Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:35, реферат
Эпоха возрождения относится по некоторым данным к XIV-XVII вв. по другим – к XV-XVIII вв. Существует так же точка зрения не выделять возрождение как эпоху, а считать его поздним средневековьем. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин возрождение (Реннесанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности. К тому же нельзя было вычеркнуть ценности девяти веков средневековья, особенно духовные ценности, связанные с христианством.
1. Введение ……………………………………………………………….. 2
2. Гуманисты эпохи Итальянского Возрождения ……….……………… 3
2.1.Ранний Ренессанс ………………………………….……………….. 3
2.2.Высокий Ренессанс …………………………….…………………... 4
2.3.Поздний Ренессанс ………………………….……………………… 6
2.4.Окончание эпохи Ренессанса ……………….…………………...… 7
3. Гуманисты Северного Возрождения …………….……………………. 7
3.1.Возрождение в Нидерландах ……………………………………… 10
3.2.Гуманисты Германии и Швейцарии ……………………………… 12
3.3.Французский Ренессанс ……………………………………………. 13
3.4.Ренессанс Англии …………………………………………………… 14
3.5.Гуманисты Испании ………………………………………………… 15
4. Заключение ……………………………………………………………… 16
5. Приложение (Статья из журнала «Система культуры») …………..... 18
6. Список литературы ……………………………………………………... 22
СОДЕРЖАНИЕ
2.1.Ранний
Ренессанс ………………………………….………………
2.2.Высокий
Ренессанс …………………………….………………….
2.3.Поздний
Ренессанс ………………………….………………………
2.4.Окончание эпохи Ренессанса ……………….…………………...… 7
3.1.Возрождение в Нидерландах ……………………………………… 10
3.2.Гуманисты
Германии и Швейцарии ………………………
3.3.Французский Ренессанс ……………………………………………. 13
3.4.Ренессанс Англии …………………………………………………… 14
3.5.Гуманисты Испании ………………………………………………… 15
Введение
Эпоха возрождения относится по некоторым данным к XIV-XVII вв. по другим – к XV-XVIII вв. Существует так же точка зрения не выделять возрождение как эпоху, а считать его поздним средневековьем. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин возрождение (Реннесанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности. К тому же нельзя было вычеркнуть ценности девяти веков средневековья, особенно духовные ценности, связанные с христианством.
Возрождение представляет собой синтез античных и средневековых традиций, но на более высоком уровне. На каждом этапе этой эпохи доминирующим было определенное направление. Если сначала это был «прометеизм», т.е. идеология, предполагающая равенство всех людей от природы, а так же признание частного интереса и индивидуализма. Далее появляются новые социальные теории, отражающие дух времени, и главенствующую роль занимает теория гуманизма.
В центре культуры Возрождения был человек. Гуманизм Возрождения полагал величайшим достоянием человека его мысль, знание, а мерилом его действий – мастерство их исполнения.
Гуманизм эпохи возрождения ориентирован на свободомыслие и, соответственно на справедливое устройство общественной и государственной жизни, которое чаще всего предполагается достигать на демократических началах в рамках республиканского строя. Именно гуманизм в эпоху Возрождения обеспечил единство столь различным культурам Италии, Франции, Испании, Германии, Нидерландов, Англии.
Гуманисты эпохи Итальянского Возрождения
Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапы:
Ранний Ренессанс.
К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Франческа Петрарка (1304 - 1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека.
Петрарка известен и как страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности».
Джованни Боккаччо (1313-1375) ученик Петрарка – автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом.
Выдающимся мастеров Раннего Возрождения, считается Мазаччо (1401 – 1428). Росписи художника отличаются энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трех мерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем.
Сандро Боттичелли (1445—1510) выдающийся мастер кисти Раннего Возрождения, работавший при дворе Медичи во Флоренции. Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.
Донателло
(ок. 1386—1466), известный скульптор первой
половины XV в. Возрождал античные традиции,
он первым
представил в скульптуре обнаженное тело,
создал классические формы и виды ренессансной
скульптуры: новый тип круглой статуи
и скульптурной группы, живописного рельефа.
Его искусство отличает реалистическая
манера.
Филиппо Брунеллески (1377-1446) выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).
-.■
Высокий Ренессанс
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок Италии — закономерность, не раз повторявшаяся в истории1. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Леонардо
да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных
себе по степени одаренности и универсальности
среди представителей Возрождения. Сложно
назвать отрасль, в которой бы он не достиг
непревзойденного мастерства. Леонардо
одновременно был художником, теоретиком
ис-
Леонардо
да Винчи
кусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» — фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой, которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.
Рафаэль Санти (1483—1520) великий живописец Италии, вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Петра.
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют, прежде всего, первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.
Поздний Ренессанс
Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных — с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику так называемый маньеризм (манера, стиль) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавшие в основном в жанре портрета.
Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 — 1588), Якопо Тинторет-то (1518 — 1594), Микеланджело да Караваджо (1573—1610) и др.
Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта — караваджизм.
Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500—1571), в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя «Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь Бенвенуто Челлини», не раз издававшейся и на русском языке.
Окончание эпохи Ренессанса
В 40-е годы XVI в. церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно, 1548—1600). В 1540 г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559 г. папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг», впоследствии неоднократно дополнявшийся. Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.
Гуманисты Северного Возрождения
Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Именно гуманизм в эпоху Возрождения обеспечил единство строя различным, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.