Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:19, реферат
Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное: это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, своеобразная космогония. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества.
Введение
5
тыс. лет назад в северо-
Египет- это уникальная страна, которая поражает всех своей необыкновенной культурой. Особенно знаменита эта страна пирамидами, которых по праву считают седьмым чудом света, своей письменностью, так как именно открытие письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, повести. Особое место в развитии культуры играет религия.
Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное: это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, своеобразная космогония. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.
Научное изучение египетской религии началось после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, отец египтологии, сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые сферы исследования. Кроме его труда, посвященного этой теме, сегодня имеется очень обширная литература о религии древнего Египта. Она состоит из статей и книг, посвященных отдельным проблемам египетской религии, а также из обобщающих трудов. Среди таких работ можно отметить труды А. Эрмана, Х. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, Э. Дриотон, С. Донадони, Х. Бонне, З. Моренца. В России такой обобщающий труд принадлежит перу М. Коростовцева.
Очень
важно подчеркнуть, что государственной
религии, в нашем современном
понимании, в Египте никогда не было,
как не было единой церковной организации,
поэтому не было обязательных для
всех религиозных догматов и воззрений.
Египетская религия представляет собой
очень сложный феномен, соединение
часто противоречивых верований, возникших
в разные времена и в разных
частях страны.
1.Представления египтян о загробной жизни.
Представления египтян о загробной жизни сложилось в очень отдаленное время, задолго до объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Поэтому наука опирается в основном на археологические источники. Загробная жизнь мыслилась как продолжение жизни земной, поэтому особо заботились о сохранности тела после смерти. Забота об умерших, обеспечение их жильем, пищей и водой была прямой обязанностью его родственников. Так возник заупокойный культ умерших, отличавшийся от культа предков у других народов. С течением времени изменялись формы этого культа, обогащалось его содержание, но оставалась незыблемой его основа, сложившаяся еще в эпоху Древнего царства. Появились более поздние представления о том, что помимо потребности в пище и напитках у умершего возникает потребность выйти из могилы на дневной свет, взлетать на небо, причем эту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеку объект.
По египетским верованиям человек состоял из нескольких частей: Ах - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Шунт- тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. Со смертью человека умирает только его тело, тогда как другие составные части его существа остаются жить.
В «Текстах пирамид», посвященных описанию загробного существования фараонов, Ка служит воплощением жизненной силы царей, их производящей способности. Другой аспект этого понятия реконструируется по текстам Среднего царства. Здесь Ка - это изображение человека, прошедшего определенное магическое освящение. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении умерший не будет снабжен всем необходимым; может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. О посмертной судьбе Ка у египтян в разное время существовали различные представления, которые жрецы тщетно пытались связать в единую систему. В эпоху Древнего царства преобладало поверье, что покойник или его Ка попадает на «поля Иалу», расположенные где-то на западе, и продолжает вести там ту жизнь, какую вел в этом мире.
Ка постоянно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился, под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу. Но не только люди, но и боги имели Ка. У бога Ра их было четырнадцать.
Во времена Древнего царства Ба (душа) была только у фараона. Она вылетала из тела в виде птицы и поднималась на небо. Когда умирало тело, душа переходила в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через всех земных и морских животных и птиц, она снова вселялась в тело новорожденного ребенка. Боги тоже имели свои души, бог Ра даже семь. Иногда один бог считался душой другого бога.
Рен (имя) воспринималось как нечто органически присущее его носителю, и поэтому враждебные магические действия против имени считались направленными непосредственно против носителя имени. И наоборот, восхваление имени было благоприятно для его носителя, увековечение имени увековечивало жизнь. Соскоблить или стереть написанное имя было равносильно покушению на его носителя.
Ах переводится как «дух». Из имеющихся многочисленных текстов точное значение слова вывести невозможно. Оно упоминается и в «Текстах пирамид», и в самых поздних текстах. Изображалось Ах в виде хохлатого ибиса.
Одним из проявлений человеческой сущности считалась тень человека- Шунт. Это представление более позднее, оно прочно входит в обиход текстов со времен Среднего царств.
Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце - Аб. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, самостоятельным существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. Поэтому во времена Нового царства, когда стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими, сердце могло стать опасным для человека свидетелем, дать неблагоприятные показания о его земной жизни.
Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах - покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис.
Бога солнца Ра изображали с телом человека и головой сокола, которую венчал солнечный диск. Он принимал различные образы: Хепри- восходящее солнце (символ жук-скоробей), Ра- полуденное солнце (солнечный диск) и Атум- заходящее солнце (старец, опирающийся на палку). Центр его почитания находился в Геолиополисе.
Распространенным был миф о боге солнца. Окончив дневное шествие по небу, Ра спускался в преисподнюю Дуат, где совершал плавание по подземному Нилу. На этом пути его приветствовали души умерших:
Слава тебе Ра!
Почитают тебя обитатели Дуата,
Поклоняются тебе обитатели преисподней.
Восхваляют они тебя, грядущего в мире….
Души умерших стремились попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу.
Амон-Ра был почитаем в Фивах. На голове у него солнечный диск, по краям которого можно видеть два пера. Сущность его оставалась тайной даже для других богов. Имя «Амон» означает «скрытный». Правящий фараон объявлялся сыном Амон-Ра.
Бог Атум-Ра был почитаем в Ахетаноне. Считается, что бог Атум-Ра с высоты своего положения дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок - маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.
Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса - бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.
Миф
об Осирисе и Горе занимал важное
место в религиозных
Для того чтобы свершился суд над душой, ей надо было пройти несколько испытаний.
Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. Здесь находилось девять дверей, за которыми скрывались испытания. Одно из них представало в виде змеи, кольца которой означали привязанность к земной жизни. Чтобы пройти через это испытание, должно было открыться собственное зрение. В помощь этому и проводилась церемония «отверзания» глаз. На втором этапе в подземном царстве душа должна была столкнуться с демонами тьмы, которые являлись в виде собственной тени, означающей все темные стороны человека. Если светлых сторон оказывалось больше, то открывался рот, а значит, приходила способность говорить, есть и пить.
Затем душа обретала имя Рен, вспомнив, кто она такая. После чего приходило осознание всего, что есть, было и будет. Именно в помощь этому проводилась церемония «отверзания» уст. Далее душа находила свое сердце Аб, чему соответствовала церемония «отверзания» сердца. Третьим этапом испытания являлось путешествие по загробной реке в ночной барке Месехтет вместе с богом солнца Ра. Оно длилось 12 часов. В первые 3 часа все шло спокойно, барка плыла по водам реки вдоль берегов, на которых другие души радостно приветствовали солнечного бога. Затем течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому спуску вниз в сердце подземного мира. Постепенно вода иссякала, и барка начинала скользить по песку. На шестом часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса (называемую в земной жизни Кенотаф). Здесь Ба должна была победить пространство и время, чтобы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.
После этого душа обретает силу, способную пройти все препятствия и добраться до Зала Двух Истин Чертога Маат. На протяжении всего пути ей помогает бог Анубис. В Чертоге Маат - богини правды и справедливости, душу уже ожидал Осирис, изображавшийся в виде человека с зеленой кожей в белых одеждах. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую - страусовое перо богини Маат. Каждый из богов - а их было более 40 - задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».