Веды как источник философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - показать то, что Веды являются основой индийской культуры. В работе ставятся основные задачи:
- раскрыть сущность и значение религиозных представлений Древней Индии;
- рассмотреть варно-кастовый строй как основу религии;
- рассмотреть влияние Вед на культуру и искусство;
- выявить наиболее значимые обряды и обычаи индуистов.

Оглавление

Введение 3
1. Веды как источник философии 6
1.1. Тексты священных Вед Древней Индии 6
1.2. Веды и кастовый строй Индии 10
2. Культурно-религиозные обычаи в Индии 15
2.1. Влияние Вед на религиозные традиции В Индии 15
2.2. Скульптура, музыка, танцы, кино Индии 19
2.3. Влияние Вед на семейные отношения 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Веды как основа индийской культуры.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 


 


 


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для современного обывателя Индия представляется сказочной страной. Много мифов и легенд связанных с этой страной будоражат умы европейцев уже не одно столетие. Особое восхищение вызывает культура Индии. В последнее время выходит немало литературы связанной с культурными обычаями Индии. Интерес к ведическому знанию и культурному наследию сегодня велик. Как и предсказывали сами Веды, он существует в самых разных традициях. Речь идет не об одной школе или учении, а о сотнях школ в Индии, России и других странах мира. Ведические знания многогранны и многоуровневы.

Актуальность данной темы обуславливается еще и тем, что в последнее время всё чаще поднимается вопрос о правах женщин в Индии. Культура Индии, оставила глубокий след в мировой цивилизации. Религиоведческое обучение, религиоведческая пропаганда знаний основ мировых религий и других течений стало социальной необходимостью. Не являются исключением и религии Индии, такие как индуизм и брахманизма. Исследование проблем Индии, прошло несколько этапов - от деятельности первых ученых-энтузиастов и до формирования самостоятельных национальных школ.

Ведической культуре и зрелищным искусствам как одному из ее аспектов посвящено обширное число научных исследований индийских искусствоведов, философов, культурологов. К числу наиболее интересных исследований, посвященных истории, философско-эстетическим основам зрелищных искусств следует отнести труды Е.Бхавнани, П.Банерджи, Н.Кастури, С.К.Чаттерджи, М.Гхоша, Г.Т.Дешпанде и других. Огромное значение для европейского культуроведения имел перевод на английский язык теоретического трактата «Бхаратанатьяшастра», сделанный Маномо-ханом Гхошем.

Среди отечественных авторов в первую очередь важно назвать труды исторического и историко-культурного характера, литературоведческую, философскую и этнографическую литературу востоковедов Ф.И. Щербатского, С.Ф.Ольденбурга, И.П.Минаева. Пожалуй, ближе всего к теме исследования оказались работы Котовской М.П. «Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии», Сидоровой B.C. «Художественная культура Древней Индии», Ерасова Б.С. «Культура, религия и цивилизация на Востоке». В фундаментальном труде М.П.Котовской представлена концепция синтеза индийских зрелищных искусств. Гипотезы о происхождении индийского театра и вопросы теории театрального искусства Древней Индии удачно освещены В.С.Сидоровой. Концепция «раса» фундаментально представлена Ф.И. Щербатским в статье «Теория поэзии в Индии», Гринцером П.А. «Теории эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике», Эрманом В.Г. в книге «Драматургия и театр Индии»

Теоретические обоснования и исследования явлений культуры Древнего Востока, в частности Индии, представлены в работах Г.В. Драча «Культура древних цивилизаций», А.Н. Ерыгина «Историческая типология культуры», «Восток - Запад - Россия», В.С. Костюченко «Классическая веданта и ведантизм», В.С.Васильева «История религий Востока» и др. Однако в этих работах не уделяется внимание типологической целостности индийской культуры, сохраняющейся во времени и пространстве. Границы ведической культуры определены от прихода ариев до появления буддизма, а ее художественно-эстетический аспект представлен незначительно.

В данной работе использовалась литература научного характера, научно-популярного направления, а также справочная литература. Работа Анго М. «Классическая Индия» рассматривает цивилизацию полуострова Индостан в вековых традициях народов Индии. Другой автор Бонгард-Левин Г.М. «Индия: история и культура» считает что изучение истории и культуры древнего Востока - одна из важных составных частей отечественной исторической и востоковедной наук.

