Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:37, контрольная работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть как изменилась культура Западной Европы после Великой французской революции, проанализировать идейные и художественные задачи романтизма и его проявление в литературе, живописи и музыки Западной Европы XIX в., ознакомиться с яркими представителями этого стиля.
Введение. 3
1. Великая французская революция и ее влияние на культуру Европы. 4
2. Идейные и художественные задачи романтизма. 7
3. Романтизм в литературе, живописи, музыке Западной Европы. 9
Заключение. 14
Литература. 15
Содержание
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту и общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества.
Столкновение
противоположных тенденций, борьба
основных классов — буржуазии
и пролетариата, поляризация общества,
стремительный взлет
Различные ценностные ориентации основывались
на двух исходных позициях: установлении
и утверждении ценностей буржуазного
образа жизни. Отсюда — появление столь
несходных явлений
Цель
данной контрольной работы рассмотреть
как изменилась культура Западной Европы
после Великой французской
1.
Великая французская
революция и ее влияние
на культуру Европы
Франция всегда играла огромную роль в жизни многих европейских государств. Многие говорили, что для того чтобы понять и узнать Европу, достаточно узнать Францию.
Великая французская буржуазная революция 1789 – 1793 есть классический политический переворот буржуазного типа. Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, среди которых в качестве неотъемлемых, в частности фигурировали собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Обещанное просветителями «Царство разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности оказалась растоптанной якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной (капиталистической) эксплуатации, а революционное братство третьего сословия распалось, и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. Весь ход событий, казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то как возможно столь разительное несоответствие результатов – целям? Отныне проблема соотношения идеала и действительности стала волновать общественное сознание не меньше, чем поиск исторической закономерности в происходящем. В логическом аспекте именно это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социо-культурного развития в XIX в.
Влияние на Европу Великой французской революции так велико, что его трудно переоценить. Она повлияла не только на отдельные события в отдельных странах, но и, по единодушному признанию историков, оказала огромное влияние на весь XIX век. Она осуществила свое стремление к добру и справедливости через торжество идей разума, свободы и равенства. Реакция на французскую революцию очень неоднозначна. События во Франции со всей очевидностью показали, что всякая революция несёт в себе бунт, анархию и террор. Борьба за лучшую жизнь всех людей, за идеалы свободы и справедливости для многих современников превращается в ужасы репрессий, террор, варварский беспредел и смерть.
Французская революция стала практической кульминацией философии просвещения, носившей все великие идеи позднейшего времени. Корень слова просвещение – “свет” указывает на главную цель просветителей – развеять с помощью разума тьму невежества и пелену лжи, открыть человеку истину о нём самом и о действительном положении вещей.
"Познай истину и истина сделает тебя свободным" – вот неизменный лозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, разум становится все более логичным, независимым от страстей и групповых интересов, постепенно он осознаёт не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий, он становится все более моральным и яснее осознает свои главные цели – достижение равенства, свободы и справедливости.
Немало общественных и культурных деятелей Европы выражали в то время точку зрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишь в нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданах чувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. А нравственное воспитание возможно лишь там, где установлено имущественное равенство и запрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны были стать уничтожение неравенства между нациями, достижение равенства и солидарности общественных классов, совершенствование человека. Это, конечно, не произойдет быстро. Для этого надо развивать культуру, влияющую на развитие человека. Развивать умы. Развивать науки и просвещение. Для этого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека, жизнь государства его Конституция и законы должны точно соответствовать природе разума.
Характерной чертой европейского искусства XIX столетия является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни отодвигаются на задний план – как, например, архитектура, не сумевшая решить дилеммы «красота – польза», другие выдвигаются на авансцену: в романтизме – поэзия и музыка, в реализме – социальный роман, и т.д. Это касается принципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники – фотографии, кино, рекламы и т.д., способствующих дальнейшему «обмирщению» искусство большей склонности к коммерциализации и утилитаризму, чем традиционные виды.
