Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:35, реферат

Краткое описание

Эпоха возрождения относится по некоторым данным к XIV-XVII вв. по другим – к XV-XVIII вв. Существует так же точка зрения не выделять возрождение как эпоху, а считать его поздним средневековьем. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин возрождение (Реннесанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности. К тому же нельзя было вычеркнуть ценности девяти веков средневековья, особенно духовные ценности, связанные с христианством.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………….. 2
2. Гуманисты эпохи Итальянского Возрождения ……….……………… 3
2.1.Ранний Ренессанс ………………………………….……………….. 3
2.2.Высокий Ренессанс …………………………….…………………... 4
2.3.Поздний Ренессанс ………………………….……………………… 6
2.4.Окончание эпохи Ренессанса ……………….…………………...… 7
3. Гуманисты Северного Возрождения …………….……………………. 7
3.1.Возрождение в Нидерландах ……………………………………… 10
3.2.Гуманисты Германии и Швейцарии ……………………………… 12
3.3.Французский Ренессанс ……………………………………………. 13
3.4.Ренессанс Англии …………………………………………………… 14
3.5.Гуманисты Испании ………………………………………………… 15
4. Заключение ……………………………………………………………… 16
5. Приложение (Статья из журнала «Система культуры») …………..... 18
6. Список литературы ……………………………………………………... 22

Файлы: 1 файл

о ч.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

    И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

    Реформация - это широкое религиозное и  социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии

    Начало  Реформации в Германии связано с  выступлением Мартина Лютера (1483—1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов против индульгенций. В них, в частности, утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи. Вера человека — единственное средство общения с Богом, потому претензии церкви на господствующее положение в мире, мирской жизни беспочвенны.

    Требования  обновленной церкви, секуляризации  ее земель, провозглашаемые реформаторами, привлекли под знамена лютеранства крестьян — самое многочисленное сословие феодального общества, которое выразило свой протест не только против католической церкви, но и против феодалов в кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравшие лагерь реформаторов, а также мощное сопротивление лютеранству со стороны Рима, ослабление Германии в ходе Крестьянской войны привели к усилению и закреплению раздробленности страны. В результате религиозного мира 1555 г. на территории Германии образовались две группировки немецких княжеств. Католическая церковь удержала свои позиции во всех наследственных землях Габсбургов, Баварии, Франконии, духовных княжеств на Рейне и в Северо-Западной Германии и в Эльзасе, в то время как Северогерманские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц и Вюртемберг реформировали церковь в духе лютеранства.

    Вслед за Германией реформационное движение быстро распространилось на другие страны Европы. Однако в различных странах Реформация имела свои особенности. Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство, и получил развитие кальвинизм.

      Ульриха Цвингли  (1484—1531) чьё реформационное учение имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности. В отличие от лютеранской доктрины цвинглианство отстаивало республиканские принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими реформационными движениями, в известной степени определило узкие рамки его популярности в Европе. Первоначальный успех цвинглианства в Швейцарии, высшей точкой которого можно считать объединение части реформированных протестантских кантонов, сменился полным военным поражением центра цвинглианства Цюриха в войне с враждебными группировками и гибелью самого Цвингли.

    Тем не менее, на благодатной почве, подготовленной цвинглианством в Швейцарии, расцвел  кальвинизм, вышедший далеко за рамки  этой сравнительно небольшой страны.

      Жан Кальвин (1509—1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 г. прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным, против как католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии, а также и других странах был определен республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.

    Возрождение в Нидерландах

    Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость.

    Эразм Роттердамский (1469—1536) был крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов. Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем.

    В условиях революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует, к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539—1598) «Улей святой римской церкви».

    Однако  в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев:

      Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом;

      Хиеронимуса (ок.1460— 1516);

    Питера  Брейгеля (1525—1569);

      Франса Халса (между 1581 и 1585—1666).

    Нидерланды  стали родиной двух самостоятельных  жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

    Наиболее  замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы:

      Питер Пауэл Рубенс (1577—1640);

      Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).

    В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («.Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты («Камеристка» и др.)

    Весьма  любопытной формой распространения  образования, популяризации передовых идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.

    Гуманисты Германии и Швейцарии

    Гуманизма проникают в Германию в середине XV в.Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.

    Огромным  авторитетом и влиянием в среде  гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.

    Успех Реформации в Германии способствовал  быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество, которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства, и культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.

    Его современниками были крупный мастер реалистического портрета:  Ганс  Гольбейн Младший (1497 или 1498—1543);

    Грюневальд  (род. между 1470 и 1475—1528) и Лукас Кранах Старший (1472—1553)  художники-гуманисты.

    Немецкая  литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса (1494—1576), автора большого количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта (1546—1590).

    В весьма схожих обстоятельствах реформационного  движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.

    Победа  в 40-е годы Реформации в Швейцарии  также облегчила развитие гуманистической  культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов.

    Французский Ренессанс

      Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер.

    Наиболее  выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды». Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.

    Значительных  высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533—1592), родоначальник литературной формы — эссе. Крупное произведение Монтеня — эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли.

    Ренессанс в Англии

    Развитие  Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет (1503—1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета Филипп Сидней (1554—1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599), которого называли «поэт поэтов».

    Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI — начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», а также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы.

    Гуманисты Испании  

      В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI — первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты (отвоевание территории коренным населением) и объединения Кастилии и Арагона.

    В области литературного творчества получают широкое распространение  рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.

Информация о работе Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения