Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые определяли специфику школы и воспитания. Первым фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).

Файлы: 1 файл

Pedagogika.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

Обычно городскую  школу открывал нанятый общиной  педагог, которого часто именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: "Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за небольшое вознаграждение". Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, позже - бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата производилась нерегулярно и была меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа - бродячие учителя.

Программа городских  школ по сравнению с программой церковных  школ носила более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.

Происходила определенная дифференциация городских  школ. Часть из них, например, школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие в XIV-XV вв. во Франции коллегии. Это были светские учебные заведения, которые служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Школяры жили в самых бедных районах города и существовали на подаяния. Нередко они шли на разбой и убийства. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи - учебные заведения общего образования.

-

Важной  вехой в развитии науки и образования  стало создание университетов.

Университеты  появились в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами.

Университеты  учреждались и светской властью.

Рождение  и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д.

Сеть университетов  довольно быстро расширялась. Если в  XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались  на открытие университетов.

Церковь стремилась удержать университетское образование  под своим влиянием. Ватикан являлся  официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах  было богословие. Преподавателями почти  сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев  и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала  в университетах своих представителей - канцлеров, которые находились в  прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее, университеты раннего  Средневековья по программе, организации  и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной  мере наднациональный, демократический  характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться  кардинал и политический изгнанник, например, итальянский поэт Данте. Для  организации университета не требовалось  больших затрат. Годились практически  любые помещения. Вместо скамей слушатели  могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в  университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки  снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться  с насиженного места и перебраться  в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в  национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском – и того больше - 17.

Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи . Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Большинство первых университетов имели несколько  факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые  были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - преподаванием канонического права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает занятия  бывший студент Т. Платтер (1492-1582). В  один и тот же час, в одном и  том же помещении профессора диктовали  выдержки из сочинений латинских  авторов. Студенты записывали, переводили и комментировали эти выдержки. Еженедельно  происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник – бакалавр – вел дискуссию, т. е. отвечал  на вопросы и комментировал выступления. При необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о  чем угодно"(без жестко оговоренной  темы). В этом случае нередко обсуждались  животрепещущие научные и мировоззренческие  проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, нередко прерывали  оратора свистом и криками.

Университеты  явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. "Научными штудиями" схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: "Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр.

Университеты  противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря  им духовный мир Европы стал намного  богаче. История первых университетов  тесно связана с творчеством  мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др.).


Информация о работе Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья