Биография Алексея Федоровича Мерзлякова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

С позиции вкуса анализирует Мерзляков литературные произведения в своих лекциях по российской словесности и в литературно-критических статьях. Он оценивает произведения Ломоносова, Сумарокова, Державина и других отечественных поэтов почти независимо от требований классической поэтики. В практике преподавания А.Ф. Мерзлякова в центре внимания находится текст литературного произведения, его выразительное чтение и критический разбор, образцы которого предлагает преподаватель. При этом поощряются самостоятельные литературные и критические опыты учащихся.

Оглавление

Биография Алексея Федоровича Мерзлякова……………………………….2
Литературная деятельность. Основной вклад……………………………….6
Краткое описание труда Мерзлякова "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических"…………………...10
Список литературы…………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

План:

  1. Биография Алексея Федоровича Мерзлякова……………………………….2
  2. Литературная деятельность. Основной вклад……………………………….6
  3. Краткое описание труда Мерзлякова "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических"…………………...10
  4. Список литературы…………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Алексея  Федоровича Мерзлякова

Алексей Федорович Мерзляков является автором наиболее известных учебников по риторике и поэтике начала XIX в. "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" Мерзлякова несмотря на подзаголовок, отнюдь не перегруженный правилами, стал серьезным шагом к преодолению схоластики. Элементы исторического подхода присутствуют и в учебнике Мерзлякова "Кратком начертании теории изящной словесности". С позиции вкуса анализирует Мерзляков литературные произведения в своих лекциях по российской словесности и в литературно-критических статьях. Он оценивает произведения Ломоносова, Сумарокова, Державина и других отечественных поэтов почти независимо от требований классической поэтики. В практике преподавания А.Ф. Мерзлякова в центре внимания находится текст литературного произведения, его выразительное чтение и критический разбор, образцы которого предлагает преподаватель. При этом поощряются самостоятельные литературные и критические опыты учащихся.

Родился в весьма небогатой купеческой семье. Отец его Фёдор Алексеевич научил сына только читать и писать. Особенную охоту к учению и  отличные способности в мальчике первым заметил его дядя Алексей  Алексеевич Мерзляков, служивший правителем канцелярии при тогдашнем генерал-губернаторе Пермской и Тобольской губерний А. А. Волкове. Он уговорил, хотя и не без труда, отпустить мальчика в Пермь.

При открытии в Перми народных училищ директор их И. И. Панаев принял в своё заведывание пермское народное училище. Посетив однажды вечером А. А. Мерзлякова, он случайно завёл разговор с 14-летним худо одетым его племянником, принёсшим чайник (А. А. Мерзляков был небогатый человек, и племянник исполнял у него роль слуги). Ответы мальчика понравились Панаеву, и он, сделав дяде выговор за пренебрежение воспитанием племянника, на другой же день записал Алексея в училище и стал следить за его успехами.

Спустя год Мерзляков принёс ему своё стихотворение «Ода на заключение мира со шведами», которая Панаевым была представлена Волкову, а им отправлена главному начальнику народных училищ П. В. Завадовскому; тот поднёс её императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при Академии журнале и повелела, чтобы Мерзляков по окончании курса наук в училище был отправлен для продолжения образования в Петербург или Москву.

В 1793 году Мерзляков прибыл в Москву и был препоручен куратору Московского университета М. М. Хераскову; после окончания университетской гимназии стал студентом университета. В 1798 году из студентов переименован был в бакалавры, в 1799 году первенствовал в печатном списке казённокоштных студентов и получил золотую медаль.

В это время он сблизился с В. А. Жуковским и принимал участие в литературном собрании, которое было основано Жуковским при университетском благородном пансионе. По выходе Жуковского из пансиона учреждено было новое «Дружеское литературное общество», правила которого были подписаны основателями 12 января 1801 года. Эти дружеские общества соединяли тогда юношество университета и пансиона.

В 1804 году Мерзляков занял (и занимал до самой своей смерти) кафедру российского красноречия и поэзии; с 1817 по 1818 год был деканом словесного отделения, с 1821 по 1828 год был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете от основания его и временным его председателем. Не проходило ни одного собрания, в котором он не читал бы своих стихов или прозы; кроме того, он был также действительным членом Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал его в свои почётные члены. В 1818, 1820—1826 годах профессор Мерзляков служилцензором в Московском цензурном комитете.

В 1812 году Мерзляков открыл публичный курс словесности. Беседы его, прерванные нашествием Наполеона, возобновились в 1816 году. Особенной их целью было принести пользу тем молодым людям, которые по любви к словесности хотели бы познакомиться с нею, но которым служебные обязанности или другие занятия не дозволяли посещать университет. В первый курс (10 бесед) Мерзляков рассмотрел общие правила красноречия и поэзии и особенные правила разных родов сочинений; во второй (24 беседы) представил разборы известнейших русских стихотворцев, преимущественно ломоносовского периода. Чтения имели большой успех. Их посещали не одни только молодые любители словесности, но и знатнейшие особы столицы, видные литераторы, дамы.

В 1815 году Мерзляков женился на Любови Васильевне Смирновой. В супружестве прожил 15 лет, будучи примерным супругом и отцом четверых детей.

В бытность профессором Московского  университета читал курсы лекций по эстетике в духе классицизма, при этом пользовался большой популярностью среди студентов. Преподавал также в Благородном пансионе при Московском университете, где в 1828—1830 годах учился М. Ю. Лермонтов, которому Мерзляков давал также и частные уроки на дому. По мнению П. А. Висковатова, Мерзляков оказал очень сильное влияние на мировоззрение М. Ю. Лермонтова.

Мерзляков тяжело и изнурительно болел. В 26 июля 1830 года на празднестве 75-летнего юбилея Московского университета он, уже больной и слабый, читал свои стихи «Юбилей», а ровно через месяц, 26 июля, скончался на своей даче в Сокольниках; 29 июля тело его предано было земле на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературная  деятельность. Основной вклад

А.Ф.Мерзляков был профессором Московского университета и занимал кафедру российского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг. Его “Краткая риторика” выдержала 4 стереотипических издания с 1809 по 1828 гг. Влиятельность “Риторики” Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии: 1. письма; 2. диалоги; 3. учебные сочинения; 4. история (характеры, биография, романы, подлинная история); 5. речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).  

А.Ф. Мерзляков был блестящим литературным критиком и неплохим поэтом. С 1803 по 1810 гг. он создал цикл песен, пользовавшихся большим успехом у современников.

Объяснение риторики и красноречия  осуществлено А.Ф. Мерзляковым вполне в соответствии с ломоносовскими традициями: “Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие... есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики - правила, служащие к образованию оратора».

Другое значение слова риторика - “теория прозаических сочинений”, не ограничивающаяся “убеждением и  доказательствами”; наконец, риторика - наука научать наш разум и занимать воображение, или трогать сердце и действовать на волю”.

Непоследовательность взглядов А.Ф.Мерзлякова, впрочем, выразилась в том, что риторика, “не простирает своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и грамматике”. Отношения с логикой и грамматикой проясняются далее: риторика “более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она учит мысли, правильно обдуманные и по правилам грамматики выраженные, представлять в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия”.

В системе терминов А.Ф.Мерзлякова отсутствует “словесность” - к этому понятию, видимо, ближе всего “речи”, определением которых начат учебник: “Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствований, расположенное в определенном порядке и связи”. При этом не вполне ясно, что такое “язык”, когда Мерзляков пишет: “Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом языка в пространном смысле надо понимать все правила речи...” Если язык - это не “искусственная” (искусная) речь, то есть необработанная речь, то почему язык вбирает “все правила речи”? В то же время дальнейшее рассуждение предлагает ясно “три особенные науки”, представляющие правила речи: “логику, или диалектику, которая учит думать, рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно; грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей; и риторику, которая подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи, сообразно с видами каждого особенного рода прозаических сочинений”.   

Возможно, постановка логики на первое место в данном перечислении неслучайна: логическое обоснование законов  мышления предшествует многим риторикам  в русской традиции. Можно говорить и о том, что логика речи в известной мере замещает раздел “изобретение речи”, поскольку показывает способы создания содержания речи.   

Единственное встретившееся объяснение “науки словесности” в ее делении  на “искусство прозаическое и стихотворное”  синонимично красноречию, под коим понимают одни “поэзию и прозу”, другие - только “прозу”.  

Таким образом, при определенной терминологической  непоследовательности можно говорить о следующих значениях “риторики, красноречия, словесности” у А.Ф. Мерзлякова: 1) риторика - это наука, правила; красноречие - искусство, способность; 2) при том, что логика занимается мыслями, грамматика - словами, риторика - служит красоте  и стройности, изящному представлению  мыслей и слов, стремится убедить, доказать, научить разум, занять воображение, тронуть сердце (определения А.Ф. Мерзлякова); 3) словесность представлена в двух значениях: “искусство” и “совокупность текстов”; 4)красноречие как искусство необходимо “всем наукам», среди которых «ни одна … не имеет столь великого влияния на наши душевные силы”.   

В «Краткой риторике» А.Ф. Мерзлякова отсутствует учение об изобретении: его “всеобщая теория прозаических сочинений” (глава 1-я) явилась лишь разработкой “правил хорошего слога”. Последующие главы стали анализом “особенных родов сочинений” и  в основном явились анализом стилистических правил “писем” (2-я глава), “разговоров” (3-я), “рассуждений или учебных книг” (4-я), “истории” (5-я) и “речей” (6-я). Анализ терминологии А.Ф. Мерзлякова показывает, что он мастерски пользуется определениями  стиля каждого рода сочинений. Рассматривая учение о “рассуждении”, имеющем  целью “доказательство истины данного  предложения”, А.Ф. Мерзляков повторяет мысли М.М. Сперанского: “лучшие и сильнейшие доказательства суть те, которые почерпаются из самого существа и свойств доказываемой вещи” [Мерзляков 1828: 62]. “Источникам доводов”, несмотря на их “многоразличие”, выносится суровый приговор: “правила” общих мест (“система изобретения”, “более вредны, нежели полезны”.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое описание труда Мерзлякова "Краткая  риторика, или Правила, относящиеся  ко всем родам сочинений прозаических"

§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение  наших мыслей и чувствования, расположенное  в некотором определенном порядке и связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом языка в пространном смысле понимать надо все правила речи, составляющие, теперь три особенные науки: логику, илидиалектику, которая учит думать, рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно; грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей. И риторику, которая подает правила и последовательному и точному изложению мыслей, и изящному и пленительному расположению частей речи сообразно с видами каждого особенного рода прозаических сочинений.

 

§ 2. Итак, риторика, принятая во всем ее пространстве, заключается в себе полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем, есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно и ясно, сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно - искусство оратора, а под именем риторики – правила, служащие и образованию ораторов. Теория прочих прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики.

 

§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических сочинений не ограничивается убеждением и доказательствами. В  противность древним и некоторым  новейшим учителям мы понимаем под  этим словом науку научать наш разум или трогать сердце и действовать на волю. Итак, искусство научать, занимать, трогать, доказывать составляет предмет всякого прозаического писателя.

Информация о работе Биография Алексея Федоровича Мерзлякова