Анализ романа У.Теккерея "Ярмарка тщеславия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:17, реферат

Краткое описание

Уильям Теккерей вошел в историю мировой литературы прежде всего как автор одного из самых выдающихся реалистических романов - «Ярмарки тщеславия».
В своем романе Теккерей показывает английское общество начала 19 века. Однако это не исторический роман, а роман социально-бытовой, картина, созданная писателем, характеризует мораль и нравы буржуазного общества в целом, а не только той эпохи, к которой относятся описываемые события. Время изменило внешнюю обстановку, но сущность отношений между людьми в буржуазном обществе до сих пор осталась такой, какой ее рисует Теккерей.

Файлы: 1 файл

Реферат. Ярмарка тщеславия.docx

— 46.52 Кб (Скачать)

Введение

 

Уильям Теккерей вошел  в историю мировой литературы прежде всего как автор одного из самых выдающихся реалистических романов - «Ярмарки тщеславия».

В своем романе Теккерей показывает английское общество начала 19 века. Однако это не исторический роман, а роман социально-бытовой, картина, созданная писателем, характеризует  мораль и нравы буржуазного общества в целом, а не только той эпохи, к которой относятся описываемые  события. Время изменило внешнюю  обстановку, но сущность отношений  между людьми в буржуазном обществе до сих пор осталась такой, какой  ее рисует Теккерей.

Для изображения безрадостной картины человеческой «ярмарки тщеславия» Теккерей использовал форму пикарески  и «романа воспитания», наполнив их новым эстетическим содержанием. Убежденный, что художник во всех своих  начинаниях должен следовать природе, Теккерей постепенно пришел к выводу, что сюжет, основанный на приключениях и далекий от реальности, - самый  несущественный момент повествования. В Англии традиция описания жизни, как  она есть, восходит к Филдингу, а  за ним к Джейн Остен. И в  этом смысле Теккерей на новом историческом и литературном этапе развил уже  существовавшую национальную традицию. 
    В сущности, Теккерей изобрел абсолютно оригинальную форму. «Ярмарка» — это четкое и логическое построение, скрепленное единством сатирико-пессимистического взгляда Теккерея, по которому два порока — суетность и себялюбие — определяют характеры и поступки людей.

Формально композиция была основана на продуманной симметрии (жизненные пути двух центральных  персонажей — Эмилии Седли и Бекки  Шарп) и рассчитана на критическое  изображение господствующих в обществе нравов, представленных во всей их социальной типичности.

Теккерей пишет свой роман  в 40-х годах 19 века, однако события  этого периода не нашли прямого  изображения в романе. Более того, автор отнес время действия книги  к началу 19 века: в роман включены исторические события, судьбы действующих  лиц связаны с битвой при Ватерлоо. «Наш рассказ, - пишет Теккерей, - неожиданно попадает в круг прославленных лиц  и событий и соприкасается  с историей». Такой уход от действительности был своеобразной «маскировкой», потому что Теккерей рассуждает все же о  своих современниках и современных  ему нравах.

Подзаголовок романа предупреждает  читателя, что перед ним «роман без героя». Этим Теккерей желал  подчеркнуть, что в его произведении не будет идеализированного изображения  необыкновенных, выдающихся личностей. Люди, выведенные в романе Теккерея, — рядовые представители современного ему общества, в которых писатель не видит ничего героического или  выдающегося.

Сюжетную основу романа составляет повествование о судьбе двух женщин: дочери состоятельного буржуа Эмилии Седли и дочери бедных артистов Ребекки  Шарп. Вокруг этих двух фигур Теккерей создает яркие реалистические картины  жизненного уклада английской аристократии и буржуазии.

Судьбы Бекки и Эмилии – это, по сути, сатирическая модель всего английского общества: из пансиона мисс Пинкертон, мы попадаем в дома коммерсантов Осборна и Седли, затем  в среду поместного дворянства —  семейства Кроули — и, наконец, в  высшее английское общество. Оно в  целом охвачено национальной болезнью — снобизмом: каждый, кто не пробился наверх, мечтает о месте рядом  с сильными мира сего. От беспощадного взгляда автора не укрылись, как  бы умело они ни маскировались, своекорыстие, себялюбие, низменные мотивы — словом, те пороки, что царят и правят на ярмарке тщеславия.

Теккерей использовал  новаторский прием включения  в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки и суждения персонажей. Авторские отступления в романе служат задаче обличения социальных и нравственных пороков буржуазного общества.

Теккерей смотрит на своих  персонажей свысока, иронически, взглядом мудрого скептика-моралиста. Речь Кукольника «Перед занавесом» о бренности человеческого  существования открывает роман, и кончается роман таким же ироническим напоминанием Кукольника о сущности бытия и о том, что  все изображение ранее, не более  чем кукольный спектакль, разыгранный  на ярмарке тщеславия.

На обложке первого  издания «Ярмарки» Теккерей поместил собственный автопортрет в шутовском  колпаке с бубенцами на подмостках ярмарочного балагана. Это шут-«моралист» (как именует себя Теккерей), его  призвание — говорить людям горькую, хорошо известную им правду, что  все в мире - «суета сует и всяческая  суета».

Роман представляет, таким  образом, замкнутую структуру, внутри которой автор-Кукольник распоряжается  выходами актеров и сменой декораций  как полноценный хозяин. Он умудрен  житейским опытом, и от его скептического  взгляда не укроются никакие тайные побуждения или душевные противоречия его персонажей.

Закрыв роман, читатель должен ощущать, что он узнал все, что  нужно было знать о кознях Бекки  Шарп, о наивном эгоизме Эмилии, об Осборнах и Стайнах, о Кроули и  Доббине и о том обществе, к  которому они принадлежат.

Теккерей видел основную задачу своего творчества в том, чтобы  «суметь по возможности точно  воспроизвести ощущение правды». Именно поэтому автор «Ярмарки тщеславия» принадлежит к числу величайших реалистов мировой литературы.

 

 

 

Глава 1. История создания романа «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея.

 

Роман Теккерея начал публиковаться  отдельными выпусками с 1847 г. До сих  пор читатели «Панча» знали его  автора как писателя-пародиста, зло  и остроумно высмеивающего высокомерных и презрительных снобов. Это произведение закрепило за Теккереем имя замечательного реалиста, воссоздающего нравы и  обычаи английского общества, анализирующего характеры людей без пристрастия  и тенденциозности. Подзаголовок «Ярмарки тщеславия» - «Роман без героя». Замысел  писателя - показать негероическую  личность, нарисовать современные нравы  верхних слоев среднего класса. Однако «романист знает все»,- утверждал  Теккерей в «Ярмарке тщеславия». В  романе показаны события десятилетнего  промежутка времени - 10-20-х годов XIX в. Картина общества того времени символически названа «ярмаркой тщеславия», и  это объясняется в начальной  главе романа: «Здесь увидят зрелища  самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в  легком жанре,- и все это обставлено подходящими декорациями и щедро  иллюминировано свечами за счет самого автора».

Теккерей пишет свой роман  в 40-х годах 19 века, однако события  этого периода не нашли прямого  изображения в романе. [2,C.34] Более того, автор отнес время действия книги к началу 19 века: в роман включены исторические события, судьбы действующих лиц связаны с битвой при Ватерлоо. «Наш рассказ, - пишет Теккерей, - неожиданно попадает в круг прославленных лиц и событий и соприкасается с историей». Такой уход от действительности был своеобразной «маскировкой», потому что Теккерей рассуждает все же о своих современниках и современных ему нравах.

Подзаголовок романа предупреждает  читателя, что перед ним «роман без героя». Этим Теккерей желал  подчеркнуть, что в его произведении не будет идеализированного изображения необыкновенных, выдающихся личностей. Люди, выведенные в романе Теккерея, — рядовые представители современного ему общества, в которых писатель не видит ничего героического или выдающегося. [2, C.62-63]

Сюжетную основу романа составляет повествование о судьбе двух женщин: дочери состоятельного буржуа Эмилии Седли и дочери бедных артистов Ребекки  Шарп. Вокруг этих двух фигур Теккерей создает яркие реалистические картины  жизненного уклада английской аристократии и буржуазии.

