Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:37, контрольная работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть как изменилась культура Западной Европы после Великой французской революции, проанализировать идейные и художественные задачи романтизма и его проявление в литературе, живописи и музыки Западной Европы XIX в., ознакомиться с яркими представителями этого стиля.
Введение. 3
1. Великая французская революция и ее влияние на культуру Европы. 4
2. Идейные и художественные задачи романтизма. 7
3. Романтизм в литературе, живописи, музыке Западной Европы. 9
Заключение. 14
Литература. 15
Таким образом, романтизм становиться не просто стилем, подобно классицизму или барокко, а это уже общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления – от философии и политической экономии – до моды на прически и костюмы. Но все их объединяет одно: конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала.
Внутреннее единство романтизма в Западной Европе реализовывалось необычайно многообразно. Так, французская романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя прежде всего в жанровой живописи – исторической и бытовой, в романистике. Сентиментальный и чувственный английский романтизм дал высочайшие образцы поэзии и пейзажной живописи. Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе и т.д.
Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман (24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин) – немецкий писатель, композитор, художник, яркий представитель романтизма.
Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий иенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.
Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.
Художественная натура для Гофмана это не обязательно поэт или музыкант. Это - человек, наделенный особым даром видения мира, что «ставит его выше обыкновенной толпы - тех фабричных изделий, которые выбрасываются из мастерской в виде нулей и должны иметь впереди себя какое-нибудь число, чтобы что-нибудь да значить» (Гофман. «Дон-Жуан»).
Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например, учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.
Джордж Гордон Байрон (22 января 1788, Лондон — 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция) — английский поэт-романтик.
Романтизм
в Англии, как и всюду в Европе,
был созданием великой
Байрон, как и многие разочарованный исходами
Французской революции, тем не менее рассматривал
ее как самое большое событие современности
и не считал идеи, которые вдохновили ее,
лживыми и пагубными. Мотив бунта против
тирании присущ всей его поэзии, в особенности
– поэме “Каин”.
В формировании художественного метода Байрона решающую роль сыграли «восточные поэмы» и «Чайльд Гарольд». Воспринятые современниками как великое поэтическое открытие, они заложили основы байронизма во всех его жанровых разновидностях, в первую очередь – чисто лирической. Правда, следует отметить, что богатая область байроновской лирики хронологически связана не с отдельными периодами деятельности поэта, а со всем его творческим путем. Лирический герой поэзии Байрона эволюционизировал вместе со своим автором, основные черты его духовного облика, мировая скорбь, бунтарская непримиримость, пламенные страсти и свободолюбивые устремления – оставались неизменными. Богатство и разнообразие этих психологических оттенков определяет звучность того резонанса, который был вызван лирикой Байрона и не умолкал на протяжении всего XIX в., вызывая ответные отклики в мировой поэзии.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник, гравёр.
Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Его
фантасмагории вышли на свет в
офортных сериях
“Капричос”(1797—1799), “Бедствия войны”(1810—1820),
“Диспарантес
(“Безумства”) (1815—1820), росписях “Дома
глухого” и церкви Сан Антонио де ла Флорида
в Мадриде (1798). Тяжелая болезнь в 1792г. повлекла
за собой полную глухоту художника. Искусство
мастера после перенесенной физической
и духовной травмы становится более сосредоточенным,
вдумчивым, внутренне динамичным. Закрывшийся
вследствие глухоты внешний мир активизировал
внутреннюю духовную жизнь Гойи.
В офортах “Капричос” Гойя достигает исключительной силы в передаче мгновенных реакций, стремительных чувств. Черно-белое исполнение, благодаря смелому сочетанию больших пятен, отсутствию характерной для графики линеарности, приобретает все свойства живописного произведения.
Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Темпераментность мазка, лаконизм композиции, выразительность характеристики действующих лиц, типаж которых взят Гойи прямо из толпы, поражают. Художник изображает чудо Антония Флоридского, заставившего воскреснуть и говорить убитого, который назвал имя убийцы и тем самым спас невинно осужденного от казни. Динамизм ярко реагирующей толпы передан Гойи и в жестах, и в мимике изображенных лиц. В композиционной схеме распределения росписи в пространстве церкви живописец следует за Тьеполо, но реакция, которую он вызывает у зрителя, не барочная, а сугубо романтическая, затрагивающая чувство каждого зрителя, призывающая его обратиться к себе.
С именем Гойи связано становление искусства Нового времени, его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру XIX – XX веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино.
Эжен Делакруа (26 апреля 1798, Шарантон, Сен-Морис — 13 августа 1863, Париж), французский художник, виднейший представитель романтизма в изобразительном искусстве.
Вершиной его творчества, как и всего героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» (1830-31, Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. Он пишет также картины на мифологические, религиозные, исторические темы («Битва при Пуатье», 1830, Лувр, Париж; «Битва при Нанси», 1831, музей, Нанси; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.
Фредери́к Шопе́н (22 февраля (по другим сведениям — 1 марта) 1810 года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17 октября 1849, Париж) — польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства.
Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена — родоначальника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени — уникальное явление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки, он сконцентрировал в ней разнообразнейшие и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Художественный мир Шопена отличается универсализмом: глубочайшая психологичность и сокровенный лиризм сочетаются с постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отдельных настроений — с крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность — с активной действенностью. Характерная особенность его музыкального языка — новаторский синтез. Композитор-романтик, Шопен в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм. В то же время его произведения отличает моцарское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала.
Жанры
и формы фортепианного
Вильгельм Рихард Вагнер (22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ.
Крупнейший реформатор оперной музыки. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно на модернизм и декадентство. По Вагнеру, музыкальная драма – произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм – в первую очередь, итальянской и французской. Первую он критиковал за излишества, вторую – за пышность. С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини, Верди, Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».
Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного, непрерывного развития «музыкальной ткани» – от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»). В классической опере Верди и Россини отдельные номера (арии, дуэты, ансамбли с хорами) делят единое музыкальное движение на фрагменты. Вагнер же полностью отказался от них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Увертюры Вагнер заменил прелюдиями – короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин», эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.
Информация о работе Великая французская революция и ее влияние на культуру Европы