Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые определяли специфику школы и воспитания. Первым фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).

Файлы: 1 файл

Pedagogika.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

Воспитание и школы  в Средневековой Западной Европе  
1) философско - педагогическая мысль 
2) Традиции дохристианского воспитания. Сословно - семейное воспитание и обучение 
3) Античные школы. Академия Карла великого  
4) Церковные школы 
5) Городские школы 
6) Первые университеты

Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Общий взгляд

 

В 476 г. под  натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка  отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые определяли специфику школы и воспитания. Первым фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).

И, наконец, ментальность личности в средневековую  эпоху невозможно представить без  варварской, дохристианской традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она  основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего  средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии – доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

-

Философско-педагогическая мысль

 

Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья  главную цель воспитания видела в  спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем, воспитание представляло собой своеобразный сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому человеку в равной степени, но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали.

Носителями  христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно  присутствие элемента авторитарности ("господства авторитетов").

Образец воспитания должно было давать монашество, которое  получило заметное распространение  в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось  нравственное воспитание, под которым  понималось воспитание "чистоты  сердца" путем постов, усердного  чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости  приобретения светских знаний.

Католическая  церковь - духовный центр средневекового общества с одной стороны, отвергала  античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество.

Ученый мир  раннего Средневековья не забыл  античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими  деятелями V-VI вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354-430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480-524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др., а также программы средневековых учебных дисциплин - семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху. Не были забыты и постулаты античной педагогики. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоиками: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.

Важную роль в развитии педагогической мысли  раннего Средневековья сыграла  схоластика (от лат. scola - школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв. Как философия, она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов. Как педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей.

Схоластика  выработала культурные ценности, опиравшиеся  на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, обучения и воспитания в том числе, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе.

В качестве примера блестящего ученого-схоласта можно назвать французского богослова  и педагога Абеляра (1079-1142). В 24 года он уже преподавал в Парижской  кафедральной школе. Красноречие Абеляра  привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству  спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался  соединить веру и разум, учил достигать  высокого общественного положения  с помощью образования, утверждая, что знание - результат прежде всего  самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству. "Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто  нельзя уже найти нечто новое", – говорил он.

На фоне религиозного и педагогического фанатизма  раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать  провозвестниками эпохи Возрождения.

Так, глава  Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе  средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096-1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он видел неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. В "Дидаскалионе" речь шла о "спасении души" и богоугодном образовании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", будучи, однако, бессильны достичь христианской истины.

Наставник детей  французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические  качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх), которые необходимо учитывать в воспитательном процессе. Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание  крайней мерой. Бове принадлежит  тезис о целесообразности взаимосвязи  между интеллектуальным и нравственным воспитанием ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней").

Гуманистические мотивы слышны и у другого французского педагога, канцлера Парижского университета Жана Шарля Герсона (1363-1429). В трактате "Приведение детей к Христу" он призывает наставников к кротости и терпению ("детьми легче руководить ласками, нежели страхом").

Смелыми для  своего времени были предложения  испанского мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 - ок. 1316). Он считал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту эпоху латынь была альфой и омегой обучения), что следует приучать ребенка к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии ("я нахожу весьма привлекательным обычай мусульман учить детей профессии").

-

Воспитание и обучение

 

В практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая (варварская), античная и христианская традиции.

Следы варварского  воспитания и обучения сохранялись  в раннефеодальную эпоху. Так, в  Галлии, где к V в. фактически исчез институт друидов – языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, - еще долго жили традиции языческого нравственного, физического, военного воспитания, Верный таким традициям, король остготов Теодорих (ок. 454-526) возражал против того, чтобы готская знать ограничивалась лишь интеллектуальным римским образованием и напоминал своим подданным, что их долг - приучать сыновей к военному делу, укреплять физически.

Длительное  время традиции варварского воспитания действовали на Севере Европы. У скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство отца и других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина. Нордическая традиция не допускала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами. Ярл (вождь) Орхад Рогнвалдр Кали (ум. в 1158 г.) перечисляет следующие достоинства-умения: игра в шахматы, знание рун, работа по металлу, бег на лыжах, стрельба из лука, владение мечом и копьем, игра на арфе, знание поэзии.

Варварские  традиции более всего проявлялись  в семейно-домашнем воспитании, которым  довольствовалось абсолютное большинство  населения Европы. При этом оно  окрашивалось сословными чертами и  особенностями.

-

Сем.-сослов.  воспитание

В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.

Ученичество являлось основной формой обучения в  среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые  становились для него даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало  мастера увеличивать срок обучения (в XIV–XV вв. оно длилось 8-10 лет). Во многих договорах об ученичестве обусловливалось, что мастер позволил ученику посещать в течение одного года или двух лет школу или сам выучит его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем и работал у мастера за плату пока не открывал собственное дело.

Светские  феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а  также и элементы превосходства  над остальными сословиями. В феодальной среде существовало презрительное  отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа "семи рыцарских добродетелей", в которую входили владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но прежде всего юношей обучали военному искусству. Юным феодалам полагалось осваивать  воинскую науку и весь круг необходимых  в жизни знаний и умений, находясь при дворе сюзерена . Педагогами обыкновенно были лица из служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры). С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, исполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и при ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.

Пажи и  оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в  гневе, еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы оруженосца на первый план выдвигалось  религиозное воспитание. В 21 год, как  правило, происходило посвящение в  рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями  на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах  и пр.

В средневековом  эпосе ("Парсифаль", "Тристан  и Изольда", "Бедный Генрих" и пр.) мы находим образцы рыцарского воспитания, противостоявшие авторитарной и грубой педагогической традиции.

Постепенно  рыцарское сословие приходило в  упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, кодекс чести, идеи эстетического и физическое развития рыцарства переступали  узко-сословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

-

Типы  школ

После распада Римской империи в  школьном деле вначале сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые - церковными школами, ученичеством, обучением феодальной знати.

Античные  школы исчезли не сразу. Так, король Теодорих и его наследники (V в.), проводя курс на сближение остготской и итало-римской знати, материально поддерживали грамматиков и риторов. Во Франкском государстве при династии Меровингов (V-VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали школы, кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. При дворе собирались любители греко-римской литературы. По примеру римских императоров была основана дворцовая школа (scola palatina). Северо-франкская знать в конце VI в. не только изъяснялась на латыни, но и писала на этом языке.

Однако к  VII в. школы античного типа полностью исчезли. Произошло это в силу ряда причин: постоянных войн, отсутствия кадров преподавателей, конкуренции церковных учебных заведений, но главное - потому что исчезло античное общество, которое обслуживали эти школы.

Вновь организованные церковные школы стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением этой традиции была латынь (хотя и искаженная). Она стала языком образованной Средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах семи свободных искусств, в методах средневековой школы.

На протяжении периода, длившегося с V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.

Информация о работе Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья