Жизнь и творчество Валентина Серова

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:36, реферат

Краткое описание

Вероятно, так можно было бы охарактеризовать целый ряд великих живописцев. Но к Валентину Александровичу данное определение подходит как нельзя точнее. Валентин Александрович Серов относится к плеяде замечательных русских художников, которым выпало жить и творить на рубеже XIX и XX веков в преддверии самого трагичного эпизода российской истории – Октябрьского переворота.

Оглавление

Художник эпохи. 3
2. Биография Великого художника. 4
3. Величие произведений. 9
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 32.77 Кб (Скачать)

          В «Девушке, освещенной солнцем» нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно - порывистой позы «Девочки с персиками», и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка.

         «Все, чего я добивался, - говорит Серов о своих работах этих лет, - это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

            Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. В последующие годы, постоянно совершенствуя свое мастерство, художник создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты и художники. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора.

         Трудно переоценить роль Серова в становлении Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. В 1899 году, вскоре после смерти Павла Михайловича, он вместе с С.П. Боткиной и И.С. Остроуховым становится членом нового, так называемого «остроуховского», Совета галереи, оставаясь на этом посту практически до конца жизни.

        «Хмурый Серов», «скучный Серов», «злой Серов», «скандалист» — такими определениями нередко награждал самого себя художник. Феноменальная скромность и самокритичность — одна из причин того, что подавляющая часть его классического наследия была приобретена для Третьяковской галереи лишь после его смерти. И все же именно здесь собрана львиная доля его самых великих произведений — от пейзажей до портретов и мифологических композиций.

         Впрочем, полноту и представительность коллекции можно объяснить и тем, что русские меценаты Мамонтовы, Морозовы, Боткины, И.С. Остроухов, супруги Гиршман, чета Цетлин, С.А. Щербатов, Бахрушины, Харитоненко и, конечно же, П.М. и СМ. Третьяковы, а также члены царской фамилии были не только моделями Серова, но и ревностными собирателями его работ. Неудивительно, что их портреты, многие из которых являются истинными шедеврами, со временем стали украшением Третьяковской галереи.

          В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г.), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г.). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г.), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана».

       Серов  не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Когда же человек был ему приятен, хотя это был и официальный заказ, то под кистью мастера возникал привлекательный образ: например, 3. В. Юсупова (1902г.) обаятельна женственностью и мягкостью, Г. Л. Гиршман (1907г.) отличается аристократической тонкостью.

       Особую ценность среди экспонатов Государственной Третьяковской галереи представляют портреты ее основателей — Сергея Михайловича и Павла Михайловича Третьяковых.

         В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником»; именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений.

         Неудивительно, что Серов стал главным исполнителем заветной мечты Третьякова: создания портретной галереи выдающихся деятелей культуры, где с такой меткостью и вместе с тем с такой человечной проникновенностью отображен мир зарождающегося российского меценатства.

         Живописное мастерство, совершенство рисунка  Серова  необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия произведений  художника  объясняется умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить многогранную картину жизни.

         Помимо замечательных портретов в творческое наследство живописца вошли великолепные пейзажи, графика, книжные иллюстрации, широкий ряд работ в других областях изобразительного искусства.

           Смерть  художника  потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт Брюсов писал: « Серов  был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

         Серов остается остро современным художником во всех видах и жанрах своего творчества, в приемах своего нестареющего мастерства. «Я художник девятнадцатого века, - говорил о себе Васнецов. – В новом веке – новые песни, и я едва ли сумею их спеть». Серов же сумел спеть новые песни, найдя для них новые изобразительные средства. Он стремился вперед, опираясь на прошлое, продолжая и развивая традиции великих художников. В этом один из уроков блистательного серовского мастерства.   
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы.
 
  1. Островский  Г. «Рассказ о русской живописи». М.,1987г.
  2. Ионина Н. А. «100 великих картин»— М., Изд. «Вече», 2006г.
  3. Кудря А. И. «Валентин Серов». Серия «Жизнь замечательных людей». Изд. «Молодая Гвардия», 2008г.
  4. Сайт  http://valentinserov.ru

Информация о работе Жизнь и творчество Валентина Серова