Загробная жизнь Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:19, реферат

Краткое описание

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное: это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, своеобразная космогония. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества.

Файлы: 1 файл

реферат по культорологии.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

      Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил  приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить  свое существование в утробе страшного  чудовища Амелит - Пожирательницы - существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

      Царство Осириса, однако, по представлениям древних  египтян, вовсе не было раем: там  обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса  не освобождало от необходимости  работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей - он умирал. Самым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение всего его существа — не только тела, но и души, и тени. Души грешников, в представлении египтян, существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой; они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью праведного покойника, а потому им предстояло полное и окончательное уничтожение. Одним из способов такого уничтожения было обезглавливание умершего, а также сожжение.

      Так, во времена Среднего царства сформировался культ Осириса. Он приобретает в представлении египтян статус общеегипетского бога-царя загробного мира, вытеснив мемфисского Сокара, Анубиса и других богов потустороннего мира, отчасти ставших как бы его помощниками. Каждый умерший отождествляется с царем загробного мира Осирисом и в силу этого обретает вечное, полновластное бытие в загробном мире.  

      2.Древнеегипетская «Книга мертвых».

     Подробные сведения о пути души на тот свет содержатся в «Книге мертвых».

     «Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности . Этот сборник посвящен странствиям покойного в Именти, где он общается с бестелесными богами и иными обитающими там существами, читая молитвы и распевая гимны, повторяя магические формулы, способные уберечь его от недругов, которые чинят ему препятствия. «Книга Мёртвых» призвана была дать покойному возможность восторжествовать над всеми обитателями загробного мира. Некоторые тексты, чтобы принести пользу покойному, должны были писаться на амулетах и погребальных пеленах.

     Название  «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название — «Эр ну перэт эм херу» дословно переводится как «Главы о восхождении к свету».

     Это произведение считалось очень древним. Еще во время правления Семти, фараона I династии, было настолько объемным, что требовало сокращения, неоднократно переписывалось и дополнялось из поколения в поколение на протяжении почти 5 тысяч лет. Египтяне постоянно обращались к учению «Книги мертвых». Их хоронили руководствуясь ее указаниями, их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности ее гимнов, молитв и заклинаний.

     По  своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому  имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мёртвых» покойный заклинает свое сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пестрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков.

     Одни  из лучших образцов «Книги мёртвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии; с ее началом это произведение вступило в новую стадию своего развития, из саркофагов погребальные тексты перенеслись на папирусы. Наибольшее число папирусов с текстами из «Книги мертвых» было найдено в захоронениях города Фивы; именно по этой причине версию «Книги мертвых», получившую распространение в этот период, называют Фивской. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и членам их семей. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.

     Также существует Саитская версия «Книги мертвых», появившаяся в результате деятельности фараонов XXVI династии, когда произошло всеобщее возрождение древних религиозных и погребальных традиций, были восстановлены храмы, а старые тексты «Книги мертвых» переписаны, переработаны и упорядочены. Позднее, число египетских книг стало увеличиваться. Появились: «Книга амдуат», «Книга врат», «Книга ночи». Каждая такая книга несла свою определенную информацию о жизни египтян, об их канонических правилах, устоявшихся в веках. Это способствовало дальнейшему развитию литературы.

     3.Мумификация.

     Основным  условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению  искусства изготовления мумий. Первые попытки мумификации относятся ко времени I династии. Очевидно, что завертывание тела в шкуры было зачатком мер, предпринимаемых для сохранения тела. Египтян устрашала мысль о повреждении тела умершего, и они всячески стремились сохранить его целостность. Примерно с 3400г. до н. э. искусство мумификации достигло очень высокого уровня. Тело умершего царя стали подвергать сложной операции бальзамирования и превращать в мумию. Существовали более дорогие и более дешевые способы препарирования трупов. Специалисты удаляли внутренности и помещали их в особые сосуды - канопы, а выпотрошенное тело наполнялось тщательно подобранными смолами и благовониями. Затем в течение 70 дней производилось обезвоживание тела сухими солями натрия (возможно, срок мумификации объясняется тем, что священный для египтян Сириус именно на 70 дней исчезает с небосклона, чтобы потом опять «воскреснуть»). Мумии обматывались многометровыми лентами тонкого полотна, между которыми вкладывались амулеты, нередко из драгоценных материалов. В дальнейшем мумификации стали подвергаться и тела приближенных фараона, сановников, а позже и людей среднего социального слоя; мумифицировались даже священные животные, жившие при храмах. Сложная техника мумификации, постепенно

     совершенствовавшаяся, имела целью предохранить тело от гниения и сохранить его возможно более продолжительное время. Насколько хорошо удавалось это жрецам, в руках которых находилось данное искусство, видно из того, что от эпохи Нового царства (с XVI в. до н. э.) множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней. Но количество их было бы гораздо больше, если бы в Средние века не имело место массовое использование мумий в медицине, вероятно, из-за смол и благовоний, которыми они были пропитаны.

     Огромное  значение придавалось процедуре  погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал  обряд «отверзания уст и очей» (о нем упоминалось в связи с культом богов), смысл которого заключался в том, чтобы «оживить» мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Необходимо было примирить факт смерти с древнейшим, традиционным верованием, будто человек продолжает физиологически функционировать и после смерти. И здесь на помощь приходила магия. Обряд «отверзания уст и очей» состоял в том, что жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного быка, а затем двумя разными теслами и резцом скульптора, а также мешком с красным минералом. Магические действа сопровождались произнесением соответствующих слов.

     Практика  мумификации сохранялась в Египте и после утверждения христианства; она прекратила свое существование  только с вытеснением христианства исламом. Христианство, как религия, не предполагало сохранение тела умершего для вечной жизни. Важно отметить, что в древней христианской литературе «догмат о воскрешении умерших изложен техническими терминами, заимствованными из терминологии египетских бальзамировщиков». Это обстоятельство служит связующим звеном между египетскими воззрениями на загробную жизнь и христианским догматом о воскрешении мертвых. Несомненно, что именно этот древний обычай мумификации в немалой степени способствовал высокому уровню египетской анатомии.

     4. Пирамиды.

     Для того чтобы продлить жизнь после  смерти, важно было позаботиться о  строительстве специальной усыпальницы  для тела: египтяне полагали, что  бессмертной, но хрупкой душе удобнее  всего вернуться в свое прежнее  и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды.

     Пирамиды  в основном строились для фараонов и являлись их гробницами. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона. Следует подчеркнуть, что большие пирамиды в Гизе далеко не единственные пирамиды Египта. Пирамид много больше, но они не отличаются той грандиозностью, которая поражала человечество в прошлом и продолжает изумлять в наше время. Самая большая пирамида Хуфу (греч. форма имени Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин). Представление о размерах пирамиды Хуфу дают следующие цифры: высота 146 м, длина стороны основания 230 м. На ее сооружение ушло 2 млн. камней, каждый весом 2,5 т (в среднем). Пирамида Хафра немного меньше. Древнейшая из известных нам пирамид - пирамида Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида Хенджера (XVIII в. до н.э.).

     Наполеон, увидев пирамиды в Гизе, подсчитал, что, если их разобрать, можно окружить Францию трехметровой стеной. Археологи  произвели другой расчет: чтобы перевезти  эти камни, понадобилось бы 7 тыс. поездов, каждый из которых увез бы тонну  груза.

     В каждой из больших пирамид есть ходы, ведущие снизу в камеру, где  покоился саркофаг с мумией царя. При XVIII и XIX династии, в Египте саркофаги были каменные в форме мумий. С конца XIX начинают входить в моду деревянные саркофаги, на которых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большею частью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о боге солнца. Египетские саркофаги, в которых лежали мумии фараонов, были устроены удивительным образом. Друг в друга были вложены несколько постепенно уменьшающихся гробов. И лишь в последнем из них находилась сама мумия. Каждый из гробов был не просто гробом, а представлял собой полную фигуру человека — с лицом, в головном уборе, с изображением рук со знаками власти, в одеждах. Каждый гроб был расписан красками - белыми, зелеными, синими, красными, черными, и богато украшен. Надписи на древнеегипетских саркофагах содержали имя умершего, заклинания и молитвы, призванные охранить и защитить тело умершего от всякого зла.

     Таким образом, царские гробницы в форме  пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств. Пирамиды V и VI династий замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, рисунки, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет). В более поздние времена стены усыпальниц были расписаны яркими, разноцветными фресками.

       Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. Начиная с эпохи Нового царства пирамиды выходят из моды и заменяются грандиозными скальными гробницами. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (арабское слово, означающее «скамья»). Эта скамья была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта скамьей. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего, т. е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из них происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея.

     Простой народ погребали в ямах, в песке, большей частью без саркофага или гроба. Тела бедняков не бальзамировались, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий.

     Большую роль в представлениях египтян о  потустороннем мире играли Ушебти - маленькие статуэтки людей, обнаруженные в большом количестве в погребениях со времени Среднего царства. Над ними всегда совершался в гробнице обряд превращения в живое действующее лицо в последней погребальной камере. Там от имени покойного жрец произносил над фигурками заклятие, после чего они оживлялись и производили в загробном мире физические работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Загробная жизнь Египта