Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые определяли специфику школы и воспитания. Первым фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).

Файлы: 1 файл

Pedagogika.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

Школьное  дело в V-VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных церковных школах. Говоря об этом упадке, один из образованных свидетелей той эпохи писал: "Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает".

Неграмотной была верхушка общества. Так, основатели династии Меровингов не умели даже писать по-латыни. При первых Каролингах (VIII в.) знать также была чужда грамотности. Один из основателей династии, Карл Великий (742-814) оставался невеждой до 30 лет.

-

Карл  Великий

Инициировать  развитие образования пытались светские власти. Заметную роль в этом сыграл создатель обширной империи Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов (Алкуин, Теодульф, Павел Диакон и др.) из Англии, Ирландии, Италии. Монахи составили так называемый "Каролингский минускул" - легко читаемое латинское письмо. Альбин Алкуин (735-804) подготовил "Письмо об изучении наук" и трактат "Всеобщее увещевание", где обосновывалась необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.

Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Спустя два  года он освоил латинскую грамоту, начала астрономии, стал сведущ в риторике и литературе. Карл вдохнул новую  жизнь в созданную при Меровингах дворцовую школу. Ей было дано громкое  имя академии. Школа вела кочевой образ жизни, переезжая вместе с королевским двором. Но основной резиденцией оставалась столица империи Аахен. Учениками были дети императора, его приближенных и высших лиц церкви. В виде исключения академию могли посещать выходцы из более низких сословий. В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь, теологию, труды римских авторов (Вергилий, Гораций, Цицерон, Сенека). Академия культивировала высокую по тогдашним меркам образованность.

Карл был  одним из первых крупных политических деятелей Средневековой Европы, кто  осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял  учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий, где учили бы "символу веры и молитвам". Это была, по сути, одна из первых в Европе попыток организовать обязательное и бесплатное элементарное обучение.

Но результата шаги, предпринятые Карлом, не принесли. Вскоре после его кончины перестала  существовать дворцовая школа. Среди  светских феодалов вновь возобладало  отрицательное отношение к книжной  культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее  начало было положено. Не случайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают "День святого Шарля (Карла)" в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.

-

Церковные школы

В раннесредневековой Европе сложились два главных  типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

Церковные школы  существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах - 7-10-летние дети, в больших -старше 10 лет).

В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись церковными учебными заведениями основного типа.

В течение  IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживали упадок. В числе причин этого явления можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился.

Среди создателей первых монастырских школ Средневековой  Европы следует назвать Кассиодора. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.

Заметно выделялись монастырские школы Англии и Ирландии. Последняя слыла у современников "островом ученых". Ирландские и  английские монахи (среди наиболее известных – Алкуин) создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Они принимали  участие в школьных реформах континентальной Европы.

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Создатель ордена (529) -монах Бенедикт Нурсийский (480-533). Это событие выглядело  ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов на первых порах обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков  в возрасте 7 лет (посвященные дети). Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа). Бенедиктинцам  европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия превратилась в единственный язык ученых, а также  язык преподавания.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом "Тело - враг души".

В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже - по голому телу. В XIV-XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, причем в XV в. бич. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагалось вбивать кулаками. Характерно, например, что название популярного в те времена учебника по грамматике "Берегущая спину" как бы предупреждало нерадивых о неотвратимом физическом наказании. Призывы некоторых деятелей церкви (в частности, Ансельма Кентерберийского - 1033-1109) прекратить вакханалию наказаний педагоги не слышали.

Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам  грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая  знакомила с религиозным учением  и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли  начала астрономии.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь.

Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный  букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры. Работа с учащимися по этому пособию  сопровождалась устными наставлениями  на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь (книгу псалмов) сначала  заучивали наизусть, а потом (после  усвоения алфавита) читали.

Затем учили  письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной  палочкой (стило), т. е. так же, как  в античную эпоху. Лишь избранные  использовали дорогой пергамент (до VI в.), перья, чернильницы из рогов животных (чернила делали из сажи). Считать учили по пальцам рук и ног, с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди левая рука означала цифру 10 тысяч, скрещенные руки - 100 тысяч.

Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Там обучали по программе семи свободных искусств.

Канон семи свободных искусств обычно включал  следующие дисциплины: грамматику (с  элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику.

Программа семи свободных искусств делилась на две  части: низшую - тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - квадривиум (арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно основательно изучались дисциплины, которые являлись базовыми для будущих священнослужителей, - грамматика и музыка.

Грамматика  была главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с усвоения элементарных правил (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.), простейших фраз. При обучении грамматике пользовались учебниками Присципиана, Доната, Диомеда, Алкуина (до IX в.), Ратерия (в X в.), Александера (до XV в.). Постепенно учебники упрощались, становились доступнее. Например, в учебном пособии Александера латинская грамматика и Библия излагались в рифмованном виде.

После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты (басни или др.). Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Выбор литературы было крайне консервативным. Прежде всего это были труды отцов церкви (например, Пруденция, Седулея). В программу входили также сочинения Сенеки, Катона, Орозия и некоторых других античных авторов.

Диалектика  и риторика преподносились одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как  логика. Вторая учила правильно строить  фразы, искусству красноречия, которое  высоко ценилось у служителей культа и аристократии.

Обучение  философии и диалектики опиралось  в первую очередь на произведения Аристотеля. Кроме того, предлагались для заучивания тексты из сочинений  святого Августина и других отцов  церкви. Уроки географии и геометрии  давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью  чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала  своей геометрической фигуре.

Астрономия  носила прежде всего прикладной характер и была связана с вычислениями многочисленных церковных праздников.

В музыкальном  образовании наименьшее внимание уделялось  обучению игре на инструментах. Главным  считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом. Музыке обучали  с помощью нот, обозначаемых буквами  алфавита. Линейная нотная грамота  появилась в 1030 г.

Программа по арифметике предусматривала не столько  овладение четырьмя арифметическими  действиями, сколько усвоение мистического толкования чисел. Считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, и последним приписывались чудесные свойства.

Универсальными  методами обучения были заучивание и  воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость - наилучший  способ овладения христианским школьным знанием. "Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу", - таков  был девиз школы.

В итоге церковные  школы раннего Средневековья  принесли не много пользы. Детям  из низших слоев, т. е. абсолютному большинству  населения, доступ к образованию  остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. В университетах  XIII-XV вв. первогодков нередко обучали элементарной латинской грамоте, поскольку, те не смогли овладеть ею в школе.

-

В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком их жизненным потребностям образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.

Первые городские  школы появились во второй половине XII - начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и др.

Происходило это по-разному, например, путем трансформации  приходских школ. Так были основаны в Париже в конце XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дама.

Эти учебные  заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких  школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г. - 63 школы, включая 22 женских. В  школах учились дети представителей высших сословий. К окончанию школы  они приобретали умения читать, писать и считать; немного знали латинскую  грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.

Городские школы  рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же самое время гильдейских школ.

Появляются  городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные  заведения для девочек.

Первым городским  школам пришлось преодолевать жесткий  надзор церкви. Католическая церковь  справедливо видела в этих учебных  заведениях опасных конкурентов  церковному образованию. Сначала городские  школы находились под контролем  церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей. Постепенно однако города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей.

Информация о работе Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья