержащих этого  было достаточно, чтобы подвергнуть  философа травле. За долгую жизнь Алексею  Федоровичу довелось перенести и аресты, и тюрьму, и практически полную потерю зрения во время отбывания наказания. Работы А.Ф. Лосева тоже пострадали. Он написал намного больше, чем то, что смогло дойти до читателя.

А.Ф. Лосев был философом  имени, числа, мифа. Будучи в тюрьме, Алексей Федорович привел в «стройную  диалектическую систему» теорию аналитических  функций. Математика была «любимейшей» из наук. Она представляет интерес  для Лосева и в связи с астрономией  и музыкой. Его интересует «музыка  как предмет логики». При этом он придерживается принципа независимости  феномена музыки от физических и психофизических  явлений, его интересует эйдос и  логос музыки, которые он, в свою очередь, кратко определяет так: «эйдос – сущность предмета», «логос –  сущность эйдоса». А.Ф. Лосев пытается прояснить самые глубины музыки как высшего откровения в философии. Чисто музыкальное бытие –  это слияние противоположностей, данное как длительно изменчивое настоящее. Музыка «изображает не предметы, но их сущность». Музыка противоположна науке: «мир – музыка, а наука  – его накипь и случайное проявление». Переживать музыку значит вечно стремиться к идее и не достигать ее. Тем  не менее музыка тесно связана  с числом: «музыка есть чисто алогически выраженная предметность жизни чисел...» (А.Ф. Лосев «Основной вопрос философии  музыки»).

Как пишет А.А. Тахо-Годи (А.А. Тахо-Годи «Алексей Федорович Лосев»), А.Ф. Лосев был и «философом Ума, причем Ума светоносного... Он сознавал себя мыслителем и не мог «жить  без мысли и без умственного  творчества»... Будучи человеком православным, он и в религии был «апологетом  ума». В конце статьи приводится две строфы из стихотворения А.Ф. Лосева, в котором он выразил, по его словам, «славословие разуму»:

Ум не рассудок, не скелет

Сознанья, духа и природы.

Ум – средоточие свободы,

Сердечных таинств ясный  свет.

Ум – вечно юная весна.

Он – утро новых откровений,

Игра бессменных удивлений,

Ум не стареет никогда.            12.12.1941

Дианализ как система  понятий и концепций построена  на основе абсолютной диалектики А.Ф. Лосева. Следует заметить, что законченного изложения абсолютной диалектики А.Ф. Лосев не оставил. Автор дианализа  сумел поднять огромный интеллектуальный пласт, чтобы «проникнуть в интеллектуальную и духовную атмосферу этой диалектики» (В.Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология  дианалитической терапии и консультирования»). То понимание абсолютной диалектики, которое предлагается здесь, основано на результатах «вчитывания» и «интеллектуальной  медитации» в лосевские тексты В.Ю. Завьялова. Положения абсолютной диалектики легли в основу логической проверки и упорядочивания форм помощи, размысливания  и наполнения выверенным содержанием  принципов помощи. Пентада абсолютной диалектики является основным логическим инструментом дианализа. Формирование «пентадного мышления» является необходимым условием формирования дианалитика.

Пентада – это пять моментов зрелой мысли. Мысля предмет во всех этих моментах, мы ничего не упускаем в  нем. Чтобы мыслить подобным образом, нужно предмет мысли предать  пятиступенчатой огранке, мыслить  его как:

Одно: «взятое сердцем»: без  определений, без познания.

Многое: нечто определенное, взятое в своих четких границах и  ограничениях. 

Становление: нечто постоянно  меняющееся, развивающееся, становящееся другим, но остающееся тем же самым.

Ставшее: нечто воплотившееся  в тело, материю, ставшее фактом, наличностью.

Нестановящееся: нечто никогда  не становящееся, а пребывающее в  своей потенции, как замысел или  символ.

Пентадный принцип организации  мысли дает возможность видеть предмет  полно, без «урезания» сути. Полное же видение всегда противоречиво. Противоречия не должны отпугивать зрело мыслящего  человека. Обнаружение их в исследуемом  предмете – показатель полноты видения. При обретении необходимого интеллектуального  навыка «пентадно мыслящий» способен находить условия, контексты, в которых  противоположности как бы примиряются. «Как бы» потому, что на самом деле противоположности не могут быть полностью примирены, они могут  быть синтезированы только «локально», временно: как день и ночь, являясь взаимоисключающими, «нетерпимыми» друг к другу, примиряются утром и вечером. Пентадное мышление предполагает не только витание в облаках смысла, но и обязательное «заземление». Организованное мышление должно найти воплощение смысла в чем-то материальном, «телесном», в факте. Но и на факте нельзя останавливаться. Нужно видеть потенциал дальнейшего становления, мечту, «персональный миф», которые не воплотились в факте. При этом необходимо четко отделять ставшее, фактическое, от нестановящегося. 

Для построения постулатов и универсальных принципов дианализа  интеллектуальной, философской почвой являются  12 синтезов антиномий (А.Ф. Лосев «Диалектика мифа»):

Личность – синтез «субъекта» и «объекта».

Субстанция – синтез «идеи» и «материи».

Творчество – синтез «сознания» и «бытия».

Символ – синтез «сущности» и явления».

Жизнь – синтез «души» и  «тела».

Религия (церковь) – синтез «индивидуализма» и «социализма».

Чувство – синтез «свободы»  и «необходимости».

Актуальная бесконечность  – синтез «бесконечного» и «конечного».

Фигурность абсолютного  – синтез «абсолютного» и «относительного».

Фигурность вечности –  синтез «вечного» и «временного».

Организм – синтез «целого» и «части».

Сущее – синтез «одного» и «многого».

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, философская система  А.Ф. Лосева является надежным философским  фундаментом дианализа, задавая  направление разработки постулатов, принципов, логическую организацию  форм работы. Построение системы психотерапевтической и консультационной помощи на базисе абсолютной диалектики гарантирует  этой системе осмысленную жизнь, постоянное развитие и достойные  результаты, что и подтверждается пока небольшой, но заметной жизнью дианализа. Этот метод живой и развивающийся: примерно раз в год происходит обновление дианализа: он, оставаясь  самим собой, продолжает становление, меняется, и есть основания полагать, что к лучшему. 

Информация о работе Русская философия. Алексей Федорович Лосев