Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:25, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать присутствие автора и героя в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети», а так же рассмотрение отношений автора и героя.
Задачами работы являются изучение теоретического материала, а так же использование его в практической части:
изучить теоретический материал по данной проблеме;
определить роль автора в романе;
выявить сходное и различное между автором и героями;
определить степень присутствия автора в романе и дать характеристику основным героям произведения.
Введение, где указаны актуальность, новизна, цель, и задачи, а также объект и предмет исследования.
В первом разделе приводятся такие понятия, как автор и герой литературного произведения, автор, как создатель произведения (объекта исследования), а также отношения автора и героя в литературном произведении.
Во втором разделе рассматриваются образы автора и героя в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети», а также отношения автора и героя непосредственно в произведении.
В заключении обобщается весь исследуемый материал и делаются соответствующие выводы.
«Автор
и герой в романе Людмилы Улицкой
Медея и ее дети»
Чигидина Н. А.
студентка 2 курса группы РБ
факультет славянской филологии и журналистики
Таврический
Национальный университет им. В. И. Вернадского
План-проспект.
Актуальность работы заключается в том, что увидеть присутствие автора и понять его отношение к герою – является одной из главных проблем при изучении художественного произведения. В данной работе – попытка раскрытия этой проблемы.
Новизна данной работы и ее оригинальность заключается в выборе предмета исследования – романа Л.Улицкой «Медея и ее дети», а так же понятия особенностей данного художественного произведения.
Цель данной работы – проанализировать присутствие автора и героя в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети», а так же рассмотрение отношений автора и героя.
Задачами работы являются изучение теоретического материала, а так же использование его в практической части:
Объектом исследования курсовой работы было выбрано художественное произведение, которое является функциональной системой, строение которой обусловлено целями и задачами автора.
Предметом исследования данной курсовой работы является роман Л.Улицкой «Медея и ее дети».
Раздел 1.
«Автор (от лат. аu(c)tor – виновник, основатель, учредитель, сочинитель) – одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.
В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.
Автор в первом значении – писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность – словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста» [1, с.11].
«Литерату́рный геро́й — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы. Другое название литературного героя — протагонист» [7].
Автором данного романа «Медея
и ее дети» является Людмила
Евгеньевна Улицкая,
Также в работе говорится об отношениях автора и героя литературного произведения.
«Архитектонически устойчивое и динамически живое отношение автора к герою должно быть понято как в своей общей принципиальной основе, так и в тех разнообразных индивидуальных особенностях, которые оно принимает у того или другого автора в том или другом произведении» [15].
Автор и герой любого
Связь автора и героя
Раздел 2.
2.1 Во втором разделе – рассмотрение образов автора и героя в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети», а также отношения автора и героя непосредственно в произведении.
В романе «Медея и ее дети»
Л. Улицкой автор постоянно
присутствует в произведении. Его
присутствие чувствуется,
Не известно, видел ли сам автор
происходившие события,
Герои романа «Медея и ее дети» очень разнообразны. У каждого – свой характер, свои цели в жизни, свой взгляд на мир.
К каждому из героев у Улицкой свое отношение, но ни одного она не оставляет без внимания, каждому выделяется своя часть в романе.
Герои романа – это многочисленные племянники Медеи (их было около тридцати), так называемые ее «дети», их дети, мужья и жены, знакомые и друзья, и, конечно же, главная героиня – Медея Мендес, урожденная Синопли. Медея наблюдает за всеми изменениями, происходящими в жизни ее родных и в окружающей ее природе: «Сезонными наплывами родни Медея не тяготилась, как не тяготилась и своим осеннее-зимним одиночеством. Первые племянники приезжали обыкновенно в конце апреля, когда после февральских дождей и мартовских ветров появлялась из-под земли крымская весна в лиловом цветении глициний, розовых тамарисков и китайски желтого дрока» [3, с. 16-17].
В романе постоянно
У Улицкой нет глупых или
неумных героев: у каждого свое
мировоззрение, мысли, чувства,
Автор очень детально описывает своих
героев, чтобы показать, что они из себя
представляют, каков их внутренний мир,
их состояние: «Он стоял в дверном проеме,
всегдашний ангел, в темно-красном, мрачном,
лицо его было неясным, но глаза густо
синели, как из прорезей театральной маски»
[3, с. 570].
Заключение.
«Слово «автор» (от лат. Auctor – субъект действия, основатель, устроитель, и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И, наконец, в третьих (что для нас сейчас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как в целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и его явления), их осмысливает и оценивает, а также демонстрирует свою творческую энергию. Всем этим он проявляет себя в качестве субъекта художественной деятельности» [5, с. 61].
«В художественном мире творения героем называется всякое лицо, наделенное внешностью и внутренним содержанием. Это не пассивный наблюдатель, но актант, реально действующее в произведении лицо (в переводе с латинского «актант» означает «действующий»). Герой в произведении обязательно что-то созидает, кого-то защищает. Главная задача героя на этом уровне - это освоение и преображение поэтической реальности, построение художественного смысла» [10].
«Архитектонически устойчивое и динамически живое отношение автора к герою должно быть понято как в своей общей принципиальной основе, так и в тех разнообразных индивидуальных особенностях, которые оно принимает у того или другого автора в том или другом произведении» [15].
После овладения теорией,
связанной с такими понятиями как автор и герой, был изучен роман и выявлены образы автора и героя непосредственно в художественном тексте.
В романе «Медея и ее дети» Л. Улицкой автор постоянно присутствует в произведении. Его присутствие чувствуется,
ощущается, он проживает все события параллельно с героями, точнее сказать, вместе с ними. От этого и сам читатель переживает с героями, автором все, что происходит.
Авторский язык Улицкой
своеобразен, богат и интересен.
Проделав данную работу был приобретен опыт по выявлению присутствия автора и образ героя в художественном
произведении, который будет применяться в дальнейшем.
Список использованных источников.
Интернет-ресурсы:
Информация о работе Автор и герой в романе Людмилы Улицкой Медея и ее дети