Ванина Е.Ю. в работе «Средневековое мышление. Индийский вариант» содержится реконструкция элементов картины мира средневекового индийского общества и входящих в него социальных групп, рассматривается восприятие ими таких основополагающих сторон бытия, как пространство, время, общество, человек. Каждому из этих четырех проблемно-тематических блоков посвящена отдельная глава. В центре внимания автора находится как специфика мировосприятия индийцев, так и общие черты, которые оно обнаруживает с типологически сходными воззрениями других обществ эпохи средневековья.

Объектом данного исследования являются историко-философская концепция (ее структура и основные понятия), ее связи с общефилософскими взглядами Вед. Предметом же являются влияние Вед на культуру индийского общества.

Цель данной работы - показать то, что Веды являются основой индийской культуры. В работе ставятся основные задачи:

- раскрыть сущность и значение  религиозных представлений Древней Индии;

- рассмотреть варно-кастовый строй как основу религии;

- рассмотреть влияние Вед на культуру и искусство;

- выявить наиболее значимые  обряды и обычаи индуистов.

 

1. Веды как источник философии

1.1. Тексты священных Вед Древней Индии

 

Веды - священные тексты, составленные на языке индоевропейской языковой семьи, условно называемые в науке «ведийским санскритом», а также материалы двух эпических поэм – «Махабхараты» и «Рамаяны»1. Основное содержание Вед - религиозно-философские сочинения, сборники этико-правовых предписаний и ритуальные тексты, многие из которых создавались представителями брахманской прослойки, отвечали ее интересам, отражали ее взгляды и установки.

В современной Индии традиционно считают знание Вед источником мудрости индийцев. Веды учат возвышаться над несчастьем, над гневом и завистью, искать истину.

Священными текстами брахманизма служили Веды (от индоарийского корня ved – «знать», ср. рус. «ведать»), которых было четыре. Наиболее значимой и древней по происхождению считалась Ригведа – сборник священных гимнов, самые ранние из которых служили свидетелями существования еще индоевропейской религиозной общности. Уступали ей по времени написания Самаведа и Яджурведа, включавшие в себя священные заговоры и магические формулы с описанием совершаемых в процессе их произнесения обрядов. Самой поздней из Вед является Атхарваведа, в которую оказались включены гимны и песнопения, отсылающие уже к эпохе пребывания ариев на территории Индии. Судя по гимнам Ригведы, общее количество индийских божеств было громадным: только главных богов насчитывалось 33, а общее количество всех божеств составляло 3339, к ним добавлялись еще и духи – дэвы и асуры. Интересно, что асуры в брахманизме находились на положении отрицательных существ, а дэвы – положительных, в то время как у иранцев, относившихся к той же группе индоевропейских народов, что и арии, распределение было обратным: добрые асуры и злые дэвы. Этот факт может свидетельствовать только о том, что в первоначальной индоевропейской религии не существовало четкого деления духов на добрых и злых, а разделились они (дэвы и асуры) по какому-то иному, не известному нам принципу.

Многие из индийских богов имели четко выраженное индоевропейское происхождение, например Дьяус-питар (ср. Zeus-pater – бог-отец) – бог неба; Ушас (греческая Эос) – богиня утренней зари и т. д. Наиболее популярными богами из индийского пантеона на ранней (ведической) стадии развития религии были Варуна, Индра, Сурья и Агни.

Постепенное развитие религиозных представлений в индийском обществе, сопровождаемое усилившейся конкуренцией со стороны буддизма, привело к тому, что ведическая (брахманистская) религиозная система подверглась значительной трансформации, приспосабливаясь под усложнившуюся социальную структуру, требующую упрощения основ вероучения и культовой практики. Итогом реформирования брахманизма стало появление индуизма (III–II в. до н. э.).

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, совр. Инд), которое зафиксировано еще в «Авесте». Сами же хинду (индусы, индуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продолжают использовать и самоназвание религии - «санатана дхарма», что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно - как «извечный порядок», «извечный закон»2.

Ведийская литература подразделяется на самхиты - сборники гимнов, заклинаний и молитв, брахманы - прозаические трактаты, толкующие ритуалы и подробно объясняющие систему жертвоприношений, упанишады - религиозно-философские трактаты.

К этой литературе примыкает богатая литература сутр, сочинения, которые толкуют вопросы религии, философии, науки, этики, повседневной жизни. Сутры порой называют «ведантой» (букв. - часть Вед). В веданту включаются ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия.