Европейское искусство претерпевает существенные изменения в институциональном аспекте. Хотя уже в ХVIII в. Происходит осознание специфики художественной деятельности, только в XIX в. складывается ее классическая модель в виде системы институтов художественной культуры.
В мир художественной деятельности на ряду с профессиональным творчеством входит фольклор, который начиная с романтизма функционирует оп правилам высокой культуры (фольклорные тексты кладутся в основу литературных, музыкальных и других произведений), а так же прикладное искусство и художественная промышленность. Союз художественной культуры и фабричного производства, обозначенный XIX веком, не был безопасен. Он привел к стандартизации предметного мира человека, снижению эстетической ценности бытовой вещи, а массовое тиражирование произведений искусства – при всей его значимости для повышения общеобразовательного уровня населения, поставило искусство на поток, лишило его тайны. Не случайно именно в XIX веке зародились «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» т т.п. – составляющие массовой культуры XX в.
В таких условиях все более значимой становилась роль высокого искусства, и оно настойчиво претендовало на занятие ключевых позиций в духовной культуре. В обстановке постоянных революционных потрясений, в этом бесконечном историческом хаосе важнейшей духовной проблемой стала не проблема освоения действительности, а выражение отношения к ней человека. И здесь роль искусства трудно переоценить. К тому же зачастую лишь одно оно и могло быть легальным рупором общественных настроений. Искусство начало превращаться в своеобразный язык философии, которая отошла от универсальных рационалистических построений и погрузилась в сферу субъективного опыта. Искусство превратилось в главную сферу выражения нравственных исканий и переживаний. Соответственно возросла самооценка искусства как креативной силы культуры. Оно взяло на себя роль судьи над обществом, впервые противопоставило себя ему, и, отгородившись от него, в конце века утвердила свою самоценность (эстетизм, теории «искусства для искусства»).
Таким
образом Великая французская
революция и события
Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений и т.д., вряд ли могла найти более адекватную форму выражения в искусстве , чем романтическое бунтарство.
Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия, т.е. сопоставление и противопоставления реального и воображаемого миров, организующего, конструирующего принципа романтической художественно-образной модели. Причем реальная действительность, «проза жизни» с ее утилитарностью и бездуховностью расценивается как не заслуживающая внимания человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, – сущностная сторона романтизма.
Отвергая
современную ему
Первое направление – это уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре); романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, в полотнах Делакруа). В случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).
Второе направление ухода от действительности – переход в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многое другое; конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.
Третье направление отказа от мерзкой, ничтожной действительности – сокровенные уголки своего «Я», уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)
Вышесказанное приводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм».
Обращаясь к национальным истокам не искаженного социумом природного бытия, знакомясь с жизнью других народов, романтики обнаруживают ее бурную динамику, уникальность, неповторимость, несводимость к общим законам. Релятивизм историзма романтиков – продукт бурной революционной эпохи, отрицательного отношения породившему ее Просвещению, с его генерализирующей идеей и отвлеченно-героизированной трактовкой истории, а так же негативизм по отношению к настоящему. Это не только препятствовало постижению своего времени, но и открывало путь к мистификации и мифологизации исторического процесса. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме.
Поскольку разум доказал, с точки зрения романтиков, свою неспособность предвидеть ход истории, ее зигзаги, единственно надежным источником познания остается голос сердца, интуиция. И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Отсюда и вытекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения, как «индивидуалистический субъективизм» – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире.
Присуще культуре нового времени признание высокого ранга личности выливается в романтизме в идею ее уникальности и неповторимости. Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. Далеко не случайна в романтизме эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно художественное воплощение, контрастирующее с морализирующим духом культуры предыдущей эпохи.
Так же в романтизме появляется идея «синтеза искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство прежде развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. «Синтез искусств» – это прообраз преодаления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.
Информация о работе Великая французская революция и ее влияние на культуру Европы