Судьбы Бекки и Эмилии – это, по сути, сатирическая модель всего английского общества: из пансиона мисс Пинкертон, мы попадаем в дома коммерсантов Осборна и Седли, затем  в среду поместного дворянства —  семейства Кроули — и, наконец, в  высшее английское общество. Оно в  целом охвачено национальной болезнью — снобизмом: каждый, кто не пробился наверх, мечтает о месте рядом  с сильными мира сего. От беспощадного взгляда автора не укрылись, как  бы умело они ни маскировались, своекорыстие, себялюбие, низменные мотивы — словом, те пороки, что царят и правят на ярмарке тщеславия.

Теккерей использовал  новаторский прием включения  в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки и суждения персонажей. Авторские  отступления в романе служат задаче обличения социальных и нравственных пороков буржуазного общества.

Теккерей смотрит на своих  персонажей свысока, иронически, взглядом мудрого скептика-моралиста. Речь Кукольника «Перед занавесом» о бренности человеческого  существования открывает роман, и кончается роман таким же ироническим напоминанием Кукольника о сущности бытия и о том, что  все изображение ранее, не более  чем кукольный спектакль, разыгранный  на ярмарке тщеславия.

На обложке первого  издания «Ярмарки» Теккерей поместил собственный автопортрет в шутовском  колпаке с бубенцами на подмостках ярмарочного балагана. Это шут-«моралист» (как именует себя Теккерей), его  призвание — говорить людям горькую, хорошо известную им правду, что  все в мире - «суета сует и всяческая  суета».

Роман представляет, таким  образом, замкнутую структуру, внутри которой автор-Кукольник распоряжается  выходами актеров и сменой декораций  как полноценный хозяин. Он умудрен  житейским опытом, и от его скептического  взгляда не укроются никакие тайные побуждения или душевные противоречия его персонажей.

Закрыв роман, читатель должен ощущать, что он узнал все, что  нужно было знать о кознях Бекки  Шарп, о наивном эгоизме Эмилии, об Осборнах и Стайнах, о Кроули и  Доббине и о том обществе, к  которому они принадлежат.

Название романа, само его  содержание навеяны Теккерею «Путем паломника» Д. Беньяна. [2, C.47] Однако изменилось и значение слова «тщеславие», освободившись от христианского морализаторского смысла и приобретя характер социальной болезни. В этом смысле в романе ощущается более тесная связь с «Книгой снобов», чем с «Путем паломника». Тщеславие в мире героев Беньяна осуждается как человеческий порок. В мире героев Теккерея тщеславие - норма человеческого поведения. Она необходима, чтобы выглядеть респектабельным. Культ респектабельности тесно связан со снобизмом, так как определяет социальный статус, а, следовательно, и человеческое поведение.

В романе две сюжетные линии. Одна из них связана с судьбой  Эмилии Седли, другая - с судьбой  Бекки Шарп. На какое-то время их жизни пересекаются, потом расходятся, чтобы вновь сойтись.

 

 

 

Глава 2. Жанрово- композиционное построение романа «Ярмарка тщеславия»

 

         2.1. Композиция романа

 

Композиция "Ярмарки тщеславия" имеет большое значение для раскрытия  характеров действующих лиц и  прояснения основной идеи романа;  она  чрезвычайно важна для художественного  полнокровного воплощения сатирического  замысла  Теккерея.  Писатель  отказывается  от  традиционных  в   английской литературе его  времени форм семейной хроники или  романа-жизнеописания  (хотя элементы этих жанров входят в его роман). И дело здесь не просто в том,  что ему хочется дополнить  «Жизнь и приключения мисс Ребекки  Шарп»  опытом  жизни Амелии Седли  или сопоставить друг с другом судьбы  коммерсантов  Осборнов  и помещиков Кроули. Дело в том, что композиция  романа  Теккерея  предполагает принципиально новый, более высокий уровень  социального  обобщения  явлений, что выражается, в частности, в  новом  для  английского  романа  соотношении между  частными  судьбами  персонажей  и  общественной  средой,  в   которой развертывается действие. Социальный фон в  «Ярмарке  тщеславия»,  собственно говоря, перестает  быть просто фоном, более или менее  убедительно  выписанной декорацией: он сам играет активнейшую роль в  повествовании.  Множественность  разнообразных  и  вместе  с  тем   внутренне   схожих   своей   никчемностью человеческих судеб, представленных то подробно, то эпизодически на страницах «Ярмарки тщеславия», позволяет читателю почувствовать, что перед ним живет и движется не узкий мирок правдоподобно  придуманных автором персонажей, а само общество.  «Высший  свет»,  Сити,  офицерская  казарма,   доходное   «гнилое местечко», поместье провинциального  сквайра,  дом  приходского  священника, привилегированная  школа и модный курорт - все  это  нужно  Теккерею  не  для того, чтобы внести разнообразие в похождения  его  действующих  лиц,  а  для того, чтобы придать наиболее всеобъемлющий социальный размах  своей  сатире.

Композиция «Ярмарки тщеславия» по-своему  призвана  служить  той  же  широте охвата общественной жизни, что и композиция зрелых  романов  Диккенса  с  их сложным  переплетом перекрещивающихся сюжетных нитей.

Теккерей не раскрывает в  «Ярмарке  тщеславия»  механики  экономической и буржуазной  эксплуатации,  но  он  показывает,  как  интерес   бессердечного чистогана проникает  во все поры общественной и  частной  жизни,  извращая  и обесчеловечивая  отношения людей.

О силе  реалистической  типизации  Теккерея свидетельствуют  интересные воспоминания Горького, относящиеся  к периоду  его первого знакомства с творчеством английского сатирика. В статье «О том,  как я учился писать» Горький вспоминает, как  еще  мальчиком  узнавал  в  русских капиталистах черты собственников, изображенных  Теккереем:  «Приятели  деда, разорившиеся купцы Иван Щуров, Яков Котельников, рассуждали о том  же  и  так же, как люди в знаменитом  романе  Теккерея  «Базар  житейской  суеты». [ М.Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 24]

 Интриги  Бекки Шарп  не только не выделяются в  романе как единственный пример  своекорыстия; напротив, они входят  составной частью в ту  разнузданную  борьбу  цинических себялюбивых   устремлений,  которая  развертывается  на   страницах   романа. Наследство  старой мисс Кроули, из-за которого  готовы перегрызть  друг  другу  горло  ее  любящие  родственники,  возможность  третьего  брака   сэра  Питта Кроули-старшего, банкротство  Джона Седли,  выбор  супруга   для  вест-индской богачки   мисс   Суортц,   завещательные   распоряжения   старика   Осборна,  распределение «высоких милостей»  всесильного вельможи лорда   Стейна,  судьба кругленького  капитальца, сколоченного Джозом  Седли при сборе государственных  налогов в Индии, - все эти моменты  играют в романе важную роль,  способствуя развитию сюжета  и раскрытию характеров действующих  лиц. Собственность  снова и   снова  выступает  в  качестве  основной  пружины  действия,  и   читателю становится ясно, что существо дела весьма мало меняется от того, что в одних случаях это собственническое начало выступает в  благопристойных,  легальных формах, а в  других  -  в  форме  «беззаконных»  авантюр.  Реализм  Теккерея совлекает  «ореол   акций   и   акров»   с   людей,   считающихся    столпами буржуазно-аристократической Англии, и показывает во всей  жалкой  наготе  их низменные, ничтожные своекорыстные побуждения и цели. В свете  этих  смелых, далеко идущих сатирических выводов Теккерея фигура  Бекки  Шарп  приобретает даже  некоторую  относительную  привлекательность.  Писатель  с  заслуженным презрением раскрывает ее полную внутреннюю опустошенность, ее жадный эгоизм, ее жестокость, но временами он и сам  любуется  вместе  с  читателями  умом, дерзостью и артистическим  мастерством,  с  какими  эта  безродная  беднячка вступает в единоборство со светской чернью,  обращая  против  достопочтенных эсквайров,  баронетов  и  лордов  их  же  собственное  оружие  своекорыстия, лицемерия и лжи.

Информация о работе Анализ романа У.Теккерея "Ярмарка тщеславия"