К веданте относятся и многочисленные трактаты, касающиеся ведийского ритуала, - кальпасутры, которые подразделяются на грихьясутры и дхармасутры. Грихьясутры - сборники наставлений по домашним обрядам. Дхармасутры включают в себя предписания, затрагивающие домашние обряды и правила семейной жизни, регулируют социальную жизнь человека, касаются положения различных групп населения, их взаимоотношений с государством и т. д.

К самхитам относят четыре сборника: «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яджурведа» (жертвенные формулы и толкования и «Атхарваведа» (магические формулы)3.

Сборники «Самаведы» и «Яджурведы» не так оригинальны, поскольку в большей своей части повторяют «Ригведу» и представляют меньшую ценность как исторические источники.

Самхита «Ригведы» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась на рубеже II и I тыс. до н. э., хотя некоторая часть гимнов, вероятно, была создана в III или даже в VI тыс. до н. э. Ее текст состоит из десяти книг - 1028 гимнов.

В текстах «Ригведы» содержится много исторического материала о политической организации и социальных отношениях ранневедийской эпохи, хозяйственной деятельности населения, обычаях и нравах, о процессах возникновения классового общества и государства, имеются и конкретные исторические факты о соперничестве между индоарийскими племенами и их борьбе с неарийскими этносами, расселении ведийских коллективов и освоении ими новых территорий.

Золотая пластинка с изображением богини земли Притхиви. Лаурья Нандангарх, штат Бихар. VIII - VII вв. до н. э.

Другой, не менее важный ведийский памятник «Атхарваведа» сложился в более поздний период, его окончательная редакция, по-видимому, произошла в VII - VI вв. до н. э. Гимны «Атхарваведы» содержат религиозные и религиозно-философские идеи, имеются архаичные тексты, которые отсутствуют в других сборниках. Анализ «Атхарваведы» позволяет воссоздать различные стороны жизни древнеиндийского общества. Гимны проливают свет на хозяйственную деятельность, развитие земледелия и ремесла, данные о состоянии медицинских, астрономических и др. знаний.

Наступление новой эпохи в истории древнеиндийского общества ознаменовали тексты прозаических трактатов - брахманов. Они оформились к VIII - VI вв. до н. э.4

Заключительную часть ведийской литературы составляют упанишады. Среди них выделяется 10 - 12 главных, наиболее древних, датируемых VII - VI вв. до н. э. Они отличаются от брахман своей религиозно-философской трактатностью. Изложенный материал отличается конкретностью и историчностью, особенно важен для установления предпосылок возникновения буддизма и позднейших религиозно-философских систем. Данные упанишад позволяют проследить ход дальнейшего развития государственности и образования первых государств в долине реки Ганг.

Таким образом, свидетельства Вед рисуют нам картины общественной жизни Индии. Однако они требуют определенного критического анализа, так как являются предметом устного творчества. А хорошо известно, что в древности очень сильной была традиция устной передачи текста, из поколения в поколение, при этом старались сохранять их первоначальный смысл, но в поисках сюжета часто обращались к мифологии, а при описании действительных событий не стремились к точности. Кроме того, ряд текстов был оформлен письменно лишь в первые века нашей эры и допустимо думать, что зафиксированы были не все произведения устного народного творчества.

Поэтому картины общественной жизни древней Индии заметно дополняют данные археологических раскопок поселений культуры Хараппы III - II тыс. до н. э. Эта культура развивалась в долине Инда, в Северо-Западной Индии, которая представляла собой зону обитания земледельцев и скотоводов. Именно здесь в III тыс. до н. э. была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и Древний Египет. Археологические раскопки в Хараппе (совр. Пакистан) и долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся задолго до появления в Индии индоарийских племен.

1.2. Веды и кастовый строй Индии

 

Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось все грандиозное здание индуизма. Период с III-II тыс. до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. может поэтому с полным основанием считаться формативным. Уже в то время можно засвидетельствовать существование тех основных составных частей, из которых впоследствии сложилась мировоззренческая система индуизма.

В ведийских текстах доминирующей является религиозно-мифологическая система воззрений с повышенным и пристальным вниманием к космогонии. Иначе и быть не могло: человек традиционного архаического общества видел и ощущал себя в неразрывной связи с космосом, с космическими ритмами, в отличие от современного человека, связанного прежде всего с историей5.

Информация о работе Веды как источник философии